Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое раскрытие понятия «нормы права» как социального явления, исходного элемента, первичной «клеточки» права и существующей классификации норм права. Причиной исследования послужил, прежде всего, эмоциональный, образный подход к норме права. В настоящее время норма права часто видоизменяется, делится и укрупняется, и её не так-то просто «извлечь» из той словесной оболочки, в которую она окутана в процессе своего появления, что зачастую вызывает вокруг неё накал социальных страстей, политических баталий общественной жизнедеятельности. Следовательно, задачей данной работы является подробное изучение понятие нормы права, её признаков, структурных элементов и их характеристик, а также различных видов норм права.
Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и признаки норм права
1.1. Понятие нормы права………………………………………………………………………5
1.2. Нормы права как составная часть общей системы социальных норм. Нормативность социальных отношений…………………………………………………………………………7
1.3. Признаки нормы права………………………………...........................................................9
Глава 2. Структура правовой нормы, характеристика ее элементов
2.1. Гипотеза…………………………………………………………………………………….11
2.2. Диспозиция………………………………………………………………………………....13
2.3. Санкция…………………………………………………………………..............................14
Глава 3. Классификация норм права………………………………………………………17
Глава 4. Особенности введения норм права в законодательстве
4.1. Соотношение норм права и текстов нормативных актов……………………………….25
4.2. Приемы и способы изложения правовых норм в статьях нормативно правового акта………………………………………………………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы....................................................................................32
Различия между гражданским
обществом и государством предопределяют
ряд существенных отличий у правовых
норм, регулирующих их существование
и деятельность. Государственные
органы и должности создаются
правом, существуют и действуют строго
на основе и в рамках правовых норм,
определяющих их разновидности (например,
городской суд, областная прокуратура,
главный бухгалтер, судебный пристав,
налоговый инспектор, ректор университета).
Они наделены компетенцией, устанавливающей
относительно узкие параметры их
деятельности, предопределенные целью,
для которой эти должности
и учреждения созданы. Существование
членов гражданского общества правом
не обусловлено; граждане имеют правоспособность,
дающую им широкую возможность совершать
любые сделки, кроме запрещенных.
Если гражданам разрешено все, что
не запрещено, то должностным лицам
разрешено лишь то, что предписано
приказом или вытекает из компетенции.
Права граждан —
К частному праву относятся нормы
гражданского, семейного, трудового
и других отраслей права, связанных
с развитием гражданского общества.
Публичное право включает государственное,
административное, финансовое, уголовно-процессуальное,
гражданско-процессуальное и другие
отрасли права, регулирующие деятельность
государственных органов и
По объему регулирования общественных
отношений выделяют: общие нормы
права, которые регулируют определенный
род общественных отношений, и специальные
нормы права, которые регулируют
соответствующий вид
В рамках специальных норм права, а
иногда и в качестве самостоятельного
вида в данной классификации указывают
также на исключительные (чрезвычайные)
нормы права. Последние устанавливают
изъятия из общих (или из общих
и специальных) норм. Здесь направление
правового регулирования
Направления правового регулирования общественных отношений общими и специальными нормами совпадают.
Деление правовых норм на определенные
и относительно определенные выражает
степень и вид юридической
регламентации поведения
Ряд отношений и линий поведения
их участников определяется комплексом
императивных и диспозитивных норм;
различные способы и формы
их соединения предопределены необходимостью
сочетания точной правовой регламентации
ряда сторон общественных отношений (особенно
тех, которые связаны с
Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т.п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий. Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использованием «оценочных понятий» (их содержание раскрывается в процессе реализации права), и др.
От норм, содержащих оценочные понятия
(«при наличии достаточных
По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах.
По сфере действия существуют нормы права внешнего действия и нормы права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.
Нормы права могут распространять
свое действие или на всю территорию
государства, или только на определенную
ее часть. В первом случае они издаются
высшими (или центральными) органами
государства и имеют один (в
унитарных государствах) или два
(в федерациях) уровня. Существуют и
нормы права, издаваемые местными органами
государства и действующие
По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т.д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.
По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство и нормы права временного действия, т.е. действия, заранее ограниченного определенным сроком.
В зависимости от способа выражения и закрепления, т.е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закрепленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах.12
Кроме указанных, существуют и иные классификации правовых норм по различным основаниям.
Так, в зависимости от механизма правореализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функционирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общественные отношения (например, статусные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового статуса); и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от волеизъявления людей. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, т.е. при наличии соответствующего юридического факта.
По степени активизации социально-полезной деятельности иногда выделяют поощрительные правовые нормы. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально-активное поведение.
В зависимости от специфики объекта регулируемых общественных отношений выделяют социально-технические правовые нормы, которые устанавливают правила обращения с различными техническими устройствами, правила поведения в отношении различных природных объектов.13
Отсюда ясно, насколько велика роль
нормы права в расширении и
углублении демократии, в управлении
обществом, в укреплении правовых основ
государственной и общественной
жизни, в дальнейшем совершенствовании
всей системы общественных отношений
и воспитании их участников. Понятно
также и то большое значение, которое
уделяется норме права в
Глава 4. Особенности введения норм права в законодательстве
4.1. Соотношение норм права и текстов нормативных актов
"Нормы права получают свое
внешнее выражение через
При подготовке и принятии нормативных
актов обязательно учитываются
специфические признаки правовых норм
(общий характер, неперсонифицированность,
обращенность в будущее и др.)
и их структура (каждое правило должно
иметь обозначение условий
Основой структурной единицей нормативно правового акта является статья. Статья - это структурно обособленная часть нормативно-правового акта, представляющая собой государственно-властное веление и содержание одну норму права, несколько норм права или часть нормы права
В одной статье нормативного акта
(и даже – в одном нормативном
акте) не могут быть выражены в полном
объеме все элементы, из которых
состоит правовая норма. При подготовке,
принятии и издании нормативного
акта правовой материал по правилам законодательной
техники группируется таким образом,
чтобы акт был компактен, а
его предписания легко