Понятие, признаки и виды норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

В постоянно развивающемся и меняющемся человеческом обществе действуют различные регулятивные системы всех отношений. Одни из этих систем выступают как нормативные регуляторы, другие – ненормативные, выступающие как определенные ценности, традиции, директивы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, признаки и виды норм права
§1.1. Понятие и основные признаки правовых норм….…6
§1.2. Классификация норм права……………….…………15
Глава 2. Структура нормы права и характеристика
составляющих элементов
§2.1. Структура нормы права……………………….……..21
§2.2. Понятие и виды элементов норм права…………….24
§2.3. Способы изложения элементов правовых норм в статьях
нормативно – правовых актов…………………………….29
Заключение…………………………………………………….…33
Список литературы………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Сама курсовая.docx

— 60.53 Кб (Скачать)

      Однако  нормы права характеризуются  и рядом следующих признаков, отличающих их от иных общественных регуляторов3.

      1) общеобязательность — нормы права обязательны для исполнения и соблюдения всеми членами общества;

      2) формальная определенность — нормы права имеют текстуальное закрепление и выражаются в определенных формах (нормативных актах, судебных прецедентах);

      Это свойство позволяет не только выделять норму права из словесной оболочки того или иного источника права, но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали, соотнести норму права с конкретной ситуацией, ее участниками, словом, реализовывать то самое воздействие, которое соответствующее правило оказывает на конкретный вид общественного отношения.

      Формальная  определенность нормы права также  появилась в процессе тысячелетнего  развития права, характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать  с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества. И как бы ни упрекали юристов в  том, что они формалисты, «законники»  и вместо того, чтобы учитывать  дух закона, они, де, приверженцы буквы закона и потому просто крючкотворы, весь социально-правовой опыт человечества свидетельствует о полезности именно такого подхода к норме права, о приоритете буквы закона над субъективно толкуемым духом закона, о недопустимости подмены, а то и замены целесообразностью законности.

      Формальная  определенность характеризуется еще  и тем, что норма права выражена, как правило, в письменной форме. Появление письменности шло в  параллель с появлением правовых норм. В древности сначала символическое, а затем и буквенное обозначение  принадлежности тех или иных товаров  тому или иному купцу (в частности  первоначально использовались печати, которые накладывались на амфоры, кувшины, мешки и другую тару, в которой перевозились» продавались товары, прежде всего, зерно) постепенно становилось письменным способом общения. Письменность стала использоваться для посвящения тех или иных жертв божествам, для учета знамений, выражения предсказаний и их последствий, для царских посвятительных надписей, содержащих своеобразные правовые нормы. Клинопись у шумеров в Вавилоне служила не только для фиксации законов, например знаменитая стела Хаммурапи с его «кодексом законов», но и для учета судебной практики. В городе-государстве Лагаш археологи раскопали корзины, в которых содержались записи всех дел, которые рассматривал суд города Лагаша во втором тысячелетии до н.э4.

      Финикийская письменность, которая первоначально  обслуживала главным образом  торговые сделки и иные имущественные  отношения, со временем также развилась  в мощное средство фиксации законов  и их исполнения, а также предсказаний оракулов по всему Средиземноморью.

      Таким образом, формальная определенность нормы  права не только послужила фактором культурного развития человечества, но и получала свою основу в виде письменных источников. Не изменилась ситуация и в настоящее время, т.к. формальную определенность правовых норм обеспечивают при соблюдении определенных условий и новые носители информации - так называемые машинные носители (магнитные ленты, диски).

      3) неперсонифицированность — нормы права адресуются, как правило, неопределенному кругу лиц;

      4) государственно-волевой характер — нормы права выражают государственную волю, обусловленную классовыми, религиозными, общечеловеческими или другими интересами;

      5) установление или санкционирование государством — нормы права издаются непосредственно государством через уполномоченные государственные органы либо санкционируются им, т.е. выдается разрешение негосударственным органам или организациям на издание норм права;

      6) институциональность — изданию норм права соответствует определенный порядок их принятия (правотворчество), в результате которого они приобретают соответствующую форму (нормативный акт, юридический прецедент);

      7) возможность государственного принуждения — правовые нормы охраняются государством, в случае их нарушения могут быть применены меры государственного принуждения;

      Этот  процесс – государственное принуждение - отличает правовую норму от иных социальных норм, а также от норм первобытного общества.

      Сами  нормы права не являются принудительными, они не навязываются насильно, извне. Они - продукт, результат развития общества, воспринимаются обществом или его  основными сегментами как социально  необходимые и полезные регуляторы, ориентиры поведения во всех областях общественной жизнедеятельности - в  политической, экологической, экономической, социальной, научно-технической, семейно-брачной, даже личной.

      С развитием новых форм существования  человечества - общепланетарных масштабов  экономических, научно-технических  и иных связей, появлением опасностей для всего человечества - ядерная  война, экологическое «безобразие», информационная диктатура и т. д., все больше возрастает роль правовых норм, регулирующих эти общепланетарные  и общесоциальные отношения. Они  также направлены на ограничения  возможных пагубных последствий  научно-технического прогресса, с одной  стороны, и на поддержку всего  полезного и достойного, что он несет человечеству - с другой.

