Правовое регулирование: понятие, содержание, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы заключена в том, что в теории государства и права существует ряд направлений, исследующих новые возможности права. Развитие теории права выдвинуло в традиционных областях правового регулирования новые актуальные задачи. Сравнительно долго в центре внимания общей теории государства и права были по преимуществу правовые нормы, их социальная сущность, структура, классификация и система, объективизация в юридических нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, законодательная техника и т.д.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования.
1. Понятие и предмет правового регулирования,
2. Виды правового регулирования.
3. Способы, типы и методы правового регулирования.
Глава 2. Содержание (механизм) правового регулирования.
1. Понятие механизма правового регулирования.
2. Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВ.РАБОТА ТГиП.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     В общей теории права выделяют, как  правило, следующие элементы механизма  правового регулирования: нормы  права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей, акты применения права. Этим элементам  соответствуют и стадии механизма правового регулирования.

     И.И. Лукашук отмечал, что "существуют три различные точки зрения о правовом регулировании и, соответственно его механизме".

     Одни  авторы сводят действия нормы и правовое регулирование к конкретным правоотношениям, другие исходят из того, что правовое регулирование начинается после создания нормы и сводится к различным средствам воздействия последней на общественные отношения. Наконец, самое широкое понимание включает в понятие правового регулирования и правотворческую стадию.

     Правотворчество не только является стадией правового  регулирования, но и занимает в этом механизме важнейшее место, т.к. именно на этой стадии происходит согласование воль источников правового регулирования.

     И хотя конечная цель правового регулирования  достигается на стадии реализации правовых норм, от стадии правотворчества во многом зависит, как будет осуществляться стадия реализации, а соответственно и эффективность правового регулирования в целом.

     Особенностью  правового регулирования является то, что во многих случаях, права и обязанности у источников регулирования возникают уже на стадии правового регламентирования общественных отношений. Как отмечал И.И. Лукашук, "в международном праве нормы и правоотношения могут формироваться одновременно или же сначала принимается норма и уже на ее основе возникают правоотношения". 
 

2. Эффективность правового регулирования и механизм его обеспечения. 

     Все нормы права издаются в связи с тем, что возможны разные варианты поведения, отклонения от типичного, социально приемлемого образа поведения человека в различных ситуациях.

     Целью правового регулирования является координация поведения и действий людей, чтобы они совершались в соответствии с установленными правовыми нормами. Чтобы в результате появилась польза и прогрессивное развитие различных сфер общественной жизни: экономической, политической, культурной, экологической и т.д.

     Эффективность правового регулирования и есть достижение целей, которые преследовал законодатель изданием соответствующих норм.

     Другими словами:

     Эффективность правового регулирования – это  соотношение между результатом  правового регулирования и стоящей  перед ним целью.

     Различаются цели непосредственные (поведенческие) и опосредствованные. Непосредственной целью является поведение адресатов, которое соответствовало бы требованиям норм права. Достижение таких результатов называется поведенческой эффективностью. Опосредствованные цели достигаются уже поведением, деятельностью, которая совершается в соответствии с нормами права. Такую эффективность можно назвать фактической.

     Цели правового регулирования могут быть ближайшими и перспективными. Ближайшей целью законов и иных нормативных актов, связанных с приватизацией, является разгосударствление собственности, формирование других, негосударственных, форм собственности (частной, акционерной и т. д.), а перспективной, более отдаленной, конечной целью является создание рыночной экономики. Поведенческая эффективность норм права является условием эффективности фактической (конечной), когда реализуются цели ближайшие и тем более перспективные в разных сферах общественной жизни: достигаются цели экономические (повышение производительности труда, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, наполнение рынка товарами, повышение зарплаты и т. д.), политические (развитие демократии, формирование правового государства, расширение прав и свобод граждан, повышение уровня их гарантированности и т. д.), праксеологические (совершенствование структуры каких-либо органов, повышение уровня их профессионализма, эффективности их деятельности и т. д.), нравственно-воспитательные и др.

     Цели  правового регулирования бывают еще не только позитивными, направленными  на изменения, связанные с возникновением, формированием отдельной ситуации, общественных процессов, которых ранее не было, но и связанными с ликвидацией, вытеснением либо по крайней мере с минимизацией явлений, нежелательных для общества (снижение уровня правонарушений, ликвидация отдельных их видов, нарушений прав и свобод граждан, социальных конфликтов, споров и т. п.).

     Чтобы повысить эффективность правового  регулирования используются следующие  пути:

  1. Совершенствование правотворчества. Именно в этом процессе в нормах права наиболее полно выражаются интересы общества и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Таким образом следует создавать такой закон, которой в силу психологических свойств лучше будет соблюдать, а не нарушать. Также следует повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.
  2. Совершенствование правоприменения. Акты правоприменения содействуют процессу удовлетворения интересов общества, это наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключается к нормативному регулированию. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, т.к. взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои "слабые стороны": нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) – в произвол. Вот почему МПР должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.
  3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

     Интересы  человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования  элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Рассмотрев  все основные понятия, элементы, типы, группы и виды правового регулирования  я могу сделать следующий вывод. Правовое регулирование выступает как инструмент социального управления. Оно призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В этом ему помогает механизм правового регулирования общественных отношения во всех сферах. Действие права изучает общая теория государства и права и отраслевые юридические науки. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает такие вопросы, как механизм воздействия права на общественные отношения, место в этом механизме специфически правовых способов регулирования поведения людей, эффективность правового воздействия, связь права и общественного мнения и ряд других.

     Правовое  регулирование как инструмент социального  управления призвано упорядочивать  общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов.

     Самое главное, то, что механизм правового  регулирования регулирует и "упорядочивает" общественные отношения, благодаря чему можно жить и не нарушать прав других граждан. Благодаря механизму правового регулирования вооруженные знаниями действующих норм права, граждане принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения. Наличие в обществе правонарушений, действий, противоречащих нормам права, делает необходимым и оправданным существование механизма государственного принуждения. Это тоже играет немаловажную роль в механизме правового регулирования, поскольку каждый правонарушитель должен знать, что его ожидает в случае совершения им правонарушения.

     Механизм  правового регулирования как раз и есть такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов механизма правового регулирования вызывается к "жизни" в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание

     Я считаю нужным отметить то, что благодаря  механизму правового регулирования  мы живем в нашей стране с такой  политической системой. Но и она  у нас не идеальная, но благодаря механизму правового регулирования у нас в государстве защищают интересы граждан, утверждены права и свободы человека, а это я считаю самым главным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников и литературы 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 24.12.2004г.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 24.12.2004 г.
  4. Указ президента РФ от 2 марта 1994 года "О государственных наградах Российской Федерации"
  5. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa; Учe6ник для ВУЗoв / под ред. A.Ф.Чeрдaнцeв / М. – Юрaйт-M /2002г./
  6. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa; Учeбник для юридических ВУЗoв и факультетов/ под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова/ М. – НОРМА-ИНФРА/1998г./
  7. Курс лекций по теории государства и права/ 2 изд./ под редакцией дюн Н.И. Матузова и дюн профессора А.В. Малько./Юристъ/2004г.
  8. Учебник по Теории государства и права/ под редакцией кюн А.В. Мелехина/.
  9. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов /под ред. Хропанюк В.Н./ М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
  10. Теория государства и права / под ред. Н.И, Матузова, А.В. Малько. М./ 1997 г.
  11. Общая теория государства и права. /под.ред. Комарова С.А./ М., 1996 г.
  12. Уголовный процесс России. Лекции-очерки. /под ред. Ларина А.М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М./ М., 1997 г.

Информация о работе Правовое регулирование: понятие, содержание, виды