Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:53, курсовая работа
Целями курсовой работы являются определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в гражданско-правовых отношениях, уточняющей и систематизирующей существующие теоретические взгляды на эту проблему.
Методологическую основу написания курсовой работы определили современные общенаучные и частнонаучные методы познания, включая: системный, логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, юридико-логический, и других.
Работа изложена с учетом комплексного характера затронутых проблем. В связи с этим нами широко использованы работы юристов, представляющих как частное, так и публичное право, теоретиков права и историков.
Введение 3
1. Гражданская правоспособность государства и муниципальных образований. 5
1.1. Общие положения. 5
1.2. Государство как носитель власти. 6
1.3. Государство как лицо. 7
1.4. Гражданская правоспособность государства. 9
1.5. Муниципальные образования как субъекты гражданского права. 10
2. Формы участия государства в гражданском обороте 12
2.1. Опосредованное участие государства в гражданском обороте. 12
2.2. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте. 13
2.3. Государство как собственник. 17
2.4. Государство как участник сделки. 20
2.5. Государство как субъект ответственности. 27
Заключение 36
Список использованных источников. 39
Гарантированными государством сбережениями считаются денежные средства, помещенные;
-
на вклады в Сберегательный
банк РФ (ранее Государственные
трудовые сберегательные кассы
СССР, действовавшие на территории
РСФСР; Российский
-
на вклады в организации
-
в государственные ценные
Эти гарантированные сбережения граждан
являются государственным внутренним
долгом РФ, обеспеченным государственной
собственностью в соответствии с Конституцией
РФ и всеми активами, находящимися в распоряжении
Правительства РФ. Гарантируется не номинальная
стоимость, а именно ценность сделанных
в свое время сбережений, которая определяется
покупательной способностью денежных
средств на момент их вложения (по общему
правилу, покупательной способностью
валюты СССР в 1990 г.). Гарантированные сбережения
граждан переводятся в целевые долговые
обязательства РФ, являющиеся государственными
ценными бумагами. Каждый рубль вложений
переводится в рубль номинала целевого
долгового обязательства, если вложение
сделано до 1 марта 1991 г. (к вложениям, сделанным
позже этой даты, применяются понижающие
коэффициенты). Долговая стоимость одной
единицы номинала такого обязательства
определяется из соотношения текущей
покупательной способности рубля и его
покупательной способности в 1990 г Целевые
долговые обязательства могут быть обращены
в рубли или использованы в качестве средства
платежа при приватизации государственного
имущества.
Государство также участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом. В соответствии со ст. 9 Патентного закона РФ в качестве патентообладателя в интересах государства может выступать Федеральный фонд изобретений России, среди источников финансирования которого указаны, в частности, средства республиканского бюджета. Фонд может приобретать патенты на свое имя и осуществлять продажу лицензий на использование этих изобретений. Государство может выступать также в наследственных правоотношениях - в роли наследника как по завещанию, так и по закону (ст. 527 и 552 ГК 1964 г.).
Всякий раз, когда государство становится участником какого-либо гражданско-правового отношения, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов другого участника этих отношений и наоборот. Это общее правило, касающееся гражданско-правовой ответственности. Однако говоря о государстве как субъекте ответственности, нужно вести речь об ином - об особых случаях внедоговорной ответственности государства за вред, причиненный в определенных ситуациях.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 16 и 1069 ГК РФ). Таким образом, в законе установлено общее правило об ответственности государства за вред, причиненный его органами или должностными лицами. Такая ответственность наступает независимо от того, является ли орган государства юридическим лицом и может ли он самостоятельно нести ответственность. Естественно, государство не отвечает вместо унитарных (казенных) предприятий и учреждений, не выполняющих властных функций, и их должностных лиц, что не исключает субсидиарной ответственности государства по обязательствам указанных субъектов.
Государство отвечает перед реабилитированными жертвами допущенных им политических репрессий на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и принятых во исполнение него других нормативных актов5. Эта ответственность конкретизирована в "Положении о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 926. Сфера действия этого Положения, впрочем, шире простого случая ответственности государства, поскольку в нем идет речь и о возврате имущества, сохранившегося в натуре, что нельзя считать ответственностью.
