Правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Правовые отношения – это особый вид идеологических отношений, зависящий от материальных, базисных отношений. Эта зависимость проявляется, во-первых, в том, что регулируемые правом волевые общественные отношения обусловливаются базисными отношениями; во-вторых, нормы права, выступающие важнейшей предпосылкой правоотношения, также, в конечном счете, зависят от базисных (экономических) отношений. Вот почему правовые отношения не могут быть понятны ни из самих себя, ни из так называемого всеобщего развития человеческого духа; наоборот, они коренятся в материальных условиях жизни.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие правоотношения 4
Признаки правоотношения 8
Глава 2. Состав правоотношений 11
Глава 3. Виды правоотношений 22
3.1. Общие и конкретные правоотношения 23
3.2. Регулятивные и охранительные правоотношения 29
Заключение 37
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

ТГП правоотношения.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Общие правоотношения относятся  к числу тех правоотношений, которые  непосредственно не ощущаются, поскольку лежат в основе (глубине) механизма правового регулирования. Если конституционные права и свободы являются всеобщими, равными и постоянными, принадлежат всем и каждому, то и правоотношения, выступающие опосредованно, являются общими, статическими, бессрочными, охватывающими всех граждан. В этих отношениях носители обязанностей не всегда точно определены заранее, как это имеет место в конкретных правоотношениях. Правообязанным перед носителем общего конституционного права может оказаться любой индивидуальный или коллективный субъект права из числа, предусмотренных в законе (должностное лицо, государственное учреждение, коммерческое предприятие, отдельный гражданин, государство в целом).

Конституционные обязанности  граждан сформулированы в виде властных предписаний государства, вменяющих в обязанность всем гражданам должный вид поведения. Этим обязанностям соответствует право государства требовать от граждан определенного поведения. Специфика обязанностей государства по отношению к гражданину в общих правоотношениях состоит в том, что содержание обязанности, корреспондирующей каждому из конституционно провозглашенных прав граждан, сводится к необходимости обеспечить реализацию этих прав. В одних случаях это достигается путем активных положительных действий государственных органов и должностных лиц; в других — преимущественно путем воздержания от действий, способных нарушить права граждан.

Разграничение общих  и конкретных правоотношений, уяснение их отличительных черт помогает правильнее подойти к вопросу о природе и особенностях реализации не только правового долга, но и субъективного права (являющегося важным элементом регулятивной функции).

Разграничение общих  и конкретных правоотношений имеет важное значение и для правильного понимания правопорядка, который невозможно объяснить, если исходить из существования только конкретных отношений. Как известно, многие нормы осуществляются субъектами права вне типичных ситуаций «должник — кредитор», «продавец — покупатель», «правонарушитель — управомоченный орган государства» и т. п. Так, использование гражданином политических прав и свобод (свободы слова, свободы демонстраций и уличных шествий, свободы совести) не означает возникновения в каждом случае конкретного правоотношения (не говоря уже об исполнении правовых запретов, где даже трудно представить наличие конкретно го правоотношения). Но можно ли считать, что использование указанных прав и исполнение обязанностей проходит где-то за рамками правопорядка? Разумеется, нет. Правомерные действия такого рода составляют важнейшую часть правопорядка, его существенную черту. Правопорядок шире системы конкретных правоотношений, так как правомерные действия субъектов права, их права и обязанности нельзя сводить только к правомочиям и обязанностям участников конкретных правоотношений.

В заключение можно сделать некоторые выводы относительно характерных признаков общих и конкретных правоотношений. Общая юридическая связь (общее правоотношение) вытекает из условий государственной организации общества. Посредством ее определяется круг субъектов права, их принципиальное правовое положение (долг, права и обязанности). Вместе с нормами права она образует юридическую основу, на которой возникают затем многочисленные и разнообразные конкретные правоотношения. Для возникновения и существования общего правоотношения не требуется наступления конкретизирующего юридического факта, акта применения норм права, достаточно наличия субъекта права, правовой нормы, содержащей не персонифицированные право или обязанность, в соответствии с которыми предполагается требуемое поведение и, основываясь на которых, субъекты права совершают конкретные, юридически значимые действия.Общая юридическая связь не является единственным видом правовой связи между субъектами права. Главное место в достижении целей правового регулирования принадлежит конкретной правовой связи, т. е. конкретным правоотношениям. Различие между общими и конкретными правоотношениями состоит в неодинаковых предпосылках их возникновения.

