Понятие норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое раскрытие понятия «нормы права» как социального явления, исходного элемента, первичной «клеточки» права и существующей классификации норм права. Причиной исследования послужил, прежде всего, эмоциональный, образный подход к норме права. В настоящее время норма права часто видоизменяется, делится и укрупняется, и её не так-то просто «извлечь» из той словесной оболочки, в которую она окутана в процессе своего появления, что зачастую вызывает вокруг неё накал социальных страстей, политических баталий общественной жизнедеятельности. Следовательно, задачей данной работы является подробное изучение понятие нормы права, её признаков, структурных элементов и их характеристик, а также различных видов норм права.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и признаки норм права
1.1. Понятие нормы права………………………………………………………………………5
1.2. Нормы права как составная часть общей системы социальных норм. Нормативность социальных отношений…………………………………………………………………………7
1.3. Признаки нормы права………………………………...........................................................9
Глава 2. Структура правовой нормы, характеристика ее элементов
2.1. Гипотеза…………………………………………………………………………………….11
2.2. Диспозиция………………………………………………………………………………....13
2.3. Санкция…………………………………………………………………..............................14
Глава 3. Классификация норм права………………………………………………………17
Глава 4. Особенности введения норм права в законодательстве
4.1. Соотношение норм права и текстов нормативных актов……………………………….25
4.2. Приемы и способы изложения правовых норм в статьях нормативно правового акта………………………………………………………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы....................................................................................32

Файлы: 1 файл

ТГП Нормы права..docx

— 76.84 Кб (Скачать)

Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения, содержат ссылку на другую норму того же нормативного акта, в  которой дается описание соответствующего поведения. Например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные  в ч. 1 уголовно-правовой нормы.

3). По юридической направленности  выделяют: представительно обязывающие,  обязывающие, управомочивающие, рекомендательные, ограничительные и закрепительные  диспозиции

Представительно обязывающие диспозиции – содержат двусторонние правила  поведения, например, продавца и покупателя.

Обязывающие диспозиции указывают  характер поведения обязанного лица, например, должника по договору займа.9

Управомочивающие диспозиции –  содержат указание на вид и меру возможного поведения, например, собственника имущества.

Рекомендательные диспозиции указывают  на желательность либо целесообразность определенного поведения.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными  рамками. Например, нормы трудового  права ограничивают продолжительность  труда несовершеннолетнего.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности государственных органов.

 

2.3. Санкция

 

Санкция – структурный элемент  нормы права, предусматривающий  правовые последствия, которые должны наступить для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как  негативными (мера наказания), так и  позитивными (меры поощрения, предусматриваемые  нормами трудового права). Санкции  правовых норм классифицируются по следующим  основаниям:

1). По степени определенности  различают абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные  санкции.

Абсолютно-определенные санкции содержат строго фиксированную меру воздействия, например точный размер штрафа, который  должен уплатить правонарушитель. Этот вид санкции наименее распространен, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя.

Относительно-определенные санкции  содержат границы верхнего и нижнего  предела наказания, в рамках которых  правоприменительный орган сам  определяет его точный размер. Таковы большинство санкций статей особенной  части УК РУЗ, устанавливающие лишение свободы, например, от трех до десяти лет.

Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право  выбора. Например, за ряд преступлений может быть применено лишение  свободы или исправительные работы.

Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний  и предусматривают возможность  их сложения. Например, лишение свободы  может сочетаться с конфискацией имущества.

Комбинированные санкции представляют собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

2). По характеру последствий  различают негативные, позитивные, правовосстановительные и правоотрицающие  санкции.

Негативные санкции, их еще называют карательными или штрафными, предусматривают  меры наказания. Они представляют собой  наиболее острую реакцию государства  на противоправные деяния.

Позитивные санкции предусматривают  стимулирующие меры или меры поощрения.

Правовосстановительные санкции  направлены на восстановление прежнего состояния. К таким санкциям можно  отнести возложение обязанности  по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление  невыполненной обязанности и  т.д.

Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства  на нарушение предписанной нормы. Выражается она в непризнании правового  характера возникающих отношений. Например, противозаконная сделка признается недействительной; фактические брачные  отношения, не зарегистрированные в  установленном порядке, считаются  юридически безразличными и т.д. правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, т.е., не наступают юридические последствия, к которым стремилось лицо, совершая те или иные действия в нарушение  требований диспозиции.10

3). По направленности неблагоприятных  последствий санкции можно разделить  на личные и имущественные.

