Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:11, курсовая работа
Цель написания курсовой работы: изучение правового сознания и правовой культуры, выявление их проблем и определение уровня развития в России. Задачи курсовой работы:
Изучение сущности правосознания, его структуры, видов и функций.
Определение понятия правовой культуры, ее видов и функций.
Рассмотрение содержания понятия правового нигилизма, форм проявления и причин в современном обществе.
Рассмотрения правого воспитания как важнейшего способа повышения уровней правосознания и правовой культуры.
Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Правосознание…………………………………………………….
1.1. Понятие правосознания……………………………………….
1.2. Структура правосознания………………………………….....
1.3. Виды и уровни правосознания…………………………….....
Глава 2. Правовая культура………………………………………………
2.1. Общее понятие термина «правовая культура» общества……………………………………………………….
2.2. Структурные компоненты правовой культуры…………......
2.3. Факторы, определяющие высокий уровень
правовой культуры……………………………………………
Глава 3. Правовой нигилизм……………………………………………….
3.1. Понятие правового нигилизма………………………………
3.2. Причины правового нигилизма……………………………..
3.3. Пути борьбы с правовым нигилизмом……………………..
Глава 4. Правовое воспитание……………………………………………..
Глава 5. Роль правовой культуры в формировании гражданского
общества и построении правового государства……………….
Заключение………………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………..
Хайдеггер определил нигилизм как “историческое движение, а не какое-то кем-то представленное учение или воззрение. Нигилизм – это не просто историческое явление среди других явлений, не только духовное течение наряду с другими – христианством, гуманизмом и просвещением - в рамках европейской истории. Нигилизм по своей сущности - основное движение в истории Западной Европы. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности”. Он выявил его основные черты. Во-первых мировоззренческий нигилизм – это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие адекватной, укорененной в абсолюте ценностной иерархии приводит к пониманию равнозначности всех терминов, их относительности, а, следовательно, в конечном счете, отсутствия в них какого-либо общезначимого. Во-вторых, нигилизм раскрывает в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из «психологических потребностей» и представляет собою только сеть пересекающихся частных интересов. Отсюда вытекает идея об отсутствии в мире и обществе единой наполненной смыслом организации, порядка и целостности1.
Но было бы не верно полагать, что нигилизм явление присущее исключительно западноевропейской цивилизации. Он получил большое распространение в центральных произведениях известных русских писателей (вспомним хотя бы тургеневского Евгения Базарова и его подпевалу Ситникова, которые не признавали ни русской истории, ни русской культуры и основным девизом которых был своего рода боевой клич: "Долой идеалы!") - И.С. Тургенева («Отцы и дети»), Н. Лескова («Некуда»), А.Р. Писемского («Взбаламученное море»).
Что же касается правового нигилизма, то под ним в правовой науке понимается отрицание права как социальной ценности в обществе, неуважительное отношение к нему, к деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах – теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учении на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты, в конечном счете в преступную группу2.
______________________________
1 Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовые ценности гражданского общества. //Журнал российского права. 2004. №11.с.76
2 Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М: НОРМА. 2000. 616с.
3.2. Причины правового нигилизма
По мнению
известных российских
Каковы же источники правового нигилизма в наше время? Обобщив суждения некоторых ученых на эту тему, я попытаюсь выделить наиболее значимые из них.
Одна из главных причин правового нигилизма кроется собственно в самих законах - в их несовершенстве и противоречивости. Кроме того, характерной чертой правовой системы России является нестабильность законодательства, особенно это касается гражданского права в области налогообложения. Предприниматели зачастую не успевают реагировать на происходящие изменения в налогообложении, что ведет к нарушению закона. Такая неразбериха естественно вызывает негативные эмоции у граждан, отсюда неуважение законов и нежелание их выполнять. Уклонение от уплаты налогов является нормальным явлением в нашем государстве и даже не осуждается обществом. Все мы, мягко говоря, «не любим» налоговые службы.
Следующим по важности источником и причиной правового нигилизма я считаю явные нарушения закона, т.е. преступления. На мелкие правонарушения способен практически каждый член нашего общества. Например, переход улицы в неположенном месте или на красный свет, неоплата проезда в общественном транспорте. И это тоже как должное воспринимается окружающими. Совершенно другое отношение к закону у жителей западноевропейских стран. Они соблюдают законы «не за страх, а за совесть», т. е. следуют предписаниям норм права не потому, что за них неисполнение следует наказание, а потому, что так требует закон, а потому, что так надо (dura lex, sed lex). Особо меня возмущает пассивное отношение общества к взяточничеству. Мы видим открытую несправедливость, вызванную данным явлением, когда люди не заслуженно занимают определенные позиции в обществе (посты, должности, места в учебных заведениях), и молчим. Хотя государство ведет активную борьбу с этой бациллой, но, на мой взгляд, она не будет эффективной до тех пор, пока у самих людей не изменится отношение к этому явлению, то есть не изменится правосознание.
Очень близко к
этим двум причинам правового нигилизма
стоит и такой его источник,
как нарушение основных
конституционных прав и свобод человека
и гражданина. Это и право на жизнь, и право
на собственность, это личная неприкосновенность
и т.д. и т.п.
При нарушении этих основополагающих
прав и свобод, тем более (как это часто
бывает) если преступники не будут пойманы
и справедливо наказаны, у потерпевшего
возникает вполне естественное чувство
недоверия к закону и государству, которые
не смогли его защитить. И может возникнуть
также и чувство вседозволенности (мол,
все равно эти законы никто не исполняет,
а раз все нарушают, то почему нельзя и
мне?) и отсюда всего один шаг до преступления.