К ответственности государства в строгом смысле слова относятся только возмещение стоимости имущества и выплата денежной компенсации. Соответствующие денежные выплаты производятся за счет средств федерального бюджета Министерством финансов РФ в пределах установленных лимитов.
Вред (в том числе моральный), причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта РФ или муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц соответствующих правоохранительных органов (ст. 1070 ГК). Вред, причиненный этими органами в других ситуациях, возмещается по общим правилам о деликатной ответственности.
В
раде случаев государство может
принимать на себя обязанность компенсировать
ущерб, понесенный теми или иными
лицами, причем подобное возмещение не
относится к мерам
Требования, которые вытекают из перечисленных
выше случаев ответственности государства,
могут быть предъявлены к Министерству
финансов РФ или его органам на местах
и удовлетворяются за счет средств соответствующей
казны (ст. 1071 ГК РФ). Однако во всех остальных
случаях ответственности государства
(в особенности договорной) далеко не просто
найти конкретного субъекта, который не
только мог бы выступить ответчиком, но
и имел бы средства, достаточные для возмещения
убытков.
Такая
ситуация связана с избранной
нашим законодательством
Непосредственное участие государства во внешнеторговом обороте. Общепризнано, что власть государства распространяется только на его территорию и некоторые другие пространства в соответствии с нормами международного права. Следовательно, за пределами своей территории государство власть обычно не осуществляет. Однако оно не теряет при этом такого своего важнейшего качества, как суверенитет. И при вступлении государства в гражданско-правовые отношения за пределами своей территории этого нельзя не учитывать.
Специфика участия государства во внешнеторговом обороте вытекает из того, что ему здесь приходится действовать на чужой территории (под чужой властью). Принцип равноправия государств в международных отношениях здесь пересекается с суверенитетом государства на своей территории. Результатом такого пересечения является признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Иммунитет государства представляет собой его суверенитет, но как бы продолженный за пределы государственной территории. Иммунитет означает невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, действующее за пределами своей территории, без его согласия.
Учение
об иммунитете государства наиболее
подробно развито в международном
частном праве. Различают несколько
разновидностей иммунитета - судебный,
от принудительного обеспечения иска
и от принудительного исполнения судебного
решения. Эти виды иммунитета означают,
что государство без его согласия неподсудно
судам другого государства, что в отношении
имущества государства без его согласия
не могут быть предприняты принудительные
меры по обеспечению иска и что, наконец,
даже вынесенное против государства судебное
решение не может быть без его согласия
принудительно исполнено. К числу особых
разновидностей относят и иммунитет собственности
государства6.
Государство может отказаться от своего
иммунитета. Применительно к внутреннему
обороту оно сделало это. Достаточно обратиться
к правилу п. 1 ст. 124 ГК, согласно которому
государство выступает в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, на равных
с иными участниками этих отношений началах.
Однако это правило не распространяется
на внешнеторговый оборот, что вытекает
из ст. 127 ГК. Поскольку особенности ответственности
государства в отношениях с участием иностранных
юридических лиц, граждан и государств
определяются законом об иммунитете государства
и его собственности, в данном случае нельзя
вести речь ни о каком равенстве.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные
образования непосредственно осуществляют
внешнеторговую деятельность только в
случаях, установленных федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, законами и иными правовыми
актами субъектов РФ (ст. 11 Закона РФ о
государственном регулировании внешнеторговой
деятельности). Иной (непредпринимательской)
деятельностью за пределами РФ государство
вправе заниматься и без специального
дозволения, содержащегося в законе.
Что же касается конкретных субъектов, представляющих государство во внешнеторговом обороте, то здесь законодательство практически без изменений следует тем вариантам, которые созданы применительно к внутреннему обороту.
Денежные
обязательства от имени государства
принимают на себя Министерство финансов
РФ и Центральный банк РФ (Банк России).
Согласно ст. 50 Закона о Центральном
банке РФ этот банк представляет интересы
Российской Федерации во взаимоотношениях
с центральными банками иностранных государств,
а также в международных банках и иных
международных валютно-финансовых организациях.
Для осуществления своих функций Банк
России может открывать представительства
в иностранных государствах (ст. 54 Закона
о Центральном банке РФ).
