Правоотношение как общественное отношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Правоотношение — это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма его выражения. Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не определенного круга субъектов. В них содержатся предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы1.

Оглавление

1. Понятие правоотношений. 3
2. Виды правоотношений. 6
3. Структура правоотношений. 13
Список использованной литературы. 26

Файлы: 1 файл

Курсак 1 курсТГП.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     Охранительные правоотношения – это отношения, проводящие охранительную функцию права. Они складываются на основе охранительных юридических норм; при их помощи осуществляются меры юридической ответственности и защиты субъективных прав18.

     Охранительные правоотношения возникают на основе противоправных действий, отражают известную аномалию в процессе правового регулирования. Режим законности требует того, чтобы все факты правонарушений устанавливались с необходимой быстротой и точностью, чтобы возникающие в связи с этим охранительные правоотношения осуществлялись и чтобы, следовательно, защищались субъективные права, а виновные лица несли юридическую ответственность.

     Регулятивные  и охранительные правоотношения отличаются друг от друга рядом юридических  черт: и не только по основаниям возникновения (т.е. по признаку того, возникают ли они на основе правомерного или неправомерного поведения субъектов), но и по содержанию субъективных юридических прав и обязанностей, по их соотношению между собой. В частности, охранительные правоотношения всегда являются властеотношениями; в их содержание входят меры государственно-принудительного воздействия – санкции19.

     4. Правоотношения активного и пассивного типов.

     Данное  деление характерно только для регулятивных правоотношений.

     Специфические черты регулятивных правоотношений прямо зависят от того, какую из двух основных регулятивных функций права (статическую или динамическую) они выражают, каков характер поведения субъектов и в соответствии с этим на основе каких юридических норм (обязывающих или управомочивающих и запрещающих) они складываются и функционируют.

     Правоотношения  активного типа – это отношения, выражающие динамическую функцию права. Они складываются на основании обязывающих  норм и характеризуются тем, что  активный центр правоотношения находится в юридической обязанности. Правоотношения данного типа возлагают на лицо обязанность положительного содержания, т.е. совершить определенные действия (произвести ту или иную работу, передать имущество и т.п.). Интересы управомоченного удовлетворяются только в результате совершения положительных действий обязанным лицом20.

     Правоотношения  пассивного типа – это отношения, выражающие статическую функцию  права21. Они складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве. Положительные действия совершаются управомоченным лицом (ему предоставлено право на положительные действия), а на обязанное лицо возлагается обязанность пассивного содержания, т.е. воздерживаться от поведения известного рода (правоотношения собственности, многие конституционные правоотношения и др.). Управомоченный удовлетворяет интересы своими действиями. Обязанности же в этих правоотношениях играют, так сказать, «оградительную», вспомогательную роль22.

     Правоотношения  активного и пассивного типов  – два различных класса правоотношений, они отличаются друг от друга существенными юридическими свойствами. Вот почему при рассмотрении тех или иных проблем правоотношения нужно постоянно иметь в виду присущие им отличительные черты (а также особые свойства охранительных правоотношений). Многие споры в юридической науке вызваны как раз тем, что не учитываются особенности правоотношений разных типов.

     6. Отраслевые правоотношения.

     Правоотношения  подразделяются по отраслям права.

     По  особенностям предмета и, следовательно, фактического содержания могут быть обособлены правоотношения, соответствующие  любому подразделению правовой системы, в том числе комплексным, вторичным  образованиям (так могут быть выделены страховые, горные, природоохранительные и им подобные правовые отношения). Некоторые из них обладают известной юридической спецификой.

     Но  отраслевыми в строгом смысле этого слова могут быть названы  только правоотношения, соответствующие основным отраслям права (т.е. главным подразделениям правовой системы, которым свойственны особые юридические режимы, особые методы регулирования). Более того, именно в отраслевых правоотношениях выражаются определяющие, характерные черты метода правового регулирования данной основной отрасли23.

     Определяющим  критерием отраслевого правоотношения выступает отраслевое законодательство, на основании которого возникает  конкретное правоотношение. Так, выделяют административные, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п. правоотношения24. 

 

      3. СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЙ 

     В теории государства и права  выделяют четыре элемента входящих в структуру  правоотношений: субъекты, объект, право и обязанность25.

     1. Субъекты правоотношений — это  отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей26.

     Мера  участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью  и дееспособностью.

     Правоспособность  — это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, что он действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным27.

     Дееспособностью называется признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности28.

     В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, однако не все они одновременно дееспособны. И, напротив, все дееспособные люди являются правоспособными. Следовательно, правоспособность — понятие более широкое, так как распространяется на больший круг лиц. Различия в дееспособности отдельных лиц заложены уже в самой природе людей и в условиях их жизни29.

     К индивидам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные  граждане (иностранцы) и лица без  гражданства, находящиеся на территории данного государства. Индивидуальный субъект правоотношения не физическое, а чисто юридическое понятие. Субъект правоотношения не то же самое, что человек, — это только одно его свойство, созданное объективным правом30.

     Совокупность  всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей называется правовым статусом31.