Конкретное правоотношение вытекает из общего, но для его возникновения необходимы дополнительные юридические основания: помимо субъектов и нормы права требуется еще акт применения правовой нормы и юридический факт, индивидуализирующий это правоотношение. Наличие или отсутствие таких оснований дает возможность различать конкретные правоотношения и общие, тем самым персонифицировать их участников. В рамках конкретных правовых отношений достигается наибольшая определенность правового положения субъектов права, наивысшая степень юридической оформленности их взаимоотношений. А общая правовая связь субъектов права лишена такой четкости и определенности.

Общая правовая связь  охватывает не одно конкретное явление, конкретный факт, а относительно большое число правовых явлений, которые имеют некоторое сходство между собой. Например, все граждане являются носителями конституционных прав и обязанностей независимо от того, знают они друг друга или нет, представляют себе эти права и обязанности или нет. Юридическим моментом, объединяющим всех граждан в рамках общей правовой связи, выступает гражданство.

Специфика общих правоотношений состоит в том, что они возникают на основе норм Конституции РФ и других государственно-правовых актов конституционного значения, носят общий, а не строго индивидуализированный характер и не имеют заранее определенных субъектов; являются постоянными, бессрочными, опосредуют наиболее существенные и стабильные связи и отношения; выражают общее правовое положение субъектов, их основные, общие для всех права и обязанности, взаимную ответственность между государством и гражданами; возникают непосредственно из закона, а не из юридических фактов; служат основой для возникновения и функционирования разнообразных конкретных правоотношений14.

 

    1. Регулятивные и охранительные правоотношения

 

При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права и регулируют общественные отношения непосредственно, как бы накладываются на них путем предоставления субъектам прав и обязанностей. Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий характер, т.е предусматривают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов.

Соответственно основным юридическим функциям права выделяются регулятивные и охранительные правоотношения.

Регулятивные правоотношения — это основные виды правоотношений, они зависят прежде всего от функций  права, влияющих на юридический характер правоотношений. Регулятивные правоотношения возникают как следствие реализации правом регулятивной функции в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм, на основе правомерных юридических фактов и направлены на урегулирование общественных отношений в рамках установленной компетенции, правового статуса, субъективных прав и обязанностей. Регулятивное — значит правильное, правомерное правоотношение. Оно характеризует обычные, нормальные правовые связи между субъектами. Они направлены на упорядочение и развитие общественных отношений.

Любое гражданское общество заинтересовано в возникновении  и развитии регулятивных правоотношений. Своевременное, беспрепятственное и надлежащее их осуществление — свидетельство практического претворения в жизнь требований права. Этим же достигается повышение эффективности его воздействия на развитие общественных отношений. Регулятивные правоотношения образуют естественную ткань правопорядка, поскольку являются следствием правомерных действий участников регулируемых общественных отношений. Каждый субъект права уверен, что в разумной реализации его прав и обязанностей заинтересовано все общество и государство. При этом развивается инициатива и повышается активность субъектов права, реализуются установленные права и свободы человека, что, в свою очередь, ведет к укреплению правового положения и самого исполнителя правовых предписаний.

Наличие регулятивных правоотношений свидетельствует также о том, что в государстве имеются возможности для осуществления гражданами своих прав и обязанностей добровольно, без государственного принуждения. Правовая обязанность, исполняемая в этих правоотношениях, становится уже осознанной необходимостью поведения и, стало быть, осуществляется не в качестве вынужденной реакции на притязание, а как стремление удовлетворить законный интерес носителя субъективного права.

Регулятивные правоотношения бывают общие и конкретные. В общерегулятивных правоотношениях осуществляется закрепление  круга субъектов права, установление их общего юридического положения. Вместе с юридическими нормами они образуют ту основу, на которой возникают многочисленные и разнообразные конкретные правоотношения. Типичным общерегулятивным правоотношением выступает гражданство, которое опирается на два важнейших акта: Конституцию РФ и Закон о гражданстве.

