Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа
Правовые отношения – это особый вид идеологических отношений, зависящий от материальных, базисных отношений. Эта зависимость проявляется, во-первых, в том, что регулируемые правом волевые общественные отношения обусловливаются базисными отношениями; во-вторых, нормы права, выступающие важнейшей предпосылкой правоотношения, также, в конечном счете, зависят от базисных (экономических) отношений. Вот почему правовые отношения не могут быть понятны ни из самих себя, ни из так называемого всеобщего развития человеческого духа; наоборот, они коренятся в материальных условиях жизни.
Введение 3
Глава 1. Понятие правоотношения 4
Признаки правоотношения 8
Глава 2. Состав правоотношений 11
Глава 3. Виды правоотношений 22
3.1. Общие и конкретные правоотношения 23
3.2. Регулятивные и охранительные правоотношения 29
Заключение 37
Список использованных источников и литературы
Основные признаки юридических фактов сводятся к тому, что юридические факты:
а) представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факты;
б) определяются в нормах права, точнее, в их гипотезах;
в) служат непременным
условием возникновения, изменения
или прекращения
г) влекут за собой субъективные
права и юридические
д) обеспечиваются государственным принуждением.
Юридические факты классифицируются по самым различным основаниям.
Наиболее распространенным
критерием классификации
Действия представляют
собой такие юридические факты,
которые полностью зависят от
воли лиц, являющихся участниками правовых
отношений. В зависимости от характера
взаимоотношений с нормами
Правомерные действия выражаются в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. В зависимости от целевой направленности воли людей, совершающих данные действия, от их намерений вызывать или не вызывать своими действиями наступление юридических последствий правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.
Основной отличительной особенностью юридических актов как правомерных действий является то, что они совершаются, чтобы породить определенные юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер. Таковы, например, акты исполнительных органов государственной власти, судебные решения и определения. Многие же юридические акты не имеют властного характера. Эти акты называют сделками. Таковы гражданско-правовые сделки купли-продажи, дарения и т.д.
Юридические поступки –
действия лиц, с совершением которых
закон связывает наступление
юридических последствий
Неправомерные действия – это действия, не согласующиеся с требованиями правовых норм, нарушающие правовые веления. В зависимости от степени общественной опасности, причиненного данными действиями вреда, а также вины лица, причинившего вред, неправомерные действия как юридические факты подразделяются на преступления (уголовные правонарушения), административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения (деликты).
Совершение неправомерных действий влечет за собой появление уголовно - процессуальных, гражданско - процессуальных, административно – процессуальных и иных охранительных правоотношений.
Бездействие – это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).
События как юридические
факты не зависят от воли человека,
но влекут за собой возникновение, изменение
или прекращение правоотношений
Юридическими фактами – событиями могут быть рождение, болезнь или смерть человека, пожары, эпидемии и все другие, не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Нередко для возникновения правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность. Такого рода совокупность необходимых для возникновения правоотношения юридических фактов носит название «фактический состав».
В юридической литературе
принято выделять завершенные или
незавершенные фактические
Завершенными называют
те фактические составы, которые
имеют в наличии все
Кроме того, различают простой фактический состав и сложный.
Если все необходимые
юридические факты относятся
к одной отрасли права, то они
составляют простой фактический
состав, например, для заключения брака
требуется согласие сторон, отсутствие
другого зарегистрированного
При сложном фактическом
составе набор юридических
Глава 3. Виды правоотношений.
Обладая общими родовыми признаками, правоотношения в то же время подразделяются на виды. Существуют разные критерии классификации правоотношений.
По отраслевому признаку различают правоотношения конституционные, гражданские, административные, уголовные, уголовно-процессуальные, международные и т.д13.
3.1. Общие и конкретные правоотношения
Необходимо иметь в виду, что правоотношения как одна из форм общественных отношений весьма разнообразны. В юридической науке правоотношение долгое время понималось только как отношение между конкретными лицами, со строгой определенностью взаимного поведения его участников. В настоящее время многие ученые предлагают различать общие и конкретные правоотношения. Участие в выборах, например, есть конкретное правоотношение, через которое реализуется установленная Конституцией РФ политическая свобода граждан ( ст. 32 Конституции РФ). Кроме конкретных правоотношений, возникающих в результате применения норм права к частным случаям, событиям, фактам – существуют еще и общие правоотношения, возникающие в результате воздействия таких норм, которые направлены на регулирование явлений более широкого порядка. Такие общие, всеобъемлющие правоотношения вызываются действием конституционных норм, а конкретные правоотношения являются уже следствием, детализацией общих правоотношений.
Деление правоотношений на общие и конкретные имеет важное методологическое значение: оно способствует более точному определению роли права в обществе, выяснению всех путей его воздействия на общественную жизнь.
Разграничение правоотношений на общие и конкретные имеет свои трудности. Во-первых, над многими юристами довлеет устоявшаяся точка зрения о правоотношениях как конкретной правовой связи между субъектами. Во-вторых, в реальной действительности общие правоотношения менее заметны, не так ощутимы, как конкретные. В-третьих, общие правоотношения теснейшим образом связаны с конкретными, переходя друг в друга и обуславливают друг друга, вытекают одни из других.
В общих правоотношениях
имеются в виду все и каждый
по отношению ко всем и
Неправильно понимать правоотношения как результат взаимосвязи только субъективного права и юридической обязанности. Дело в том, что субъективное право может накладывать обязанность не только на противостоящую сторону. Но оно имеет свойство перерастания в обязанность для самого его носителя. В этом смысле наглядным примером могут служить некоторые административно-правовые, уголовно-исполнительные отношения, субъекты которых являются носителями так называемых «прав-обязанностей». Права начальника НТК есть одновременно и его обязанности: право требовать соблюдения установленного порядка — есть его обязанность обеспечить порядок; право наказать нарушителя режима — есть его обязанность обеспечить исполнение уголовного наказания в соответствии с законом. Рассматривая правоотношения, нельзя быть чрезмерно категоричным, возводить в абсолют тот или иной его элемент. Структура правоотношения очень динамична, грани его весьма подвижны. Существуют правовые обязанности, устанавливаемые ради правопорядка в целом или ради обеспечения законных интересов какой-либо группы субъектов права, конкретные права которых по отношению к определенным лицам лишь могут возникнуть, но могут и не возникнуть в будущем.
Вопрос об общих обязанностях привлекает внимание юристов уже давно. Еще Дж. Остин различал абсолютные и относительные обязанности. Он считал, что только относительные обязанности соответствуют определенным правам. Абсолютные же обязанности не имеют коррелятива в виде субъективных прав. Он указывал на существование норм права, устанавливающих одни только обязанности, не корреспондирующих определенным правам. Эти обязанности рассчитаны на неопределенное число неопределенных субъектов и являются обязанностями перед сувереном, их устанавливающим.
Общие правоотношения возникают как первоначальный вид правовой связи субъектов права и в особенности связи государства (как официального органа общества) и членов этого общества — граждан. Они выполняют функцию закрепления правового статуса субъектов права, их общего юридического положения, устанавливают взаимосвязанный круг субъектов права. Эти правоотношения являются результатом действия норм права до наступления стадии юридического факта.
В современной правовой науке практически никто не оспаривает мысль о том, что нормы права действуют и до возникновения конкретного правоотношения. Спор идет в основном по поводу того, как осуществляется это действие. На наш взгляд, норма способна оказывать воздействие на субъектов права до наступления конкретного юридического факта благодаря тому, что с момента ее издания между государством и теми лицами, на которых направлено действие этой нормы, возникает общее правовое отношение, так называемая статусная правовая связь. Это правоотношение служит необходимой юридической платформой для возникновения в последующем конкретных (индивидуализированных) правовых отношений, оно является основой конкретной правовой связи.
Общие правоотношения характеризуются тем, что они не имеют точной «поименной» индивидуализации по субъектам. Это своеобразие вызвано их особой направленностью, спецификой в системе правовых явлений. Субъектом этих правоотношений является каждый гражданин государства как носитель возложенных на него прав и обязанностей (по отношению к государству и к другим лицам).
Конкретные правоотношения составляют основной «слой» правовых связей, «рабочую часть» механизма правового регулирования, так как в них закрепляется конкретное (индивидуальное) содержание прав и обязанностей, в них достигается тот юридический эффект, которые не может быть достигнут в рамках общих правоотношений.
Одной из причин существования общих правоотношений является иерархия правовых норм, входящих в систему права.
Общие и конкретные правоотношения являются следствием существования общих (в первую очередь, конституционных) и отраслевых (специальных) норм. В делении правовых норм на общие и специальные находит отражение различная степень абстрагирования законодательства, уровни отражения правом неодинаковых по своему значению общественных отношений. Одни из них требуют закрепления в самой общей, абстрактной форме, другие — конкретных форм правового регулирования. Нередко одни и те лее отношения в зависимости от способа регулирования закрепляются различными нормами — общими, менее общими и, наконец, локальными. В этом смысле типичным примером являются конституционные нормы, которые конкретизируются нормами самых различных отраслей права, отдельные из которых, в свою очередь, в рамках данной отрасли могут носить общий характер (по отношению к другим ее нормам). Например, нормы общей части Уголовного кодекса РФ по отношению к нормам его особенной части.
Конституционная регламентация — это нередко первичная, начальная форма правовой регламентации. Уровень этой регламентации еще недостаточен для решения многочисленных конкретных вопросов, возникающих в отношениях между гражданами, государственными органами, общественными организациями по горизонтали и вертикали, так как она носит общий характер и не затрагивает деталей, имеющих существенное значение для субъектов права. Например, для выступления на митинге гражданину нет необходимости вступать в какие-либо конкретные правоотношения. Но означает ли это, что конституционное право на свободу слова существует вне каких-либо правовых связей (в частности, государства с гражданином, реализующим это право)? Думается, что отрицание в данном случае, как и в других подобных случаях, связей гражданина и государства, является заблуждением. Гражданин имеет возможность беспрепятственно пользоваться свободой слова не только потому, что она предоставлена ему основным законом, но и потому, что на государстве лежит прямая обязанность гарантировать свободу слова, и другие конституционные права. Здесь налицо прямая правовая связь — конституционным правам гражданина корреспондирует обязанность государства осуществлять деятельность, направленную на обеспечение этих прав, на претворение их в жизнь.