Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:11, курсовая работа
Цель написания курсовой работы: изучение правового сознания и правовой культуры, выявление их проблем и определение уровня развития в России. Задачи курсовой работы:
Изучение сущности правосознания, его структуры, видов и функций.
Определение понятия правовой культуры, ее видов и функций.
Рассмотрение содержания понятия правового нигилизма, форм проявления и причин в современном обществе.
Рассмотрения правого воспитания как важнейшего способа повышения уровней правосознания и правовой культуры.
Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Правосознание…………………………………………………….
1.1. Понятие правосознания……………………………………….
1.2. Структура правосознания………………………………….....
1.3. Виды и уровни правосознания…………………………….....
Глава 2. Правовая культура………………………………………………
2.1. Общее понятие термина «правовая культура» общества……………………………………………………….
2.2. Структурные компоненты правовой культуры…………......
2.3. Факторы, определяющие высокий уровень
правовой культуры……………………………………………
Глава 3. Правовой нигилизм……………………………………………….
3.1. Понятие правового нигилизма………………………………
3.2. Причины правового нигилизма……………………………..
3.3. Пути борьбы с правовым нигилизмом……………………..
Глава 4. Правовое воспитание……………………………………………..
Глава 5. Роль правовой культуры в формировании гражданского
общества и построении правового государства……………….
Заключение………………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………..
Однако не будем лукавить. Наше большое Отечество и сегодня продолжает во многом оставаться страной обычаев. Но обычай обычаю рознь. И, несмотря на все старания, пока нам очень не просто дается строительство правового государства, воспитание законопослушного гражданина.
______________________________
1 WWW.mvd.ru/stats/100000231/
Глава 5. Роль правовой культуры в формировании гражданского общества и построении правового государства.
Среди правовых явлений правовая культура безусловно представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность,1 регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности.
Россия уверенно идет по пути построения демократического правового государства и формирования справедливого гражданского общества, занимает прочные позиции в мировом сообществе.
В стране развернулись широкомасштабные реформы в сфере экономики, политики, государственного строительства, правовой системы и духовного преобразования общества. Создана законодательная база осуществляемых реформ. Последовательно укрепляются и совершенствуются правовые основы общественно-политической жизни.
Поступательное движение общества и успех реформ во многом зависят от уровня правосознания и правовой культуры народа. Политическая активность личности, ее истинно гражданская позиция, восприимчивость к демократическим преобразованиям являются важнейшими факторами достижения намеченных целей.
______________________________
1 Социология права: Учебное пособие/Под.ре. В.М. Сырых. М.,2001, с.112-113
Высокая правовая культура - основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы. Она является фактором, оказывающим активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе, способствующим консолидации граждан, всех социальных групп, поддерживающим и укрепляющим целостность общества, порядка в нем. Уважение к закону является одним из основных требований правового общества, эффективного функционирования политической и правовой систем.
Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры. В сознании людей должно укорениться убеждение, что культурным и образованным может считаться только тот, кто обладает правовыми знаниями и умеет применять их на практике.
Современное
состояние развития общества
и государства требует
Исходя из
необходимости обеспечения в
стране прав и интересов
Целью данной программы является создание всеохватывающей постоянно действующей системы формирования правовой культуры с тем, чтобы все слои населения овладевали правовой грамотностью, достигли высокого уровня правосознания, могли применять правовые знания в повседневной жизни.
Основными
задачами в достижении
Государственная
Приоритетными направлениями государственной политики по формированию высокой правовой культуры являются:
Успешная реализация
государственной политики по
формированию правовой
Заключение
Подводя итоги
работы можно сделать следующие
выводы:
1.Правосознание, являясь частью общественного сознания и выражая отношение общества к правовой реальности, оказывает непосредственное влияние на эту реальность, так как является основным мотивом поведения людей.
2.Правосознание включает в себя два основных структурных элемента: правовые знания, идеи, принципы – правовую идеологию; и эмоциональное, чувственное отношение к праву – правовую психологию.
3.Классификация правосознания осуществляются на основе различных принципов, основные из них это: количество субъектов правоотношений (общественное, коллективное, групповое, индивидуальное); глубина и уровень знаний о праве (обыденное, профессиональное, научное).
4.Правосознание
выполняет ряд важных
5.Огромной проблемой правосознания россиян является правовой нигилизм – отрицание права как социальной ценности.
6.Причинами правового нигилизма сегодня является: несовершенство и противоречивость законов, нарушение конституционных прав и свобод личности, неправомерная деятельность государственных органов, менталитет россиян.
7.Основными формами проявления правового нигилизма является: открытое нарушение законов (преступность), игнорирование предписаний правовых норм, революция – самое разрушительное проявление.
8.Меры, применяемые по ослаблению правового нигилизма, должны быть направлены на ликвидацию его причин.
9.Правовая культура является качественным показателем уровня правовой жизни общества. Основные ее показатели это: уровень правосознания общества, качество законодательства, правотворчества и реализации права, состояние правовой науки, законности и правопорядка.
10. Как и правосознание, правовая культура может быть: общественной, групповой, индивидуальной, обыденной, профессиональной, научно–теоретической.
11. Правовая культура выполняет
следующие функции: познавательно-
12.Одним из основных способов повышения уровня правовой культуры и правосознания является правовое воспитание.
13. Мероприятия, направленные на повышение уровня правовой культуры общества, должны проводится комплексно по всем возможным направлениям и на всех уровнях, начиная с государственного и заканчивая действиями отдельных личностей, только тогда можно надеяться на их эффективность.
Поворот к современному уровню правовой культуры, начатый в нашей стране в конце прошлого столетия, проходит медленно и болезненно. Мы жили и продолжаем жить пока еще не в правовом государстве и не по нормам современной правовой культуры.
Хочется отметить, что правосознание и правовая культура российского общества зависят не только от экономической составляющей. Нам необходимо развивать правовую и общую культуру общества, способствовать формированию положительных духовных и нравственных качеств личности. Однако, все это, станет возможным только при обеспечении достойных условий жизни гражданам России.
В ч.1 ст.1 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России – это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Литература
а) Учебники и монографии
б) статьи из периодических изданий