Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 08:22, курсовая работа
Задачи исследования - на основе цели данного исследования были поставлены следующие задачи:
Дать наиболее точное определение принципа законности.
Изучить принципы, признаки, требования и гарантии законности.
Определить пределы действия законности.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Сущность законности…………………………………………………...5
1.1 Понятие законности…………………………………………………….5
1.2 Принципы и требования законности…………………………………..8
1.2.1 Принципы законности……………………………………………………..…..9
1.2.2 Требования законности……………………………………………………....11
Глава II. Законность и законодательство……………………..……………….13
2.1 Гарантии законности………………………………………………….15
Глава ΙΙΙ. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства………………………………..………..18
3.1 Основные пути укрепления законности……………………………..18
3.2 Укрепление законности в сфере государственного управления…...20
3.3 Пределы действия законности…………………………………….....24
Заключение……………………………………………………………………...…27
Список литературы……
Вторая граница необходимости правового регулирования (вмешательства государства) определяется важностью для общества и государства соответствующих общественных отношений. Следует осуществлять регулирование наиболее существенных сторон жизни общества, наиболее важных видов человеческой деятельности.
Наряду с этим, граница необходимости определяется и возможностью саморегуляции соответствующих общественных отношений. В целом общество - весьма устойчивая система, отношения людей в которой регулируются разнообразными социальными нормами. Поэтому вмешательство государства должно учитывать реальное положение дел: если какие-то общественные отношения находятся в соответствующем порядке, если происходит их саморегулирование, то не следует включать их в сферу законодательства. Здесь должно действовать правило "не навреди".
Таким образом, пределы правового регулирования и, следовательно, действия законности обусловлены указанными выше обстоятельствами, определяющими верхнюю и нижнюю границы государственного вмешательства в общественные отношения.
Наряду с этим, пределы действия принципа законности во многом связаны с характером правовых предписаний.
Так, обязывающие нормы наиболее полно очерчивают сферу законности: правомерными (законными) являются только предписанные варианты поведения. Запрещающие нормы определяют только одну границу законности: незаконным признаётся лишь то, что запрещено. Все остальные варианты действий правомерны (законны). Еще более неопределенна граница законного, при реализации управомочивающих норм. Субъект, обладающий соответствующим правом, может использовать его полностью или частично, а может вообще не использовать - его действия будут во всех случаях законными. Границы законности в этом случае практически относятся к действиям другой стороны правоотношения, на которую возлагаются встречные обязанности.
Независимо от указанных границ,
принцип законности является универсальным и относится ко всем видам
правовой деятельности (правотворческой, правоприме
Заключение
И так мы ознакомились с понятием законности, на основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Существует несколько определений законности. В современной теории права законность неизменно трактуется двояко: во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной и общественной жизни, а во-вторых - в качестве ее особого режима, обеспечивающего неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений. Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.
Законность неразделима с общеобязательностью
права. Именно этот момент получил наибольшее
отражение в науке, в большинстве определений
законности. В таком случае законность
характеризует право, взятое под углом
зрения его осуществления. Главное здесь
— требование неукоснительного претворения
в жизнь законов и базирующихся на них
нормативных актов. Иными словами, законность
в подобном понимании требует соответствия
поведения субъектов общественных отношений
предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения
реального правомерного поведения всех
их участников. Данная сторона законности
вытекает из самого факта существования
права как системы общеобязательных правил.
С этих позиций о законности можно говорить
как об условии жизни государственно-организованного
общества.
К сожалению, мало исследован вопрос о функциях законности. С учетом ее сущности и роли в жизни общества можно выделить в общей форме три основные функции:
- проведение в жизнь государственной воли, связь законности с реализацией права, а также с правотворчеством;
- создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права;
- обеспечение реальности правового регулирования, функционирование элементов его механизма строго на основе законности.
Научный интерес представляет анализ структуры законности. К ее элементам относятся:
а) правомерность субъектного состава участников общественных отношений (определяемая их правоспособностью);
б) правомерность положения (социальной позиции) участников общественной жизни (определяемая содержанием и объемом их субъективных прав и обязанностей);
в) правомерность деятельности субъектов по применению и реализации прав и обязанностей (определяемая «материальными» и формальными ее показателями, закрепленными в соответствующих юридических нормах).25
Другая грань исследуемого
явления отождествляется с идеей законности,
под которой понимается формирующаяся
в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости
такого реального положения, когда не
останется места для произвола, будут
фактически достигнуты всеобщность права,
действительная реализация прав и свобод.
Не случайно законность трактуется как
принцип права, который концентрированно
выражает основные особенности последнего,
его свойства, рассматриваемые в действии,
в процессе реализации. В результате и
право анализируется как сила, обеспечивающая
организованность общественных отношений.
Будучи общеправовым принципом, законность
проникает в плоть правовой материи, определяет
ее формирование, функционирование, развитие
и, в частности, такой признак права, как
верховенство закона и поднормативность
правоприменительных актов.
