Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:53, курсовая работа
Целями курсовой работы являются определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в гражданско-правовых отношениях, уточняющей и систематизирующей существующие теоретические взгляды на эту проблему.
Методологическую основу написания курсовой работы определили современные общенаучные и частнонаучные методы познания, включая: системный, логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, юридико-логический, и других.
Работа изложена с учетом комплексного характера затронутых проблем. В связи с этим нами широко использованы работы юристов, представляющих как частное, так и публичное право, теоретиков права и историков.
Введение 3
1. Гражданская правоспособность государства и муниципальных образований. 5
1.1. Общие положения. 5
1.2. Государство как носитель власти. 6
1.3. Государство как лицо. 7
1.4. Гражданская правоспособность государства. 9
1.5. Муниципальные образования как субъекты гражданского права. 10
2. Формы участия государства в гражданском обороте 12
2.1. Опосредованное участие государства в гражданском обороте. 12
2.2. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте. 13
2.3. Государство как собственник. 17
2.4. Государство как участник сделки. 20
2.5. Государство как субъект ответственности. 27
Заключение 36
Список использованных источников. 39
Указанные
действия фонды имущества также
совершают от имени государства как собственника
соответствующего имущества.
Полномочия перечисленных государственных
органов в настоящее время ограничены
Указом Президента РФ от 30 сентября 1995
г. № 986 "О порядке принятия решений
об управлении и распоряжении находящимися
в федеральной собственности акциями".
Любые действия по управлению и распоряжению
акциями, находящимися в федеральной собственности,
в том числе их передача в управление частным
лицам, в уставные капиталы организаций,
в залог, а также иное их обременение возможны
только на основании указов Президента
РФ, проекты которых должны в обязательном
порядке выноситься на подписание постановлениями
Правительства РФ.
Однако от имени государства действуют
не только указанные выше органы.
Так,
при приватизации жилых помещений
стороной соответствующих отношений
по передаче жилых помещений в
собственность граждан
Государство становится собственником имущества при прекращении (в том числе принудительном) на него права частной собственности по основаниям, предусмотренным ст. 225 ГК (в отношении бесхозяйных вещей), 228 (находок), 231 (безнадзорных животных), 233 (кладов, относящихся к памятникам истории и культуры), 238 (имущества, которое не может принадлежать данному собственнику), 240 (бесхозяйственно содержимых культурных ценностей), 242 (при реквизиции) и 243 (при конфискации), а также в иных случаях.
Государство
может участвовать и в общей
долевой собственности, например, на
жилые помещения в
Государство
выступает участником сделок всякий
раз, когда они совершаются
От имени государства как собственника соответствующего имущества заключаются, как правило, любые сделки по распоряжению государственным имуществом, в том числе в рамках приватизации.
Государство может осуществлять финансирование и кредитование капитального строительства. Государственное финансирование может предоставляться как на безвозвратной, так и на возвратной основе, в том числе с взиманием процентов, в соответствии с заключаемыми договорами.
От
имени государства такие
Государство может оказывать краткосрочную
финансовую поддержку в виде ссуд предприятиям
любых форм собственности на основании
Указа Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1484
"О порядке предоставления финансовой
поддержки предприятиям за счет средств
федерального бюджета". Краткосрочная
финансовая поддержка производится для:
1) проведения структурной перестройки
производства; 2) расчетов по целевым кредитам,
направленным на закупку оборудования
и материалов; 3) разработки, внедрения
и приобретения новейших технологий, оборудования
и материалов, в том числе и за рубежом.
Этот перечень целей является исчерпывающим.
Ссуды предоставляются на основании договора
о предоставлении и возврате ссуды, заключаемого
между предприятием и Министерством финансов
РФ (по форме утвержденного типового договора)
в соответствии с решением Правительства
РФ. Ссуды предоставляются на срок, не
выходящий за пределы текущего финансового
года, на возвратной основе и за плату
в размере, обеспечивающем уплату процентов
по государственному долгу. Впрочем, ссуды
могут быть и беспроцентными.
Государство может на конкурсной основе
предоставлять государственные капитальные
вложения в коммерчески эффективные проекты.
Порядок предоставления таких государственных
инвестиций регламентируется Указом Президента
РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 "О частных
инвестициях в Российской Федерации".
Инвестиции распределяются на конкурсной
основе и направляются в проекты, связанные
в первую очередь с развитием "точек
роста" экономики, причем частный инвестор
должен вложить в проект не менее 20 процентов
собственных средств. Срок окупаемости
проектов не должен превышать, как правило,
двух лет (для сельского хозяйства - пяти
лет). Государственная поддержка прошедших
конкурс инвестиционных проектов осуществляется
за счет средств федерального бюджета,
выделяемых либо на возвратной основе,
либо на условиях закрепления в государственной
собственности части акций создаваемых
обществ, а также путем предоставления
частным инвесторам государственных гарантий
по возмещению вложенных средств. Предоставление
государственной поддержки производится
в порядке, устанавливаемом Правительством
РФ.
Гарантии или поручительства Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам должны предоставляться на конкурсной основе, причем лишь тем организациям, которые не имеют задолженности по платежам в бюджет либо государственные внебюджетные фонды. Гарантии (поручительства) могут выдаваться в самых различных случаях.
