Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 00:36, курсовая работа
Цель работы – проанализировать роль государства в политической системе общества и его взаимодействие с гражданским обществом.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
- определить место и роль в политической системе общества;
- проанализировать понятие и структуру гражданского общества;
- определить способы взаимодействия государства и гражданского общества;
- выделить особенности взаимодействия государства и гражданского общества в России.
Введение
1. Политическая субъектность государства
1.1. Понятие и структура политической системы общества
1.2.Государство как институт политической системы
1.3. Роль государства в политической системе общества
2. Правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества
2.1. Эволюция идеи гражданского общества
2.2 Признаки и конституционные принципы гражданского общества
2.3. Взаимодополнительность гражданского общества и правового государства
3. Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в России
3.1. Развитие гражданского общества в российском государстве
3.2. Тенденции взаимодействия гражданского общества и государственной власти в России
Заключение
Список литературы
3
Содержание
Введение
1. Политическая субъектность государства
1.1. Понятие и структура политической системы общества
1.2.Государство как институт политической системы
1.3. Роль государства в политической системе общества
2. Правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества
2.1. Эволюция идеи гражданского общества
2.2 Признаки и конституционные принципы гражданского общества
2.3. Взаимодополнительность гражданского общества и правового государства
3. Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в России
3.1. Развитие гражданского общества в российском государстве
3.2. Тенденции взаимодействия гражданского общества и государственной власти в России
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что отправной пункт анализа государства — определение его основным элементом, сердцевиной политической системы. Это означает, что государство в основном несет в себе все признаки и функции системы. Тем не менее государство — особый политический институт, качественно отличающийся от всех прочих социальных институтов. Его особенности выявляются в сопоставлении с другими институтами и главным образом — с гражданским обществом.
Проблема государства и гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.
Государство и общество не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество – мать государства, и соответственно государство – дитя общества, продукт общественного развития. Каково общество, таково и государство. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.
Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые общества различных стран.
Так как процессы формирования демократического государства и гражданского общества в Российской Федерации взаимосвязаны и проходят параллельно, то весьма актуальной проблемой является формирование механизма взаимодействия институтов государства и гражданского общества. Прежде всего, речь должна идти о взаимодействии таких институтов государства, как институты законодательной и исполнительной власти, и таких институтов гражданского общества, как политические партии и общественные объединения.
Цель работы – проанализировать роль государства в политической системе общества и его взаимодействие с гражданским обществом.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
- определить место и роль в политической системе общества;
- проанализировать понятие и структуру гражданского общества;
- определить способы взаимодействия государства и гражданского общества;
- выделить особенности взаимодействия государства и гражданского общества в России.
Объект исследования — государство как институт политической системы
Предмет исследования - проблемы правового взаимодействия государства и гражданского общества.
Информационной основой исследования являются законодательные акты РФ, труды отечественных и зарубежных ученых в сфере теории государства и права, публикации научных журналов, электронные ресурсы сети Интернет по исследуемой теме.
Политическая система общества - это совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.
Таким образом, политическая система имеет трехзвенную структуру:
· Государственный аппарат.
· Социальные объединения.
· Граждане.[1]
В свою очередь, эти субъекты выступают представителями более общих, неформализованных групп людей - классов, элит, наций, массовых социальных общностей. К последним относятся, например, религиозные конфессии, трудовые коллективы, так называемый средний класс, нации и народности и многие другие неформализованные сообщества.
Основной функцией политической системы общества - это организация в обществе эффективного механизма государственного и общественного управления. На первом месте здесь всегда стоит вопрос о государственной власти, ее завоевании, удержании и осуществлении.
Политические отношения - это отношения по поводу государственной власти. Большое значение придается общественному контролю за деятельностью государственного аппарата, оказанию ему содействия, общественной поддержки.
К функциям политической системы относятся также организация эффективной экономической жизни общества, выгодное сотрудничество с другими государствами и народами, обеспечение интеллектуального потенциала общества, разумного соотношения интересов индивида и коллектива, интересов различного рода меньшинств и национального большинства, выживание в условиях экологического, демографического, сырьевого и иных кризисов. Именно в рамках политической системы происходят оформление и представительство интересов различных социальных групп населения. Немаловажной задачей является поиск и достижение общественного согласия, урегулирование социальных конфликтов и противоречий, переводимых из плоскости агрессивного противостояния в форму мирного соревнования, конкуренции. В конечном итоге, обеспечиваются интеграция общества, его стабильность и жизнеспособность.[2]
Главный принцип демократической политической системы - это политический плюрализм, предусматривающий в качестве обязательного условия наличие многообразия участников политических отношений, которые, конкурируя за влияние на государственную власть, реализуют интересы своих сторонников. Политический плюрализм закреплен в Конституции России и характеризуется идеологическим многообразием, когда:
· никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
· наличием политического многообразия, многопартийности, легальной оппозиции правящей государственной элите;
· равенством социальных объединений перед законом;
· отделением церкви от государства, когда никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Социальные объединения - это формализованные, добровольные, самоуправляемые объединения граждан на основе единства интересов для реализации общих целей коммерческого или некоммерческого характера. Признаками социальных объединений являются:
Явочно-инициативный порядок учреждения на основе добровольного волеизъявления учредителей. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо социальное объединение или пребывание в нем.