Благодаря законности в обществе
внедряются идеи справедливости, гуманизма,
личной и общественной свободы. Поэтому
в широком социально-политическом смысле
законность можно считать режимом общественно-политической
жизни. Это режим, при котором деятельность
всех субъектов основывается на законе,
а идеи права, гуманизма, справедливости,
свободы и ответственности господствуют
над личными, групповыми, классовыми интересами.
Режим законности — такая морально-политическая
атмосфера, при которой в общественной
жизни господствуют идеи права, гуманизма,
справедливости, когда точное и неуклонное
соблюдение законов, реальность и незыблемость
прав граждан являются основой жизни общества,
его граждан.
Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной формы — политии. Гегель также противопоставлял подлинно демократическое государство, где господствуют закон и свобода личности, деспотии-состоянию беззакония, в котором особенная воля как таковая, будь то воля монарха или народа (охлократия), имеет силу закона или, вернее, заменяет собой закон»26. Следовательно, законность — это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей — от анархии, общество в целом — от насилия, хаоса, беспорядка. Аксиомой можно считать положение: порядок во власти - порядок в стране.
Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они — его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.
В свете изложенного можно сделать некоторые прогнозы по поводу развития законности в условиях формирования правового государства.
Во-первых, произойдет последовательное расширение предметной стороны законности, т.е. круга тех объектов, которые приобретут свойство законности. Это будет относиться к различным видам деятельности (поведения) людей, к правовым актам (нормативным, правоприменительным и иным актам реализации права), управленческим и иным документам, отношениям людей и их организациям. При этом в сферу законности все больше будут входить те объекты, которые традиционно рассматривались как неправовые, что связано с осуществлением принципа: «Разрешено (т.е. законно) все, что законом не запрещено».
Во-вторых, произойдут изменения в субъектной стороне законности. Формирование правового государства предполагает, что все субъекты общественных отношений без исключения (государство, его органы, общественные объединения, должностные (лица, а также трудовые коллективы) реально станут носителями как обязанности строго соблюдать правовые предписания, так и права требовать соблюдения законности от других субъектов. При этом реальность этих прав и обязанностей будет постоянно повышаться, пока не станет практически абсолютной.
В-третьих, будет совершенствоваться нормативная сторона законности. Это совершенствование произойдет, по меньшей, мере в трех направлениях. С одной стороны, содержание законодательства во все большей степени будет соответствовать реальным условиям и прогрессивным тенденциям развития; общества (изменение методов руководства экономикой, демократизация социальной жизни и пр.). С другой стороны, будет улучшаться сам нормотворческий процесс, что связано, прежде всего, с его демократизацией, участием в нем широких кругов общественности, с расширением его научной базы. И, наконец, коренным образом должна измениться структура законодательства. Основным источником права на деле должен стать закон. При этом, в отличие от многих существующих, новые законы должны быть, как правило, законами прямого действия, что сделает ненужным издание дополняющих и конкретизирующих инструкций и позволит на деле реализовать принцип верховенства закона.
Список используемой литературы:
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Ч.1 СТ. 3
2 Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журн. Российского права. 1998. № 1.
3 См. так же
4 Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное содержание // Журн. Российского права. 1998. № 1
5 Семейный кодекс РФ. Ч. 1 СТ. 63 от 29 декабря 1995г.(в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 106-ФЗ)
6 Волков В.П. Некоторые проблемы и пути их решения для обеспечения законности избирательного процесса в Российской Федерации: науч. – практич. пособие. – М.: 2009. – 287, [1] с.
7 См.: Н.И. Матузов. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.-М.: Юристъ, 1997
8 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Ч.1 СТ. 15
9 Лисюткин А.Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.
10 Гражданский кодекс РФ Ч. 1 СТ 195 от 14 ноября 2002г. (в ред. Федеральных законов от 28.06.2009 N 128-ФЗ)
11 Сидельников И.П. Доступность закона: Правовое информирование граждан: научное издание . – Минск: наука и техника, 1992 – 126с.
12 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Ч.1 СТ. 2
13 Сидельников И.П. Доступность закона: Правовое информирование граждан: научное издание . – Минск: наука и техника, 1992 – 126с.
14 Волков В.П. Некоторые проблемы и пути их решения для обеспечения законности избирательного процесса в Российской Федерации: науч. – практич. пособие. – М.: 2009. – 287, [1] с.
² Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Ч.1 СТ. 49
16 Клямко Э.И. О правовом содержании презумпции невиновности // Государство и право. 1994. № 2.
17 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3.
³ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 . Ч. 1. СТ. 19
19 http://ru.wikipedia.org/wiki/
20 Сидельников И.П. Доступность закона: Правовое информирование граждан: научное издание . – Минск: наука и техника, 1992 – 126с
21 Черданцев А.Ф.Теория государства и права. М., 1999. С.38
1
22 Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. "Какую Россию мы строим" //РФ сегодня.2000.№14
1 Выступление при представлении ежегодного Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ 18 апреля 2002 г. “России надо быть сильной и конкурентоспособной” // Российская газета. 2002. 19апреля.
1 Тихомиров Ю.А. Укрепление законности в сфере государственного управления /Законность в Российской Федерации. М., 1998
.
24 СЗ РФ. 1996. №25.Ст.2954
.