Рядом с этой
хотелось бы выделить следующую причину
правового нигилизма – деятельн
Пожалуй, еще в качестве одной причины этого явления можно назвать образ мыслей, менталитет россиян. Сухой буквы закона наш народ не приемлет в принципе, предпочитая лучше решить дело "полюбовно", поговорив по душам, чем доводить дело до суда. Россиянин предпочтет смириться со своим положением, а не бороться за свои права и свободы.
3.3. Пути борьбы с правовым нигилизмом
Правовой нигилизм настолько глубоко засел в современной жизни, настолько прочно завладел умами людей, что вытравить его оттуда в ближайшее время не представляется возможным. Можно, однако, попытаться хотя бы ослабить его позиции, решительно действуя по нескольким направлениям.
1.Одним из
главных путей преодоления
2.Естественно,
необходимо модернизировать
3.Должна проводиться
регулярная работа по
4.Юридические
вузы должны готовить по-
5.Используя
СМИ и прессу, нужно повести
активное наступление на
6. И, конечно же, должно, наконец, появиться уважение к правам и свободам личности со стороны государства.
И, может быть, при реализации этих действий в комплексе друг с другом наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для права болезни под названием "правовой нигилизм".
Глава 4. Правовое воспитание
Самые авторитетные юристы и мыслители придавали воспитанию правосознания исключительную роль, считая его цементирующей основой российской государственности. Размышляя о том, когда следует закладывать в человеке нравственные требования и начала, Кони убежденно говорил: только в юные годы, годы учебы и постижения жизни. В практической жизни среди злободневных вопросов зачастую бывает уже не до них, тогда уже поздно. И недаром призывал классик Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»: «Забирайте с собою, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге… Не подымете потом!»
Давайте задумаемся: много ли у нас родителей, уделяющих достаточно внимания воспитанию сильной и живой правовой психологии, способных раскрыть перед детьми две стороны права. С одной стороны, осознание собственных прав, которое воспитывает в ребенке личное достоинство, с другой – раскрытие того, что и другие наделены правами, которые надо уважать и нельзя игнорировать. Думаю, ответ тут очевиден. Таких родителей явно не хватает. А что в результате? У ребенка, воспитанного вне понятий права, формируется, с одной стороны, рабская душа, лишенная чувства собственного достоинства, с другой – он склонен не к уважению чужой личности, а к самодурству, агрессии.
Наше новое поколение выбирает не только «пепси». Сейчас у значительной части молодежи главный жизненный приоритет – заработать как можно больше и как можно быстрее. И любым способом. Недавно проводился социологический опрос, в ходе которого у людей спрашивали: можно ли поступиться моралью ради того, чтобы разбогатеть? Среди пенсионеров только 21 процент согласился на то, чтобы их дети поступились моральными принципами ради того, чтобы стать богатыми. А 59 процентов убежденно ответили: пусть их дети будут бедными, но честными. И совершенно противоположная картина среди молодых. Только 28 процентов считают, что моральными принципами ради богатства жертвовать нельзя. А 54 процента готовы поступиться моралью, если потребуется для собственного обогащения.
Вдумаемся в эти цифры! За ними целые поколения, готовые на все ради того, чтобы нечестным путем «выбиться в люди». Выводы социологов свидетельствуют о том, что мораль и нравственные принципы у молодых россиян часто уходят на второй план.
Это означает только одно: положение надо менять и все больше поворачиваться к людям лицом. Строить государство – это значит «воспитывать в народе государственный образ мыслей, государственное настроение чувств, государственное направление воли», - отмечал Иван Ильин в 1922 году, незадолго до эмиграции.
Однако не будем забывать, что сознание молодых людей еще не окостенело, оно восприимчиво к новому. Достаточно легко реагирует на изменения в обществе, в том числе и в правовой ситуации. Их сознание еще не травмировано хаосом и былым беззаконием. Исследования в целом вселяют оптимизм: молодежь в возрасте до 30 лет значительно легче впитывает новую правовую информацию. Значит, не все потеряно. Значит, мы должны сделать все, чтобы их отношение к праву, их отношения с правом соответствовали тем нормам, которые свойственны правовому государству.
Проблемы, связанные с правовой культурой и правосознанием приобретают особую актуальность в современных условиях непростого экономического положения в России. Равнодушное или отрицательное отношение значительной части россиян к правовым институтам нередко дает противоправный, в том числе криминальный эффект. Например, в условиях существенного ухудшения финансового и материального положения части российского общества, совокупность указанных обстоятельств приводит к росту экономических преступлений, прежде всего преступлений против собственности. Так, по статистическим данным МВД РФ, за период с января по сентябрь 2009 года количество краж в Росси увеличилось на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года1.
Безусловно, росту имущественных преступлений потворствует высокая безработица и рост числа материально незащищенных групп населения, однако, не вызывает никаких сомнений, что человек с изначально деформированной либо даже криминальной системой жизненных ценностей, в том числе правовых, гораздо легче переступит букву закона, чем человеку с высоким уровнем правосознания.
Правовая культура
и ее основной элемент – правовое
сознание, обладают достаточно сложной
внутренней структурой, а их формирование
и развитие обусловлены целым
рядом самых различных
Общеизвестно, что правовая культура и правовое сознание во многом зависят от материального уровня жизни населения государства. Материальная незащищенность человека зачастую становится причиной совершения самых различных преступлений. Обеспечение высокого уровня граждан является одним из важнейших условий не только поддержания режима законности и правопорядка в нашей стране, но и неотъемлемым элементом безопасности государства.