Формализация. Существует множество неформализованных сообществ. В отличие от них социальные объединения характеризуются устойчивостью и четкой внутренней организацией, имеют определенную структуру. Они в обязательном порядке проходят государственную регистрацию, могут наделяться статусом юридического лица.
Общность целей и интересов его участников. Если государственные органы должны формировать и обеспечивать публичные интересы, так называемое общее благо, то социальные объединения реализуют частные, локальные интересы определенных социальных групп.
Самофинансирование. Общественные объединения финансируются за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, или членских взносов.
Самоуправление на основе локальных корпоративных норм. Социальные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Локальным нормативным актом, регулирующим образование и деятельность социального объединения, являются его устав или положение. Высший орган управления - общее собрание членов (участников) социального объединения.
Гласность. Деятельность социальных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.
Законность. Социальные объединения создаются и функционируют строго в правовых рамках. Запрещается создание и деятельность социальных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Виды социальных объединений:
· Коммерческие объединения - организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
· Некоммерческие объединения - это организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
По территориальному признаку общественные объединения можно разделить на международные, общегосударственные, региональные и межрегиональные, местные.
Обозначим две характерные линии рассуждений о государстве. Первая восходит к классической традиции в истории политической мысли (идеям Аристотеля, Гоббса, Руссо). Государство рассматривается в качестве необходимой формы организации общества, его политического бытия. В таком понимании государство отождествляется с обществом. Марксизм в значительной степени унаследовал классическую традицию. Однако на первый план им выдвинуто определение государства как формы организации политического господства — власти экономически сильного класса и орудия управления обществом в его интересах. По Ленину, государство есть выделенный из общества аппарат управления[3].
Вторая линия характеризуется акцентом на институциональной стороне государства. Последнее понимается главным образом как система норм, содержанием которых является определение поведения людей в сообществе. В действительности государство, пишет испанский политолог Л.С.Санистебан, «не больше, чем определенный тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях».[4] Достаточно близка к данной точке зрения позиция русского ученого-государствоведа Ильина. Государство, по Ильину, — союз людей, организованных на началах права, оно всегда «проявление, живая функция, живое создание множества личных правосознании, их силы, их верности, их действенности ...».[5] По определению В. Брандта, «демократическое государство» есть «организованное правовое сообщество народа, призванное побеспокоиться об обеспечении безопасности, свободы и справедливости».[6]
В рамках предложенного ранее понимания политической системы как совокупности взаимодействий политических субъектов, организованных на единой нормативно-ценностной основе, рассмотренные точки зрения можно объединить. В самом деле, любое государство в самом широком смысле этого понятия есть союз людей, политическая общность, подчиненная единой верховной власти; это организация, управляемая на основе системы норм, предполагающих принудительную регуляцию поведения и имеющая своей главной целью обеспечение общих интересов и выражение общей воли, а также защиту прав и свобод человека.
Государство как политический институт, в отличие от других институтов, характеризуется:
а) наличием особой группы людей, осуществляющей верховную власть, делегированную ей определенным классом или большинством общества, и выполняющей функции управления общими делами;
б) монополией на принуждение в отношении членов общества в интересах господствующего меньшинства или большинства населения данной страны;
в) правом от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;
г) исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения в пределах данной территории, а также правом взимания налогов для собственного содержания и других общественных нужд.[7]
Поскольку государство — политический институт особого рода, это политическое сообщество людей, более того, по определению русского историка В.Ключевского, — высшая ступень человеческих сообществ, ему свойственны также другие, не менее существенные, социально-политические характеристики.[8]
Современное государство немыслимо без институтов, обеспечивающих общие права человека и систему главнейших социально-политических и правовых ценностей, а также единого языка (или общих несколько языков) как средства общения. Политическое сообщество людей возможно при наличии единого экономического и культурного пространства. Наконец, любое государство существует не в социальном вакууме, а в рамках мирового сообщества, что определяет его признаки в качестве субъекта этого сообщества.
Информация о работе Правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества