Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:24, реферат
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Поскольку,
взятые по отдельности обе части
«смешанной несвязанной» системы не
благоприятствуют успеху малых партий,
оптимальная электоральная
Установленная
в нашей стране «смешанная несвязанная»
избирательная система с
Выше я писала о том, как избирательная система может влиять на электоральное пространство. Посмотрим, что же произошло в России. Зимой 1999 года в России прошли уже третьи парламентские выборы, проведенные по смешанной избирательной системе. Для анализа долгосрочных эффектов избирательной системы выборы 1993 года имеют скорее символический характер, связанный с функцией стабилизатора политической обстановки в России. Механический эффект незначительно ограничил представительство малых партий в парламенте, сократив число конкурирующих партий с 13 до 8, прошедших в Думу.
Наиболее
непредсказуемыми – в плане эффектов
избирательной системы –
Механическим
эффектом выборов 1995 года стала высокая
диспропорциональность
Вопреки
ожиданиям разработчиков
В перспективе связанность двух частей избирательной системы может способствовать появлению двух разнонаправленных тенденций в развитии партийной системы.
В ходе неизбежного структурирования полей межпартийной конкуренции одна из частей избирательной системы постепенно окажется приоритетной. Если структурирование парламента будет происходить преимущественно на партийной основе, а доля независимых депутатов сойдет к минимуму, то пропорциональная часть системы станет более значимой. Это повлечет за собой уменьшение фрагментации партийной системы.
Вторая
тенденция связана с
Избирательную систему Германии можно охарактеризовать как смешанную связанную.
Выборы во все избираемые народом органы власти являются всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными. Правом голоса обладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивным избирательным правом обладает человек, который как минимум один год является гражданином Германии и уже достиг 18-летнего возраста.
Кандидаты на выборах определяются партиями.
Население Германии каждые 4 года выбирает депутатов нижней палаты парламента – Бундестага. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Первым голосом он выбирает кандидата от своего избирательного округа по принципу относительного большинства. Второй голос он может отдать за земельный список партий.
В ФРГ используется заградительный 5%-ый порог. Таким образом, малые партии оказываются в весьма невыгодном положении, т.к. для получения мест в парламенте необходимо либо набрать более 5% в рамках страны, либо победить по меньшей мере в трех одномандатных округах.
Все-таки решающими являются вторые голоса. Если партия одержит победу в большем числе избирательных округов, чем это предусмотрено 5%-ым барьером «вторых голосов», то она получает дополнительные «переходные» мандаты. В таких случаях в Бундестаге оказывается больше депутатов, чем установленные законом 656 членов.
Пропорциональная
система с земельными списками преследует
цель, чтобы все партии были распределены
пропорционально поданным за них
голосам. Опыт показывает, что наименьшее
несоответствие между волеизлиянием
электората и распределением мандатов
в парламенте проявляется в государствах,
использующих модифицированную пропорциональную
систему с «национальным
Как
правило, население показывает большой
интерес к выборам. Так, в 1994 году
на выборах в Бундестаг на избирательные
участки пришло 79,1 % населения. На местных
выборах участие населения
Смешанная связанная система работает следующим образом. Половина мест в немецком бундестаге заполняется по системе простого большинства в одномандатных округах, другая же половина – по списочной пропорциональной системе. Но при этом количество получаемых партией пропорциональных мандатов уменьшается в зависимости от того, насколько успешным было ее выступление в одномандатных округах. В целом смешанная связанная система работает точно так же, как и любая пропорциональная.
Выборы и подготовка к ним – стержневое событие и постоянное событие политической жизни американского общества. Выборными являются свыше 18 тысяч должностей, начиная с президента США и кончая шерифом небольшой сельской общины. Выборы в федеральные органы власти проводятся по всей стране одновременно в ноябре каждого четного года.
Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей, избираемой на основе прямого голосования, и сената, в состав которого прямым голосованием избираются по 2 представителя от каждого штата. В палате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в зависимости от численности их населения. Члены палаты представителей избираются на два года.
Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых на срок в 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законодательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17-й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Они проводятся одновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два года переизбирается 1/3 состава сената. Избирательный округ по выборам в сенат – весь штат.
Конституция (вместе с поправками) гарантирует избирательные права всем гражданам США, достигшим 18 лет. Наибольший интерес со стороны избирателей вызывают президентские выборы. Если выборы в конгресс, губернаторов штатов происходят не одновременно с президентскими, то интерес к ним и, соответственно, участие избирателей падает в среднем на 14 процентов.
В США действует мажоритарная система выборов, когда кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим. Это дает предпосылки для развития двухпартийности.
На
президентских выборах
Таким образом, мы увидели все своеобразие избирательных систем трех различных государств. Попробую попарно сравнить их.
Российская
и немецкая избирательная системы
имеют сходство в том, что каждый
избиратель обладает двумя голосами,
а также, что голосование идет
как по партийным спискам, так
и по кандидатам. Голосование по
одномандатным округам проходит
в России и в Германии по мажоритарной
системе простого большинства. Только
в Германии, в отличие от России,
результаты голосования по одномандатным
округам и по земельным спискам
партий связаны. Из отличий следует
отметить еще и то, что в России
используются общефедеральные партийные
списки, а в ФРГ – земельные.
Что касается сходства, то стоит
упомянуть и 5%-й барьер, который
установлен в обоих государствах
для того, чтобы партия получила
представительство в
В Германии народом избирается только парламент и местные органы власти, а бундесканцлер не избирается напрямую населением. Поэтому сравнивать его избрание с выборами президента в России бессмысленно.
Теперь я хотела бы перейти к сравнению избирательной системы США и Германии. Здесь следует подчеркнуть, что выборы в США проходят по мажоритарной системе, то есть никаких партийных списков здесь нет. В отличие от сената США в немецкий бундесрат (верхняя палата парламента) нет прямых выборов представителей от штата. В бундесрате заседают представители правительств федеративных земель, а в сенат США избирается один представитель от каждого штата. В США, как и в Германии, на выборах в нижнюю палату парламента в одномандатных округах действует мажоритарная система относительного большинства. Количество одномандатных округов пропорционально населению, в них проживающему.
Что касается США и России, то здесь можно написать примерно то же, что я написала выше, сравнивая избирательные системы США и Германии. Опять же, в США отсутствуют партийные списки и, следовательно, пропорциональная система. По одномандатным округам при выборах в нижнюю палату парламента в обеих странах действует мажоритарная система относительного большинства. В США представители сената избираются напрямую населением, а в России в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Количество одномандатных округов при выборах в нижнюю палату парламента рассчитывается исходя из численности проживающего в них населения.
Что касается президентских выборов, то здесь есть большая разница. В России Президент избирается населением напрямую, а в США – косвенно, путем избрания коллегии выборщиков. Несмотря на это, американский президент считается всенародно избранным. Эта система выборщиков показала на выборах 2000 года свою несостоятельность.
Несмотря на различия в избирательных системах в рассмотренных мною государствах, это дает право на существование и нормальное функционирование каждой из них.
Информация о работе Понятие избирательной системы и избирательного права в России