Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 00:36, курсовая работа
Цель работы – проанализировать роль государства в политической системе общества и его взаимодействие с гражданским обществом.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
- определить место и роль в политической системе общества;
- проанализировать понятие и структуру гражданского общества;
- определить способы взаимодействия государства и гражданского общества;
- выделить особенности взаимодействия государства и гражданского общества в России.
Введение
1. Политическая субъектность государства
1.1. Понятие и структура политической системы общества
1.2.Государство как институт политической системы
1.3. Роль государства в политической системе общества
2. Правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества
2.1. Эволюция идеи гражданского общества
2.2 Признаки и конституционные принципы гражданского общества
2.3. Взаимодополнительность гражданского общества и правового государства
3. Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в России
3.1. Развитие гражданского общества в российском государстве
3.2. Тенденции взаимодействия гражданского общества и государственной власти в России
Заключение
Список литературы
В последние годы отчетливо оформились две основные тенденции во взаимодействии российского государства и гражданского общества, которые проявились и ранее, в 2000 – 2003 гг. Часть организаций гражданского общества, прежде всего крупные сетевые организации правозащитного характера, а также экологические и ряд других, рассматривая многие действия российского руководства как угрозу демократии как таковой, стали все больше дистанцироваться от властных структур, отказываться о участия в мероприятиях типа «гражданских форумов», и проводить, совместно с оппозиционными партиями как правого, так и левого толка, свои форумы, получившими название «Всероссийский Гражданский конгресс». [33]
Другое направления представляют неправительственные организации, не желающие уходить в поле политической борьбы, и готовые взаимодействовать с властными структурами пусть и в рамках предлагаемых государством процедур. Именно такие организации участвовали в основном в так называемом Социальном Форуме в Перми, состоявшемся в ноябре 2004 года.
Для понимания изменений отношения к неправительственным организациям и появления в конце 2005 г. нового законодательства об НКО, существенно усиливавшего государственный контроль за деятельностью общественных организаций, необходимо учитывать процессы, происходившие за пределами России, прежде всего – в странах СНГ, а также роль, которую сыграли в этих процессах международные фонды и местные НКО. [34]
Речь идет о феномене «цветных революций», которые произошли в Грузии осенью 2003 г., в Украине – зимой 2004 г. и, в меньшей степени, в Киргизии – весной 2005 г. Оказалось, что неполитические неправительственные организации могут оказаться реальной силой смены правящей элиты. Эти обстоятельства обусловили, на наш взгляд, своеобразный «цветочный синдром» у части российского руководства[4], боязнь повторения процесса уже в России, что и привело, во-первых, к появлению нового законодательства о деятельности НКО, которое многие эксперты оценили как репрессивное, и, во-вторых, к постепенному уходу (как самостоятельному, так и в процессе «выдавливания» из-за ухудшения политического климата) основных зарубежных грантодателей из России.
Второе обстоятельство, осложняющее деятельность негосударственных некоммерческих организаций в современной России – это существенное снижение источников финансирования по сравнению с девяностыми годами и даже началом 2000-х годов, связанное прежде всего с постепенным уходом из России иностранных фондов. Вместе с тем в регионах России и на муниципальном уровне постепенно развивался опыт муниципальных грантов и опыт социального заказа, и пионером здесь остается пока регионы Поволжского федерального округа.
Осень 2003 г. стала моментом смены превалирующих моделей взаимодействия. За некоторыми исключениями стали преобладать патерналистская модель по отношению к готовым принять такую модель организациям, а затем и «модель борьбы с противником» по отношению к остальным. Все же опыт партнерской модели остался как в памяти участвовавших в реализации такой модели представителей власти и НКО, так и в реальности - в отдельных сегментах общественной жизни на федеральном уровне, а также в некоторых регионах России (например, в Пермской области) и в ее крупных городах.
Модели игнорирования и «садовника» в этих условиях практически полностью исчезли с публичной арены, с другой стороны, снова, впервые за прошедшие двадцать лет, проявились элемента «модели приводных ремней», прежде всего в выстраивании многих общественных организаций вокруг «партии власти» - «Единой России». Существенно слабее, особенно, в 2005-2007 гг. стала проявляться и «модель архитектора», что было связано как с усилением закрытости власти, так и с проблемами финансирования организаций, действующих в рамках этой модели. В России параллельно происходит становление государственности и становление гражданского общества, что создает благоприятные возможности для развития и демократических начал во всех сферах жизни. Вместе с тем эти условия недостаточно используются для реальной демократизации государственной и общественной жизни. В этой связи особую ценность представляет институциональный анализ процесса взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.[35]
Основной сложностью эффективного взаимодействия является неразработанность его механизмов, нужно отрабатывать приемы и процедуры, создавать прецеденты такого сотрудничества в интересах, как гражданского общества, так и государства, вырабатывать принципы взаимодействия.
Эффективное взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества реализуется через политические, правовые, организационные, финансово-экономические, информационные и другие механизмы.