Выступление на внешнем рынке в качестве
заемщика, кредитора или гаранта от имени
Российской Федерации регламентируется
Законом "О государственных внешних
заимствованиях РФ и государственных
кредитах, предоставляемых РФ иностранным
государствам, их юридическим лицам и
международным организациям". Государственные
внешние заимствования РФ образуют кредиты
(займы), привлекаемые из иностранных источников,
или финансовые обязательства гаранта
погашения кредита. Эти заимствования
образуют государственный внешний долг
РФ. Предоставляемые РФ любым заемщикам
кредиты образуют внешние (зарубежные)
активы РФ. Государственные внешние заимствования
и предоставление государственных кредитов
осуществляются от имени Российской Федерации
или Правительства РФ на основании международных
договоров, гражданско-правовых соглашений
и гарантий. Возможно, произвести такие
заимствования (предоставить кредиты)
и от имени федеральных органов исполнительной
власти или российских юридических лиц,
но чтобы такие действия обязывали Российскую
Федерацию, необходимо наличие полномочия,
оформленного в виде постановления Правительства
РФ. Если выдаваемый или получаемый кредит
(гарантия) превышает предельные размеры,
установленные ст. 4 Закона "О государственных
внешних заимствованиях РФ и государственных
кредитах...", необходима его ратификация
Федеральным Собранием РФ.
Переговоры с иностранными кредиторами
по условиям привлечения и использования
в экономике РФ финансовых кредитов проводятся
Министерством финансов РФ, а товарных
и инвестиционных кредитов-Министерством
финансов совместно с Министерством экономики,
Министерством внешних экономических
связей РФ и другими заинтересованными
министерствами, ведомствами и организациями.
Подписание межправительственных соглашений
по вопросам привлечения иностранных
кредитов и предоставления гарантий осуществляется
Министром финансов РФ или лицом, уполномоченным
Правительством РФ.
Выпуск ценных бумаг, специально предназначенных
для распространения на внешнем рынке,
предусмотрен постановлением Правительства
РФ от 27 сентября 1994 г. № 1107 "Об урегулировании
коммерческой задолженности бывшего СССР
перед иностранными кредиторами". В
этом постановлении, речь идет о переоформлении
коммерческой задолженности бывшего СССР,
за которую ответственность на себя приняла
Российская Федерация, в векселя. Векселя
выдаются Министерством финансов от имени
Правительства РФ тем кредиторам бывшего
СССР, перед которыми возникла эта задолженность.
Помимо векселей Министерство финансов
вправе выпускать облигации внешнего
облигационного займа Соответствующие
ценные бумаги эмитируются от имени Российской
Федерации без регистрации проспекта
эмиссии. Все расчеты по ним ведутся в
долларах США. Возможность выпуска таких
облигационных займов предоставлена и
некоторым субъектам РФ. Однако последние
должны получить кредитный рейтинг в соответствии
с международными стандартами.
Государство является участником инвестиционных
соглашений, заключаемых с иностранными
инвесторами в соответствии с Указом Президента
РФ от 25 января 1995 г. № 73 "О дополнительных
мерах по привлечению иностранных инвестиций
в отрасли материального производства
РФ". Согласно Указу, иностранные инвесторы
могут получить льготы, состоящие в уменьшении
в два раза таможенных пошлин на ввозимые
ими в РФ товары сроком не более чем на
5 лет, если они заключат инвестиционное
соглашение с федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным Правительством
РФ. Таким органом является Министерство
экономики РФ. Другой стороной инвестиционного
соглашения может быть иностранный инвестор,
вложивший в уставный капитал российской
коммерческой организации не менее 10 млн.долларов
США и осуществляющий прямые капиталовложения
в отрасли материального производства
РФ в сумме не менее 100 млн.долларов США.
Что же касается иных обязательств - относительно
движимого и недвижимого имущества, участия
в управлении юридическими лицами, то
здесь государство представляет Мингосимущество
РФ.
Порядок управления государственным имуществом,
находящимся за рубежом, определяется
постановлением Правительства РФ от 5
января 1995 г. № 14 "Об управлении федеральной
собственностью, находящейся за рубежом".
