Правоприменительный акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Особенно важным становится применение права в нашу сложную эпоху кризисов и реформ, так как только государство в состоянии обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений. Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и природа правоприменительного акта………………………...7
1.1. Правоприменительный акт: понятие, отличие и сходство с нормативно правовыми актами…………………………………………………………………...7
1.2. Признаки и структура правоприменительного акта………………………….9
Глава 2. Виды правоприменительных актов и требования, предъявляемые к правоприменительным актам……………………………………………………...13
2.1. Классификация правоприменительных актов……………………………….13
2.2. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам………………19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Курсовик Правоприменительные акты.doc

— 127.50 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">- Правоприменительные акты обладают особой формой выражения. Наиболее распространенной формой выражения актов применения права является документальная (письменная) форма. Вместе с тем правоприменительные акты могут быть выражены в устной (устный приказ, распоряжение), а также конклюдентной (форме сигнала) формах. В отличие от актов применения права нормативно-правовые акты выражаются исключительно в документальной форме[6].

Как правило, документальные правоприменительные акты характеризуются четырехзвенной структурой.

К примеру, судебное решение, как и любой другой правоприменительный акт должно иметь следующие обязательные элементы:

      Вводную часть, в которой указываются наименование (решение, определение, приговор, постановление), название и состав органа правосудия, принявшего решение, место и время принятия, предмет судебного разбирательства, конкретный адресат;

      Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования;

      Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указываются на обстоятельства, достоверно установленные в процессе правосудия, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновываются выбор юридических норм и принимаемое решение;

      Резолютивную часть, в которой излагается содержание решения, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия[7].

Следовательно, существуют акты – документы, включающие все четыре его составные части – вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты). Также есть акты, состоящие из трех частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов. Не исключены акты, содержащие две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий). А также существуют акты, не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнитель» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).

Правоприменительные акты должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Таким образом, делая вывод по данной главе, можно сказать, что, издание правоприменительного акта означает окончание процесса правоприменительной деятельности и конечным результатом применения права, так как они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды правоприменительных актов и требования, предъявляемые к правоприменительным актам.

2.1. Классификация правоприменительных актов

Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использова­ния юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необ­ходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного[8].

Правоприменительные акты, условно,  можно разделить на группы:

1.      «собственнические» акты управления;

2.      властные акты в области применения права;

3.      акты прямого осуществления центрального руководства;

4.      координационные акты;

5.      ориентировочные индивидуальные акты.

Такая классификация носит локальный характер и не может представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны быть положены все четыре правила деления объема понятия:

      наличие одного и того же основания;

      равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса;

      необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации;

      логическая непрерывность деления на классы.

Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания акта;

и) форма выражения.

Правоприменительные акты могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

      по форме можно выделить: акты-документы и акты действия (.

Правоприменительный акт-документ – это надлежащее оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д.[9]. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на такие как: словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающий решение субъекта применения права

(жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность[10].

      по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.

      в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на: - регулятивные,

- правоохранительные.

Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей. Также можно сказать, что направлены  на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений в случаях, когда реализация права в рамках непосредственной формы невозможна.

Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения[11].

Иными словами охранительные акты направлены на защиту определенных юридическими нормами правил поведения от противоправных посягательств, а также реализацию мер юридической ответственности за правонарушения (например, приговор суда, постановление прокурора о возбуждении уголовного дела и т.п.)[12].

      по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные.

Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).

Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий);

      в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);

      по функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: акты - регламентаторы, правообеспечительные.

Акты - регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения.

Правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений; их функции состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования

      по предмету правового регулирования различают акты:

- уголовно-правовые,

-гражданско-правовые,

-административные акты;

-процессуальные и материальные;

      в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на такие как:

-правообразующие,

-правоизменяющие,

- правопрекращающие.

Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;             

      по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;

      по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;

      в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.

      по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

а) первичные;

б) производственные;

в) смешанные.

      по сферам использования:

а) хозяйственные;

б) социально-культурные;

в) административно-политические.

      по типу правового регулирования правоприменительные акты делятся на регистрационные, разрешительные, запретительные и ограничительные акты.

Регистрационные акты формально закрепляют и в последующем удовлетворяют фактическое состояние, в котором пребывает субъект в данный период (регистрация в списках избирателей, постоянная и временная регистрация места жительства и т.п.).

Разрешительные акты выражают дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств: времени, места, условий, порядка реализации и т.д. (к таким актам можно отнести принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т.п.).

Запретительные акты содержат запрет на совершение определенных действий (к примеру, решение о лишении владельца автомобиля права на управление автотранспортным средством).

Ограничительные акты устанавливают перечень ограничений в отношении конкретного субъекта (к примеру, освобождение лица из-под стражи под подписку о невыезде)[13].

 

2.2. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам.

Правоприменительный акт имеет определенную, установленную законом форму. Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь его отмену или необходимость изменения. Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений и т.д.

Основные требования, которые предъявляются к актам применения, заключается в том, чтобы они:

-строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются;

-издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;

-содержали глубокую и всестороннюю характеристику данного дела;

        -имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т.п.)

Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки[14].

Информация о работе Правоприменительный акты