Личные санкции, когда воздействие  касается непосредственно личности правонарушителя (лишение свободы, смертная казнь и т.д.).

Имущественные санкции – это  санкции, сопряженные с определенными  материальными потерями (конфискация  имущества, штраф и т.д.).

 

Глава 3. Классификация норм права

 

Нормы права чрезвычайно разнообразны. Для того чтобы облегчить изучение и исследование норм права, применяют  различные классификации. Классифицировать нормы права можно по различным  основаниям.

Одна из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.

Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения (кроме них в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы права, которые будут рассмотрены ниже).

Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные.

Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т.е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими.

Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т.п. Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т. п.

Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т.п. К примеру, «Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент судебного следствия». «Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством. Орган, рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка».

В юридической науке XIX в. управомочивающие нормы права нередко назывались «ненастоящими» нормами, поскольку  считалось, что право должно предписывать обязательный вариант поведения: или  что-то обязывать, или что-то запрещать, не оставляя свободы для самостоятельного выбора участникам правового общения.

Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения.

Таким образом, регулятивные нормы  устанавливают определенные положительные  правила поведения, а правоохранительные - санкции за нарушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку  право как нормативная система  рассчитано, прежде всего, на правомерное  поведение субъектов правового  общения.

Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы.

Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют определенные состояния общественных отношений, к примеру, основы социального, экономического, политического строя.

Декларативные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.

Различие между общезакрепительными  и декларативными нормами права  иногда довольно условно, поскольку  закрепление определенного состояния  общественных отношений вполне может  служить и правовым принципом.

Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.

При изучении истории законодательства можно увидеть, что сначала появились  типичные нормы права. Первые памятники  права почти не знали общезакрепительных, декларативных и дефинитивных норм, которые появляются с развитием  законодательной техники, с одной стороны, и с необходимостью юридического оформления буржуазных правовых принципов (равенство, право на собственность и др.) – с другой.

Становление гражданского общества предопределило укрупненное деление всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, более всего связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм, регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия). В тоталитарных государствах, где огосударствлена большая часть общественных отношений, значительная часть частного права поглощена публичным. Развитие отношений гражданского общества, основанного на правах и свободах личности, ее автономии, инициативе и предприимчивости, закономерно ведет к повышению значения норм и отраслей права, регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а также охраняющих их норм гражданского процесса. С развитием товарооборота неизбежно создание новых отраслей и норм права (нормы коммерческого, вексельного, банковского, страхового, акционерного и т.п. отраслей права).

Различия между гражданским  обществом и государством предопределяют ряд существенных отличий у правовых норм, регулирующих их существование  и деятельность. Государственные  органы и должности создаются  правом, существуют и действуют строго на основе и в рамках правовых норм, определяющих их разновидности (например, городской суд, областная прокуратура, главный бухгалтер, судебный пристав, налоговый инспектор, ректор университета). Они наделены компетенцией, устанавливающей  относительно узкие параметры их деятельности, предопределенные целью, для которой эти должности  и учреждения созданы. Существование  членов гражданского общества правом не обусловлено; граждане имеют правоспособность, дающую им широкую возможность совершать  любые сделки, кроме запрещенных. Если гражданам разрешено все, что  не запрещено, то должностным лицам  разрешено лишь то, что предписано приказом или вытекает из компетенции. Права граждан — гарантированные  возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют  или не реализуют по своему усмотрению. Должностные лица и государственные  органы наделены правомочиями (правообязанностями), которыми они обязаны пользоваться для достижения поставленной перед  ними цели. Свобода граждан совершать  поступки и принимать решения, имеющие  юридическое значение, ограничена запретами  совершать противоправные действия. «Свобода усмотрения», т.е. дискреционные  полномочия должностных лиц при  принятии юридических решений, ограничена критериями, установленными законом, а также целью, ради которой учреждена соответствующая должность. Отношения между гражданами строятся на основе равенства, автономии, координации и определяются их соглашениями, договорами. Нормы права определяют отношения субординации субъектов публичного права.

К частному праву относятся нормы  гражданского, семейного, трудового  и других отраслей права, связанных  с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных  лиц. К публичному праву относится  большинство норм уголовного права.

По объему регулирования общественных отношений выделяют: общие нормы  права, которые регулируют определенный род общественных отношений, и специальные  нормы права, которые регулируют соответствующий вид общественных отношений, т.е. более узкий их круг по сравнению с общими нормами  права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении  различных условий их реализации. Следует отметить правило: специальная  норма отменяет в части своего действия общую норму.

Информация о работе Понятие норм права