      Не  менее важным, чем возможность  государственного принуждения, является и такой признак, как активная, нормообразующая роль государства. Именно она и обеспечивает возможность  государственного принуждения. Причем эту роль надо понимать в двояком  смысле.

      С одной стороны, государство создает  по соответствующей процедуре нормы  права, устанавливает их, решая задачу организации правовой системы. С  другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы, которые  зарождаются в силу самоорганизационных  процессов, проявляются как полезные обычаи. В государственной право-образовательной  деятельности, как в огромном социальном котле, сталкиваются, «варятся» самоорганизационные  и организационные начала правотворчества. И в результате появляется «блюдо», именуемое нормой права.

      8) системность — правовая норма имеет внутреннюю структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции;

      Этот  признак на этапе развития зрелого  права характеризует свойство нормы  права: быть в определенной связи, в  определенном соотношении с другими  нормами, с правовым институтом, подотраслью, отраслью права. Нормы материального  права, т. е. конкретные правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными  нормами права, так и с процедурными, процессуальными нормами права. Как, например, можно было бы реализовать  норму уголовного права, устанавливающую  наказание за определенное преступление, если бы этому не предшествовало определенное судебное разбирательство по определенным правилам.

      Даже  такие формы наказания, как испытание  огнем или водой, принесение клятв, поединки, которые были распространены в средние века в Европе, совершались  по определенным правилам.

      Системность характеризует также иерархию правовых норм, их первичность и вторичность. В частности, некоторые нормы  конституции конкретизируются в  законах, те в свою очередь - в подзаконных  актах, постановлениях, инструкциях.

      Признак системности обусловливает возможность  разумной систематизации права, когда  для правильного применения правовых норм становится необходимым построение комплекса правовых норм, своеобразной пирамиды. Например, выделяется конституционная  норма, законы, ее конкретизирующие и  детализирующие (если такие есть), постановления  правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств.

      9) официальный государственный регулятор — правовые нормы в отличие от других социальных норм непосредственно зависят от государства, выражают его волю, официально определяют критерии законного и незаконного и влекут юридические последствия.

      10) неоднократность (или многократность) ее действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме. Так, закон о выборах депутатов парламента рассчитывается не на одну избирательную кампанию, а на все выборы депутатов, которые последуют и в будущем, гражданский кодекс - на все имущественные и иные, связанные с ними отношения, которые будут иметь место.

      Таким образом, норма права — это  общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное  или санкционированное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения в случае его нарушения, выражающее государственную волю и направленное на регулирование общественных отношений. Все эти вышеперечисленные признаки удачно корреспондируют и со структурами правовой нормы, сосредоточены в этих структурах. 
 

      §1.2. Классификация норм права 

     Все многообразие правовых норм можно упорядочить  с помощью проведения их классификации. Это позволяет определить место  и роль норм права в механизме  правового регулирования. Классификация  правовых норм проводится по различным  основаниям.

     1. В зависимости от того, какие  функции права реализуют правовые  нормы: 

     - регулятивные, направленные непосредственно на регулирование общественных отношений;

     - охранительные, направленные непосредственно на охрану общественных отношений.

     2. В зависимости от того, к какой  отрасли права относятся: 

     - конституционные;

     - гражданские;

     - уголовные;

     - административные;

     - трудовые;

     - муниципальные;

     - семейные;

     - финансовые;

     - земельные;

     - экологические;

     - уголовно – исполнительные;

     - уголовно – процессуальные;

     - гражданско – процессуальные;

     - арбитражно – процессуальные;

     - предпринимательские.

     3. В зависимости от метода правового  регулирования: 

     - императивные - нормы, которые носят властный характер и содержат предписания, обязательные для исполнения;

     - диапозитивные — нормы, которые имеют автономный характер и предоставляют свободу в выборе модели поведения;

     - рекомендательные— нормы, предусматривающие желательную модель поведения;

     - поощрительные — нормы, предусматривающие меры поощрения за определенную социально полезную модель поведения.

     4. В зависимости от характера  содержащихся в диспозиции предписаний.

     По  этому признаку выделяются нормы:

     - обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение оговоренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику продукции);

     - запрещающие, которые запрещают совершать определенные, действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);

     - управомочивающие, которые предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в цепях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).

     5. В зависимости от формы воздействия  на общественные отношения: 

     - материальные - это нормы, которые непосредственно воздействуют на общественные отношения путем прямого закрепления определенного правила поведения в законодательстве (конституционные, уголовные, гражданские);

     - процессуальные — это нормы, регулирующие организационно-процедурный порядок реализации материальных норм права, относящиеся к сфере уголовно-процессуального, гражданского процессуального и арбитражного процессуального отраслей права.

Информация о работе Понятие, признаки и виды норм права