     Граждане  правового государства реально  пользуются всей полнотой прав, свобод и обязанностей, установленных правовыми  законами. Иностранцы и лица без  гражданства, как участники правоотношений, на территории другого государства по своему правовому положению приравниваются к его собственным гражданам. Они являются полноправными участниками имущественных, финансовых и многих других отношений. Им гарантируются предусмотренные законами государства права и свободы, в том числе право обращения в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Ограничение правоспособности иностранцев и лиц без гражданства касается только некоторых, наиболее специфичных сторон государственной жизни (например, они не могут проходить службу в армии иностранного государства, избирать или быть избранными в его властные органы, занимать определенные государственные должности и др.) 32.

     Правовой  статус российских граждан в полной мере соответствует Всеобщей декларации прав человека ООН. В силу ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Согласно ст.18 Конституции РФ они являются непосредственно действующими. Полный перечень входящих в конституционный правовой статус личности прав и обязанностей определяется ст.64 Конституции РФ33. Правовой статус определяет смысл, содержание и порядок применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности и другие конституционные права. Правоспособность и дееспособность граждан обычно одинаковы по объему. Однако в ряде случаев по закону или решению суда лицо ограничивается в дееспособности. Так дееспособность малолетних регулируется ст.28 ГК РФ34. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет определена в ст.26 ГК РФ. Судом признаются недееспособными граждане, которые в следствии психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководствоваться ими (ст.30 ГК РФ). Законом предусмотрена также возможность ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст.30 ГК РФ). Ограниченно дееспособный может совершать сделки по распоряжению имуществом лишь с согласия попечителя35.

     Правовой  статус иностранных граждан и  лиц без гражданства определяется Всеобщей декларацией прав человека ООН и ч.3 ст.62 Конституции РФ, которая уравнивает их с гражданами России, «кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации»36, они могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений, но они не имеют избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность, некоторые стать Уголовного кодекса (например, об измене Родине) и т.д37.

     Кроме конституционного правового статуса  разные граждане имеют специальный  статус, который определяется более конкретными законами: например статус рабочего, военнослужащего, сотрудника правоохранительных органов, студента, пенсионера и т.д. В настоящее время актуальными становятся статусы беженцев, вынужденных переселенцев, иностранных рабочих, безработного и т.д.

     К организациям — коллективным субъектам  правоотношений — относятся государственные, общественные, частные организации  и государство в целом. В отличие  от индивидуальных субъектов правоспособность и дееспособность организаций ограничивается теми целями и задачами, ради которых они создаются и функционируют. Деятельность различных организаций определяется законами или их собственными уставами (положениями), признанными государственной властью и не противоречащими ее правовым установлениям. Несмотря на разнообразие этой деятельности, в целом она направлена на удовлетворение общих или индивидуальных интересов людей как субъектов правоотношений38.

     Права и обязанности организаций строго и точно определены их компетенцией, в рамках которой и осуществляется правоспособность и дееспособность этих организаций. Дееспособность организаций непосредственно выражается в действиях определенных должностных лиц, представителей, выступающих от имени организаций. Представителем государственной организации может быть член парламента, министр, префект, прокурор, судья, директор государственного предприятия или учреждения. Общественные или частные организации могут представлять, например, председатель кооператива, директор фирмы или акционерной компании, владелец частного предприятия. Действия таких представителей считаются действиями самих организаций. К примеру, если ректором университета заключается договор на поставку вычислительной техники, то действия ректора считаются действиями самого университета как коллективного субъекта правоотношений39.

     Среди субъектов организаций особое место  занимают так называемые юридические  лица. Юридическим лицом признается такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде. Юридические лица являются прежде всего субъектами имущественных, гражданско-правовых отношений.

     В условиях рыночной экономики подавляющее  большинство субъектов организаций  являются юридическими лицами. Их деятельность осуществляется на общих правовых принципах, однако между ними имеются и определенные различия. Юридические лица различаются в зависимости от того, какие функции они осуществляют — публичные или частные.

     Государственные организации и учреждения (парламент, правительство, суд, милиция, государственные  предприятия, органы местной власти и другие), как правило, преследуют общие, публичные цели. Это обусловливает их большую стабильность, а также большую независимость от тех индивидуальных лиц, которые входят в состав юридического лица. Существование юридического лица, имеющего публично-правовой характер, не зависит от воли его членов. Правительство не может прекратить свое существование как орган исполнительной власти, даже если все члены кабинета министров уйдут в отставку40.

     Специфическим субъектом правоотношений выступает  само государство. Оно является важнейшим участником государственно-правовых и административно-правовых отношений. Осуществляя борьбу с преступностью, государство выступает субъектом уголовно-правовых отношений; будучи официальным представителем страны на международной арене, государство является основным субъектом международно-правовых отношений.

     Государство в целом выступает в качестве субъекта права в государственно-правовых и некоторых имущественных взаимосвязях, является собственником предприятий  промышленности, транспорта, связи и др. Правовой статус государства регулируется двумя правовыми системами – системой внутригосударственного и системой международного права. При этом следует различать общий и конкретный правовой статусы государства. Во внутреннем праве общий правовой статус государства определяется нормами конституции. В ней закреплены цели, сущность, задачи и функции государства, его полномочия по государственному руководству и управлению делами страны и общества.

Информация о работе Правоотношение как общественное отношение