Решения о продаже, мене, залоге, дарении,
изъятии недвижимого имущества, находящегося
за рубежом и являющегося федеральной
собственностью, принимаются Правительством
РФ на основании совместного представления
Мингосимущества РФ и федерального исполнительного
органа соответствующей отрасли. В таком
же порядке принимаются решения о приобретении
в федеральную собственность недвижимого
имущества и ценных бумаг, долей, паев
и акций в находящихся за рубежом юридических
лицах. Сдача в аренду недвижимого имущества,
являющегося федеральной собственностью
и находящегося за рубежом на балансе
государственных предприятий и учреждений,
за исключением отдельно стоящих зданий,
сооружений, неиспользуемых земельных
участков производится: на срок до 1 года
-этими государственными предприятиями
и учреждениями самостоятельно; на срок
до 5 лет -по согласованию с Мингосимуществом
РФ; на срок свыше 5 лет -по решению Правительства
РФ. Решения о внесении закрепленного
за государственными предприятиями имущества
(включая денежные средства), являющегося
федеральной собственностью, в порядке
оплаты уставного капитала (выкупа соответствующих
долей, паев и акций) в юридических лицах,
находящихся или создаваемых за рубежом,
принимаются государственными предприятиями
по согласованию с Мингосимуществом РФ
и федеральным исполнительным органом
соответствующей отрасли. В то же время
учредителем и участником от имени Российской
Федерации в находящихся за рубежом юридических
лицах выступает Мингосимущество РФ, которое
вправе по решению Правительства РФ вносить
федеральную собственность в их уставные
капиталы, за исключением имущества, закрепленного
за государственными предприятиями. Последние
выступают учредителями создаваемых с
их участием за рубежом юридических лиц
от своего имени, а не от имени государства.
Мингосимущество РФ также вправе передавать
в управление на конкурсной основе юридическим
и физическим лицам имущество, не находящееся
в оперативном управлении или хозяйственном
ведении государственных юридических
лиц. Что же касается акций (паев, долей),
принадлежащих РФ в имуществе юридических
лиц, расположенных за рубежом, то любые
действия по распоряжению ими подчиняются
тем же ограничениям, что и на внутреннем
рынке.
Мингосимущество РФ является полномочным представителем Правительства РФ по вопросам правопреемства Российской Федерации в отношении имущества бывшей Российской империи, бывшего Союза ССР, в том числе его министерств, ведомств, других организаций и учреждений, а также упраздненных министерств и ведомств РФ в отношении федеральной собственности, находящейся за рубежом, за исключением имущества, переданного в оперативное управление федеральным органам исполнительной власти, организациям и учреждениям. Мингосимущество РФ осуществляет организацию поиска, защиту, надлежащее оформление права собственности РФ на указанное имущество и управляет этим имуществом, а также выдает от имени Правительства РФ доверенности на совершение подобных действий.
Особенностью
участия государства во внешнеторговом
обороте является то, что органы,
которые уполномочены действовать
от его имени, могут вступать в
соответствующие отношения как непосредственно,
так и через посольства, консульства или
торгпредства. Последние должны иметь
специальные полномочия действовать от
имени перечисленных органов, представляющих
государство. Таким образом, имеет место
двойное представительство.
1.
Государство, субъекты
Государство,
федеральные и муниципальные
образования в совокупности представляют
отдельную организационно-
Гражданская правосубъектность, таким образом (как и любая другая, имеющая отраслевую принадлежность правосубъектность), суть не конституциональный признак юридического лица как видового понятия, а подвидовый признак, который служит отличием юридического лица, являющего собой субъекта гражданских правоотношений от юридического лица - субъекта публичных правоотношений.
2. Гражданская правосубъектность публично-территориальных образований носит ограниченный характер, ввиду того, что исходя из целей создания и деятельности юридические лица данного подвида могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Названное свойство гражданской правосубъектности публично-территориальных образований, подтверждается особенностями формирования воли внутри субъектов хозяйствования данной категории. Формирование воли публично-территориального образования на реализацию гражданской правосубъектности происходит в рамках публично-правовых отношений, направленных на достижение целей создания и деятельности соответствующего публично-территориального образования и складывающихся внутри него между органами власти в рамках их компетенции.