Правотворчество: понятие, виды, принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 09:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - исследование понятия правотворчества.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие правотворчества, рассмотреть сущность, функции, принципы и виды правотворчества;
- исследовать правотворчество в РФ, его характерные черты, стадии, особенности Российской юридической техники;
- сделать вывод о проделанной работе;

Оглавление

Введение 3 1 Понятие правотворчество 5
1.1 Сущность и функции правотворчества 5
1.2 Принципы правотворчества 8
1.3 Виды правотворчества 15 2 Правотворческая деятельность в РФ 21
2.1 Характерные черты правотворчества в РФ 22
2.2 Стадии правотворчества в России 32
2.3 Особенности Российской законодательной (юридической) техники 41
Заключение 52
Практическая часть. Задача № 1 54
Задача № 2 55
Список использованных источников 57

Файлы: 1 файл

Право.docx

— 97.18 Кб (Скачать)

Другой пример такого вида правотворчества - это коллективные договоры и соглашения, содержащие обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной отрасли, территории, профессии. Такие соглашения могут заключаться на федеральном, республиканском, отраслевом, профессиональном или территориальном уровнях.

Существует и иная классификация  видов правотворчества, согласно которой различаются: правотворчество государственных органов (как общефедеральных, так и республиканских); санкционированное правотворчество и народное правотворчество (референдум).9

Санкционированное правотворчество  - это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Санкционированное правотворчество  являет собой разновидность правотворческой  деятельности общественных организаций. Другой подвид такого правотворчества- делегированное правотворчество- осуществление  правотворческой деятельности общественными  организациями по поручению компетентных государственных органов. Например, профсоюзы имели право издавать нормативные акты в области охраны труда, управления социальным страхованием. Правотворчество общественных организаций  не

следует путать с их деятельностью  по регулированию своих внутриорганизационных  отношений, в процессе которых издаются не правовые, а корпоративные нормы.

 

 

 

 

 

 

2 Правотворчество в Российской Федерации

 

           Одно из важнейших направлений  государственной деятельности —  правотворчество. В настоящее  время, когда политические и  экономические реформы, проводимые  в России, потребовали интенсивного  законотворчества, как никогда становится  ясно, насколько важен сам процесс  создания закона, выработки первоначальной  концепции будущего акта, составление  и обсуждение проекта, учет  мнений и интересов различных  социальных групп, соотношение  с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться"  в уже существующую правовую  систему, способность адаптироваться  новому закону, экономические основы  его существования и реального  применения.

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения  объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс  создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать.

 

2.1 Характерные черты правотворчества в России

 

            В Российской Федерации существует  четыре основные формы правотворчества: 

1) непосредственное правотворчество  народа (референдум);

2) правотворчество государственных  органов;

3) правотворчество должностных  лиц государства;

4) совместное правотворчество  государственных органов и общественных  объединений.10

5) локальное правотворчество.

            Разберем их поподробней:

  В российском государстве  правотворчество может быть осуществлено  и непосредственно путем референдума.  В соответствии со ст. 3 Конституции  Российской Федерации, референдум  является высшим непосредственным  выражением власти народа.11

            Как вид правотворчества референдум  представляет собой непосредственное  волеизъявление граждан по установлению  правовых норм. Именно поэтому  решение, принятое на референдуме  в Российской Федерации, является  общеобязательным и не нуждается  в дополнительном утверждении.  В соответствии с действующим  российским законодательством в  нашей стране могут проводиться  три вида референдумов: референдум Российской Федерации, референдум субъектов Российской Федерации, местный референдум (ст. 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 19 сентября 1997 г.)12

Референдум в Российской Федерации проводится в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» (далее - Закон о референдуме)13 и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).14

На основании ст. 1 Закона о референдуме, референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом. В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке  выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

-    Изменения статуса субъектов Российской Федерации;

- Досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской  Федерации,  Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской   Федерации либо от отсрочке таких выборов (формирования):

-  принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

-  введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

-  принятия чрезвычайных и срочных   мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

-  амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Инициатива проведения референдума  Российской Федерации принадлежит:

- Не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

- Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3

 статьи 135 Конституции Российской Федерации.15

Референдум Российской Федерации  назначает Президент Российской Федерации. До принятия такого решения  Президент Российской Федерации  в течение 10 дней со дня поступления  к нему документов и приложенных  к ним материалов направляет их в  Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим  запросом. Конституционный Суд Российской Федерации проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

Референдум может быть эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций  и возможных искажений, выявить  отношение граждан страны к тому или иному варианту правового  урегулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять  по нему окончательное решение. Однако референдум — весьма дорогостоящая  процедура, требующая больших организационно-технических  затрат. Проводиться ежемесячно или  ежеквартально он не может. К тому же ему присущи и определенные недостатки (манипуляция общественным мнением, жесткая зависимость от явки избирателей и др.).

Наиболее распространенной формой правотворчества в Российской Федерации является принятие нормативных актов органами государства. Правом принятия нормативных правовых актов обладают Государственная Дума, представительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов власти, а также органы местного самоуправления - районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские.

К числу правотворческих  органов относятся также Президент  Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации, министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав федерации, главы администраций соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований.

Полномочия на издание  нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства.

Государственная Дума принимает  законы и постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Законы и постановления  издаются как по вопросам, отнесенным Конституцией к исключительному ведению федеральных органов власти, так и по вопросам совместного ведения федеральных органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов федерации. Они принимаются с соблюдением особой процедуры, предусмотренной регламентами.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, на основе Конституции и законов Российской Федерации издает указы, которые  могут быть как нормативного, так  и индивидуального, оперативного характера.

Правительство, как орган  исполнительной власти, правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации, постольку, поскольку они не входят согласно Конституции и законодательству в компетенцию Федерального Собрания и Президента Российской Федерации. Свои акты нормативного характера Правительство обычно издает в форме постановлений.

Министерства, государственные  комитеты, ведомства, будучи центральными органами государственного управления, руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента и Правительства. Обычно министерства, будучи органами единоличного руководства, издают приказы и инструкции, государственные комитеты как коллегиальные органы - постановления. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления.

В пределах своих полномочий издают нормативные акты также органы законодательной и исполнительной ветвей власти субъектов Российской Федерации - республик в составе федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Следующий вид органов, осуществляющих правотворческую деятельность в Российской Федерации, - это органы местного самоуправления: районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы власти и соответствующим им местные администрации.

Издавая нормативные акты (обычно они именуются решениями), органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельно решение гражданами всех вопросов местного значения через  избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

Правотворчество должностных  лиц. В современном российском законодательстве нет универсального определения должностного лица, которое бы в полной мере отражало правовой статус руководящих работников государственных и негосударственных организаций. Определение же должностного лица в ныне действующем уголовном законодательстве (примечание 1 к ст. 285 УК Российской Федерации) имеет строго целевое назначение — определить круг лиц, подлежащих уголовной ответственности за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В более широком плане должностное лицо — это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в иной государственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц  по подготовке и принятию нормативных  правовых актов. Их правоприменительные  акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют.

Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный  состав Вооруженных Сил, депутаты и  другие.

Информация о работе Правотворчество: понятие, виды, принципы