Как уже было отмечено, для возникновения и существования общих правоотношений не требуется конкретного юридического факта, а достаточно лишь наличия нормы субъекта права (гражданина, органа государства, общественной организации). В этих отношениях «каждый связан с каждым», но только в общей форме. Подобные правоотношения возникают в силу существования государственной организации общества, в силу необходимости правовой регламентации огромного круга общественных отношений, упорядочить которые могут, в частности, юридические связи субъектов общерегулятивных правоотношений.

Однако общая регулятивная правовая связь не является единственной формой связи между субъектами права. Главное место здесь принадлежит конкретной правовой связи (конкретным регулятивным правоотношениям) , в установлении которой заключается важнейшее направление регулятивного воздействия права.

Права и обязанности, возникающие вследствие наступления  юридического факта, необходимо реализовать. В нормах права предусматривается, какие именно права и обязанности возникают по поводу того или иного юридического факта и с наступлением каких обстоятельств они изменяются или прекращаются. На этой стадии достигается наибольшая определенность правового положения субъектов права, точнее, наивысшая степень юридической оформленности их взаимоотношений. Здесь уже речь идет о конкретной правовой связи конкретных лиц, возникшей на основе конкретного юридического факта, на основе вытекающих из этого факта прав и обязанностей.

Когда праву одного субъекта корреспондирует обязанность другого  — перед нами регулятивное правоотношение в его простейшем виде. В реальной же действительности в большей части существуют сложные регулятивные правоотношения, в которых субъекты обладают не одним, а несколькими правами и обязанностями.

Имеются регулятивные правоотношения, где сторонами выступают несколько субъектов, каждый из которых является носителем нескольких прав и соответственно нескольких обязанностей.

Если бы право и обязанность не означали одновременно вид и меру поведения, то, разумеется, в правоотношении, где его участникам требуется произвести несколько различных действий, трудно было бы рассчитывать на нормальную, четкую реализацию прав и обязанностей. Благодаря же тому, что права и обязанности субъектов правоотношения наряду с их материальным содержанием являются одновременно локальными правилами, достигается разумное осуществление правоотношения.

В этой связи необходимо остановиться на соотношении права и обязанности как меры поведения локального характера и нормы права как правила поведения общего характера.

Регулятивные особенности  этих правовых явлений различить  нетрудно. Они соотносятся как  общее и частное.

Норма права — это  правило поведения, общее для всех участников регулируемых общественных отношений. А право и обязанность, возникающие в результате наступления юридического факта и реализуемые в регулятивном правоотношении, всегда конкретны. Они выражаются в конкретных действиях субъектов правоотношения — носителей этих прав и обязанностей, в рамках регулятивного правоотношения.

Норма права, конкретизируясь  в правоотношении, как бы трансформируется в правомочие или обязанность  участников правоотношения. Правоотношение иногда определяется как средство «перевода», переключения общих предписаний правовых норм в плоскость субъективных прав и обязанностей для данных субъектов.

Субъективное право  имеется и у участников общих регулятивных правоотношений. Оно определено действием Конституции РФ и других законов. Однако в силу отсутствия конкретного юридического факта, с которым связывается наступление определенных правовых последствий для субъектов права, их действия в общерегулятивных правоотношениях не носят той строгой регламентации, какая наблюдается в конкретных правоотношениях, в которых, как правило, реализуются конституционные права.

Охранительная функция  права выражается в том, что государство  воздействует на поведение отдельных  граждан угрозой принуждения  посредством санкций, запретов, а в случаях правонарушений государственные органы применяют принуждение, которое осуществляется всегда в рамках охранительных правоотношений. Возникновение этих правоотношений объясняется необходимостью урегулировать (упорядочить) отношения, возникающие вследствие неправомерных поступков субъектов права. Нарушение правовой нормы ведет к возникновению между правонарушителем и компетентным органом государства особого (правоохранительного) правоотношения, имеющего целью применение к нарушителю определенной санкции в случае подтверждения неправомерности совершенного действия.

Охранительные правоотношения могут возникать по поводу: а) спора  между субъектами права; б) отклонения их от установленного требования; в) прямого нарушения правовой нормы. Во всех этих случаях появляется необходимость в особой силе, обладающей полномочием (властью, компетенцией) для решения дела по существу (прекращения правоотношения, его изменения, создания нового, вынесения решения и т. п.). Таким учреждением в современных условиях является государство. Поэтому охранительные правоотношения неизбежно «тянутся» к государству, его власти и силе.

Информация о работе Правовые отношения