Например, государство может выдавать гарантии по обязательствам государственных заказчиков продукции для федеральных нужд в пределах средств, выделяемых на эти цели из бюджета. При этом в нормах ГК о поставке товаров и подрядных работах для государственных нужд (ст. 525-534 и 763-768 соответственно) прямо о непосредственном участии государства в соответствующих отношениях не сказано. Государство вполне замещается здесь юридическими лицами, выступающими в качестве государственных заказчиков. Здесь, однако, в роли заказчика выступает государственный орган, обладающий необходимыми ресурсами, а приобретаемое имущество необходимо государству как таковому, возможность непосредственного участия государства в складывающихся отношениях не исключена.
Государство может заключать соглашения о разделе продукции. Сторонами соглашения являются частный инвестор и государство - Российская Федерация в лице Правительства РФ и органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, предоставленный инвестору для использования. Соглашения о разделе продукции заключаются, как правило, на основании конкурсов (аукционов). Раздел продукции состоит в том, что инвестор оставляет за собой так называемую компенсационную часть произведенной продукции (которая возмещает ему стоимость понесенных затрат) и причитающуюся ему часть "прибыльной" продукции в размере, определенном соглашением.
Государство же получает свою часть "прибыльной" продукции, которая делится между Российской Федерацией и соответствующим субъектом РФ. Раздел продукции заменяет взимание с инвестора большинства налогов.
Государство как участник сделок выступает при эмиссии и обращении различных ценных бумаг, в том числе и государственных ценных бумаг. Оно может быть как эмитентом, так и владельцем ценных бумаг. В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", для покрытия своих нужд в денежных средствах государство вправе выпускать различные долговые обязательства, в том числе облигации федеральных займов.
Выпуск
и обращение облигаций
Государство выпустило несколько видов
облигаций: - государственные краткосрочные
бескупонные облигации, выпускаемые на
основании Основных условий выпуска государственных
краткосрочных бескупонных облигаций,
одобренных постановлением Совета Министров
- Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. №
107. Эти облигации являются дисконтными
(продаются со скидкой, а погашаются по
номинальной стоимости), выпускаются в
безбумажной форме, имеют срок обращения
до 1 года;
- казначейские обязательства, выпускаемые
на основании постановления Правительства
РФ № 906 от 9 августа 1994 г. Хотя эмитентом
в данном случае названо Министерство
финансов РФ, нет никаких сомнений в том,
что эмитентом является именно государство.
Ведь сущность казначейских обязательств
состоит в том, что они могут быть обменены
на налоговые освобождения, т.е. приняты
государством вместо денег в качестве
налоговых платежей;
- государственные долговые товарные обязательства.
В свое время как СССР, так и Россия занимали
у населения деньги под обязательства
продать те или иные дефицитные товары.
Не погашенные своевременно обязательства,
которые были беспроцентными (государственные
целевые займы 1990 года и чеки "Урожай-90")
подлежат погашению исходя из принципа
полной компенсации. Ранее в ряде случаев
компенсации подлежала не вся рыночная
стоимость соответствующих товаров, а
лишь определенная часть (см. постановление
Правительства РФ от 16 апреля 1994 г. № 344
"О государственных долговых товарных
обязательствах");
-
облигации Государственного
- облигации российского внутреннего выигрышного
займа; - облигации внутреннего государственного
валютного займа, которые предназначаются
для погашения внутреннего валютного
долга перед предприятиями, организациями
и учреждениями, независимо от форм собственности.
Их номинал выражен в долларах США, проценты
по ним выплачиваются посредством отрезания
купонов, - облигации государственных
нерыночных займов. Помимо облигаций государством
выпускаются и другие ценные бумаги, например,
жилищные сертификаты, выдаваемые гражданам
РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий. Сертификаты
являются именными, не обращаемыми ценными
бумагами, действуют в течение года с момента
их выдачи и погашаются путем предоставления
жилья в размере, указанном в самом сертификате.
В обыденном сознании превалирует суждение
о том, что государство выступает как эмитент
денег. Однако с точки зрения права все
выглядит иначе. Эмитентом денег выступает
Центральный банк РФ (Банк России) как
отдельное от государства юридическое
лицо. Причем государство не отвечает
по обязательствам Банка России, а Банк
России - по обязательствам государства,
если они не приняли на себя такие обязательства
или если иное не предусмотрено федеральными
законами. Таким образом, государство
не отвечает ни за обесценивание денег,
ни за иные убытки, которые причинены юридическим
и физическим лицам в связи с их участием
в денежном обращении.
Эмитированные
банкноты и монета обеспечиваются лишь
активами Банка России (ст. 30 Закона
о Центральном банке РФ). Хотя, они и
не могут быть объявлены недействительными
(утратившими силу законного средства
платежа), если не установлен достаточно
продолжительный срок их обмена на банкноты
и монету нового образца, принцип полного
возмещения убытков, понесенных в сфере
денежного обращения, вследствие действий
Банка России или государства, из законодательства
прямо не вытекает.
Впрочем, в ряде случаев (в частности, на
основании Закона РФ "О восстановлении
и защите сбережений граждан Российской
Федерации" ) государство гарантирует
восстановление и обеспечение сохранности
ценности денежных сбережений, созданных
гражданами РФ в определенный период времени,
а затем вследствие изменения экономической
политики обесценившихся.