Понятие норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое раскрытие понятия «нормы права» как социального явления, исходного элемента, первичной «клеточки» права и существующей классификации норм права. Причиной исследования послужил, прежде всего, эмоциональный, образный подход к норме права. В настоящее время норма права часто видоизменяется, делится и укрупняется, и её не так-то просто «извлечь» из той словесной оболочки, в которую она окутана в процессе своего появления, что зачастую вызывает вокруг неё накал социальных страстей, политических баталий общественной жизнедеятельности. Следовательно, задачей данной работы является подробное изучение понятие нормы права, её признаков, структурных элементов и их характеристик, а также различных видов норм права.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и признаки норм права
1.1. Понятие нормы права………………………………………………………………………5
1.2. Нормы права как составная часть общей системы социальных норм. Нормативность социальных отношений…………………………………………………………………………7
1.3. Признаки нормы права………………………………...........................................................9
Глава 2. Структура правовой нормы, характеристика ее элементов
2.1. Гипотеза…………………………………………………………………………………….11
2.2. Диспозиция………………………………………………………………………………....13
2.3. Санкция…………………………………………………………………..............................14
Глава 3. Классификация норм права………………………………………………………17
Глава 4. Особенности введения норм права в законодательстве
4.1. Соотношение норм права и текстов нормативных актов……………………………….25
4.2. Приемы и способы изложения правовых норм в статьях нормативно правового акта………………………………………………………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы....................................................................................32

Файлы: 1 файл

ТГП Нормы права..docx

— 76.84 Кб (Скачать)

Различия между гражданским  обществом и государством предопределяют ряд существенных отличий у правовых норм, регулирующих их существование  и деятельность. Государственные  органы и должности создаются  правом, существуют и действуют строго на основе и в рамках правовых норм, определяющих их разновидности (например, городской суд, областная прокуратура, главный бухгалтер, судебный пристав, налоговый инспектор, ректор университета). Они наделены компетенцией, устанавливающей  относительно узкие параметры их деятельности, предопределенные целью, для которой эти должности  и учреждения созданы. Существование  членов гражданского общества правом не обусловлено; граждане имеют правоспособность, дающую им широкую возможность совершать  любые сделки, кроме запрещенных. Если гражданам разрешено все, что  не запрещено, то должностным лицам  разрешено лишь то, что предписано приказом или вытекает из компетенции. Права граждан — гарантированные  возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют  или не реализуют по своему усмотрению. Должностные лица и государственные  органы наделены правомочиями (правообязанностями), которыми они обязаны пользоваться для достижения поставленной перед  ними цели. Свобода граждан совершать  поступки и принимать решения, имеющие  юридическое значение, ограничена запретами  совершать противоправные действия. «Свобода усмотрения», т.е. дискреционные  полномочия должностных лиц при принятии юридических решений, ограничена критериями, установленными законом, а также целью, ради которой учреждена соответствующая должность. Отношения между гражданами строятся на основе равенства, автономии, координации и определяются их соглашениями, договорами. Нормы права определяют отношения субординации субъектов публичного права.

К частному праву относятся нормы  гражданского, семейного, трудового  и других отраслей права, связанных  с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных  лиц. К публичному праву относится  большинство норм уголовного права.

По объему регулирования общественных отношений выделяют: общие нормы  права, которые регулируют определенный род общественных отношений, и специальные  нормы права, которые регулируют соответствующий вид общественных отношений, т.е. более узкий их круг по сравнению с общими нормами  права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении  различных условий их реализации. Следует отметить правило: специальная  норма отменяет в части своего действия общую норму.

В рамках специальных норм права, а  иногда и в качестве самостоятельного вида в данной классификации указывают  также на исключительные (чрезвычайные) нормы права. Последние устанавливают  изъятия из общих (или из общих  и специальных) норм. Здесь направление  правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих  и специальных нормах.11 При их изложении используются, как правило, выражения «в исключительных случаях», «в виде исключения» и т.п. при уяснении специфики исключительных норм права важен, прежде всего, момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права.

Направления правового регулирования  общественных отношений общими и  специальными нормами совпадают.

Деление правовых норм на определенные и относительно определенные выражает степень и вид юридической  регламентации поведения адресатов  норм, меру их самостоятельности в  процессе осуществления правовых норм. Различная степень определенности может быть свойственна гипотезам (если при определении условий  реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения). С этим связано деление правовых норм на императивные (категорические) и диспозитивные, характеризующее связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, уточнить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом, то нормы относятся к императивным. По существу, диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; однако различна степень определенности условий возникновения и использования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления.

Ряд отношений и линий поведения  их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; различные способы и формы  их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации  ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением  материальными ценностями либо с  применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и  активностью участников общественных отношений.

Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни  видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т.п.) условий  применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий. Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить  иначе, чем указано нормой, как  определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использованием «оценочных понятий» (их содержание раскрывается в процессе реализации права), и др.

От норм, содержащих оценочные понятия («при наличии достаточных доказательств...», «в случае производственной необходимости...», «при наличии уважительных причин...»  и т.д.), отличаются как особый вид  бланкетные нормы права, которые, как  правило, императивны, но диспозиция которых  включает меняющийся элемент — правила, содержащиеся в периодически обновляемых  актах (правила движения, правила  техники безопасности, санитарно-технические  нормы, просто технические нормы, нормы  естественной убыли и др.). При  применении бланкетных норм необходимо обратиться к последним по времени издания актам, содержащим соответствующие правила, включаемые в диспозицию названных норм права. По-своему бланкетны некоторые правовые нормы, применение которых невозможно без учета моральных критериев; таковы, например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету.

По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах.

По сфере действия существуют нормы  права внешнего действия и нормы  права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим  государственным органом или  организацией, действуют только в  рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.

Нормы права могут распространять свое действие или на всю территорию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в  унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня. Существуют и  нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных  единиц. Данные нормы права могут  иметь также иерархическую структуру (несколько уровней) в зависимости  от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого  юридического режима появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную местность.

По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т.д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.

По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство и нормы права временного действия, т.е. действия, заранее ограниченного определенным сроком.

В зависимости от способа выражения и закрепления, т.е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закрепленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах.12

Кроме указанных, существуют и иные классификации правовых норм по различным  основаниям.

Так, в зависимости от механизма правореализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функционирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общественные отношения (например, статусные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового статуса); и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от волеизъявления людей. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, т.е. при наличии соответствующего юридического факта.

По степени активизации социально-полезной деятельности иногда выделяют поощрительные правовые нормы. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально-активное поведение.

В зависимости от специфики объекта регулируемых общественных отношений выделяют социально-технические правовые нормы, которые устанавливают правила обращения с различными техническими устройствами, правила поведения в отношении различных природных объектов.13

Отсюда ясно, насколько велика роль нормы права в расширении и  углублении демократии, в управлении обществом, в укреплении правовых основ  государственной и общественной жизни, в дальнейшем совершенствовании  всей системы общественных отношений  и воспитании их участников. Понятно  также и то большое значение, которое  уделяется норме права в юридической  практике. Понятие правовой нормы  является необходимым для того, чтобы  уяснить организацию первичной  клеточки в содержании права, осмыслить  её структуру, назначение и роль.

 

           Глава 4. Особенности введения норм права в законодательстве

4.1. Соотношение норм права и  текстов нормативных актов

 

"Нормы права получают свое  внешнее выражение через тексты  нормативно правовых актов, которые  конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основным источником (формой) права нашей страны являются  нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются  правовые нормы.

При подготовке и принятии нормативных  актов обязательно учитываются  специфические признаки правовых норм (общий характер, неперсонифицированность, обращенность в будущее и др.) и их структура (каждое правило должно иметь обозначение условий применения и охраняться государством от нарушений). Однако норма права не тождественна статье закона, а структура последней  не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств.

Основой структурной единицей нормативно правового акта является статья. Статья - это структурно обособленная часть  нормативно-правового акта, представляющая собой государственно-властное веление  и содержание одну норму права, несколько  норм права или часть нормы  права

В одной статье нормативного акта (и даже – в одном нормативном  акте) не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых  состоит правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной  техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а  его предписания легко воспринимаемы. Поэтому при подготовке проекта  закона или иного нормативного акта его текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах – на главы, разделы или на общую  и особенную части. В начале многих нормативных актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные  с многими или со всеми нормами  данной отрасли права. Объединение  близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или  раздел нормативного акта позволяет  избежать повторений.

Информация о работе Понятие норм права