Обеспечение институционального взаимодействия между органами государственной власти и гражданским обществом – одно из важнейших требований управления при демократическом режиме. Зарождающееся гражданское общество в России нуждается не только в поддержке со стороны государства, но и в признании со стороны органов государственной власти того социального минимума, который не подпадает под тотальное огосударствление. В этих условиях органам власти еще предстоит выработать механизмы развития структур гражданского общества, выстраиванию своих отношений с ними, налаживанию взаимодействия в реализации значимых для всего общества программ.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Политическая система в значительной степени обусловлена социально-политической структурой общества. Любое развитое человеческое общество представляет собой совокупность определенных социальных групп, объединяющих индивидов по самым разным признакам: профессии, возрасту, материальному положению и т.п. Различные социальные общности (группы людей) образуют организации, основная задача которых - выражать и проводить волю членов организации и защищать их политические, экономические, профессиональные и другие интересы.
Объединяясь в те или иные ассоциации, союзы, индивиды лично или через своих представителей могут выражать свое отношение к деятельности государства, а также влиять на проводимую государством политику, на содержание принимаемых им решений.
Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Вертикальные связи гражданского общества характеризуют его взаимодействия с государством. Тесные отношения с государством устанавливают партии, властвующие элиты, предпринимательские ассоциации и другие социальные организации и социальные институты, образовавшиеся в недрах гражданского общества. Интересы и потребности различных социальных и политических субъектов гражданского общества нередко приводят к конфликтам, противостоянию между ними. Снимать остроту противоречий призвано главным образом государство, выполняющее функцию верховного арбитра. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нем могут начаться процессы распада и возникнуть острое противостояние разных социальных групп, общественных организаций. И наоборот, без свободного гражданского общества государство никогда не будет демократическим. Государственная власть может деформировать гражданское общество, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп, но не в силах полностью ликвидировать духовную жизнь людей, насильственно упразднить основополагающие формы организации человеческой культуры.
Понятия "гражданское общество" и "демократическое государство" характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные стороны общества как единого организма. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана политикой, а политическая не изолирована от гражданской. Гражданское общество - первооснова демократической политической системы. В свою очередь, государство обеспечивает бытие гражданского общества. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов населения. Потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больший простор получает развитие демократических процессов в государстве. Вместе с тем чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества.
В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.
Переход к рыночной экономике сопровождается значительным имущественным расслоением общества, возрастанием социальных, в том числе межнациональных, конфликтов. Эти негативные явления становятся тормозом в становлении гражданского общества. В современных условиях на первый план выступают проблемы социальной защищенности населения и реализации принципов социальной справедливости. Во главу угла политики государства необходимо поставить такие принципы, как гуманизм, демократия, свобода личности, равенство возможностей. Только таким образом можно обеспечить движение нашей страны к гражданскому обществу. Практика формирования гражданского общества в других странах дает четкие ориентиры такого движения: становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций; создание необходимых условий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества; подчинение всех государственных органов и общественных объединений закону, обеспечение его верховенства; разгосударствление части собственности; достижение необходимого уровня гражданской культуры.
1. Абдрахманова Г.И., Ионин Л.Г., Исраелян Е.В., Ковалева Н.В., Мерсиянова И.В., Нездюров . А., Санович С.В., Сунгуров А.Ю., Шомина Е.С., Якобсон Л.И. (ред.) Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством. М.: Вершина, 2008. 296 с.
2. Абакумов С.А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? / С.А. Абакумов. - М.: Галерия, 2007. – 244 с.
3. Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Дис. ... канд. юрид. наук / П.П. Баранов. - Ростов-на-Дону, 2007. – 188 с.
4. Бобылев А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе / А.И. Бобылев // Право и политика. - 2006. - № 3. - С. 72 – 74.
5. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция / В.В Витюк. - М., 2005 – 216 с.
6. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М., 1990. – 610 с.
7. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке / А.Ф. Ноздрачев // Журнал российского права. - 2005. - № 9. – С. 18 – 22.
8. Гражданское общество и государство: противостояние или партнерство? / В.А. Затонский // Конституционное и муниципальное право. – 2007. - № 16. – С. 8 – 11.
9. Гражданское общество, правовое государство и право (Круглый стол журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. - 2006. - № 9.
10. К вопросу о взаимодействии государства и гражданского общества в Российской Федерации / А.С. Ловинюков // Административное и муниципальное право. – 2008. - № 1. – С. 18 – 22.
11. Каджиев К. Гражданское общество и правовое государство / К. Каджиев // Мировая экономика и международные отношения. -2007. - № 9. - С. 7 – 9.
12. Керимов А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества / А.Д. Керимов // Гражданин и право. - 2008. - № 3. - С. 18 - 19.
13. Легитимация государственной власти как политическая функция гражданского общества / А.В. Гаврилов // Юридический мир. – 2007. - № 8. – С. 8 – 12.
14. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 101 - 106.
15. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма; Инфра-М, 2007. – 870 с.
16. Общая теория государства и права: учебник / под ред. В. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 2008. – 488 с.
17. Перспективные направления развития категории гражданского общества / С.Н. Шевердяев // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 16. – С. 8 – 12.
18. Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития / А.И. Подберезкин, С.А. Абакумов. - М.: Имидж-Пресс, 2008. – 610 с.
19. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства / Л.Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. - 2007. - № 11. – С. 8 – 9.
20. Правовые основы взаимосвязи гражданского общества и государства. - М., 2007. – 810 с.
Приложение А
Структура гражданского общества
Информация о работе Правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества