Понятие избирательной системы и избирательного права в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:24, реферат

Краткое описание

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Файлы: 1 файл

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств.docx

— 47.53 Кб (Скачать)

     Поскольку, взятые по отдельности обе части  «смешанной несвязанной» системы не благоприятствуют успеху малых партий, оптимальная электоральная стратегия  таких партий, казалось бы, должна была заключаться в присоединении  к более крупным политическим объединениям. Тем не менее, результаты выборов 1993 и 1995 года свидетельствуют  о том, что в российском случае данная логика не сработала. Вместо того, чтобы вступать в коалиции с более  крупными объединениями, малые партии предпочитали направлять усилия на победу в одномандатных округах, не отказываясь  от соревнования и по пропорциональной системе. На выборах 1995 года фрагментация партийной системы не только не сократилась, но даже усилилась.

     Установленная в нашей стране «смешанная несвязанная» избирательная система с двойным  голосом создает естественные стимулы  для раздельного голосования. Во-первых, высокий заградительный барьер способствует так называемому стратегическому  голосованию, когда избиратель голосует не за самого предпочтительного кандидата, а за наиболее приемлемого из тех, кто имеет шансы на победу. Во-вторых, разные избирательные формулы создают  разные основы для выбора избирателя. Теоретически пропорциональные системы  поддерживают партийное голосование, тогда как системы большинства  – персональное.

     Выше  я писала о том, как избирательная  система может влиять на электоральное  пространство. Посмотрим, что же произошло  в России. Зимой 1999 года в России прошли уже третьи парламентские  выборы, проведенные по смешанной  избирательной системе. Для анализа  долгосрочных эффектов избирательной  системы выборы 1993 года имеют скорее символический характер, связанный  с функцией стабилизатора политической обстановки в России. Механический эффект незначительно ограничил  представительство малых партий в парламенте, сократив число конкурирующих партий с 13 до 8, прошедших в Думу.

     Наиболее  непредсказуемыми – в плане эффектов избирательной системы – оказались  парламентские выборы 1995 года. Вопреки  предложениям о снижении уровня фрагментации российской партийной системы политические акторы игнорировали стратегию коалиционного  правительства. Незначительное сокращение числа партий в Думе по сравнению  с соревнующимися за ее пределами, а  также экстренные условия проведения выборов 1993 года создали «иллюзию больших  возможностей» для малых партий и политических акторов. Введенный 5%-ый порог представительства урезал число партий на парламентском уровне с 43, участвовавших в выборах, до 4, получивших парламентское представительство. 

     Механическим  эффектом выборов 1995 года стала высокая  диспропорциональность списочной  части избирательной системы, что  привело в действие ее психологический  эффект, как на уровне электората, так  и на уровне политической элиты в 1999 году. Во-первых, число партий по сравнению с 1995 годом сократилось. Неудача малых партий стимулировала  коалиционные взаимодействия, снизив цену потерь от альянсов. На уровне электората психологический эффект привел к  значительному сокращению поддержки  партийных списков малых партий. Если в 1995 году около 50% голосов по спискам  получили малые партии, не преодолевшие 5%-ый барьер, то в 1999 году этот показатель составил чуть более 13%.

     Вопреки ожиданиям разработчиков электорального закона, две части избирательной  системы оказались связанными.

     В перспективе связанность двух частей избирательной системы может  способствовать появлению двух разнонаправленных  тенденций в развитии партийной  системы.

     В ходе неизбежного структурирования полей межпартийной конкуренции  одна из частей избирательной системы  постепенно окажется  приоритетной. Если структурирование парламента будет происходить преимущественно на партийной основе, а доля независимых депутатов сойдет к минимуму, то пропорциональная часть системы станет более значимой. Это повлечет за собой уменьшение фрагментации партийной системы.

     Вторая  тенденция связана с организационной  слабостью партийной системы  вообще и отдельных партий в частности. Это порождает дополнительные стимулы  к укреплению партий, ориентирующихся  на регионы, в противовес партиям  идеологическим. В случае  развития данной тенденции малые партии будут  продолжать побеждать в одномандатных  округах, а высокий уровень политической фрагментации сохранится.

     Избирательная система Германии.

 

     Избирательную систему Германии можно охарактеризовать как смешанную связанную.

     Выборы  во все избираемые народом органы власти являются всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными. Правом голоса обладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивным  избирательным правом обладает человек, который как минимум один год  является гражданином Германии и  уже достиг 18-летнего возраста.

     Кандидаты на выборах определяются партиями.

     Население Германии каждые 4 года выбирает депутатов  нижней палаты парламента – Бундестага. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Первым голосом он выбирает кандидата от своего избирательного округа по принципу относительного большинства. Второй голос  он может отдать за земельный список партий.

     В ФРГ используется заградительный 5%-ый порог. Таким образом, малые партии оказываются в весьма невыгодном положении, т.к. для получения мест в парламенте необходимо либо набрать более 5% в рамках страны, либо победить по меньшей мере в трех одномандатных округах.

     Все-таки решающими являются вторые голоса. Если партия одержит победу в большем числе избирательных округов, чем это предусмотрено 5%-ым барьером «вторых голосов», то она получает дополнительные «переходные» мандаты. В таких случаях в Бундестаге оказывается больше депутатов, чем установленные законом 656 членов.

     Пропорциональная  система с земельными списками преследует цель, чтобы все партии были распределены пропорционально поданным за них  голосам. Опыт показывает, что наименьшее несоответствие между волеизлиянием  электората и распределением мандатов в парламенте проявляется в государствах, использующих модифицированную пропорциональную систему с «национальным округом», к которым относится Германия. С другой стороны, прямой выбор кандидата  от избирательного округа дает гражданину шанс, выбрать определенного политика.

     Как правило, население показывает большой  интерес к выборам. Так, в 1994 году на выборах в Бундестаг на избирательные  участки пришло 79,1 % населения. На местных  выборах участие населения колеблется на уровне 70%.

     Смешанная связанная система работает следующим  образом. Половина мест в немецком бундестаге заполняется по системе простого большинства в одномандатных  округах, другая же половина – по списочной  пропорциональной системе. Но при этом количество получаемых партией пропорциональных мандатов уменьшается в зависимости  от того, насколько успешным было ее выступление в одномандатных  округах. В целом смешанная связанная  система работает точно так же,  как и любая пропорциональная.

         Избирательная система США.

 

     Выборы  и подготовка к ним – стержневое событие и постоянное событие  политической жизни американского  общества. Выборными являются свыше 18 тысяч должностей, начиная с  президента США и кончая шерифом  небольшой сельской общины. Выборы в федеральные органы власти проводятся по всей стране одновременно в ноябре каждого четного года.

     Конгресс  США состоит из двух палат: палаты представителей, избираемой на основе прямого голосования,  и сената, в состав которого прямым голосованием избираются по 2 представителя от каждого  штата. В палате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в  зависимости от численности их населения. Члены палаты представителей избираются на два года.

     Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого  штата, избираемых на срок в 6 лет. Первоначально  сенаторов избирали члены законодательных  собраний штатов, но с 1913 года, после  вступления в силу 17-й поправки к  Конституции, выборы сенаторов стали  прямыми. Они проводятся одновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два года переизбирается 1/3 состава сената. Избирательный  округ по выборам в сенат –  весь штат.

     Конституция (вместе с поправками) гарантирует  избирательные права всем гражданам  США, достигшим 18 лет. Наибольший интерес  со стороны избирателей вызывают президентские выборы. Если выборы в конгресс, губернаторов штатов происходят не одновременно с президентскими, то интерес к ним и, соответственно, участие избирателей падает в  среднем на 14 процентов.

       В США действует мажоритарная система выборов, когда кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим. Это дает предпосылки для развития двухпартийности.

     На  президентских выборах избиратели голосуют за список кандидатов от партий в коллегию выборщиков от штата. Здесь  действует также мажоритарный принцип: выигравшая партия получает все места  выборщиков от данного штата (а не пропорционально числу набранных  голосов). Из этого следует, что мелким партиям бессмысленно тягаться с  китами большой политики.

     Сравнительный анализ

 

     Таким образом, мы увидели все своеобразие  избирательных систем трех различных  государств.  Попробую попарно сравнить их.

     Российская  и немецкая избирательная системы  имеют сходство в том, что каждый избиратель обладает двумя голосами, а также, что голосование идет как по партийным спискам, так  и по кандидатам. Голосование по одномандатным округам проходит в России и в  Германии по мажоритарной системе простого большинства. Только в Германии, в отличие от России, результаты голосования по одномандатным  округам и по земельным спискам  партий связаны. Из отличий следует  отметить еще и то, что в России используются общефедеральные партийные  списки, а в ФРГ – земельные. Что касается сходства, то стоит  упомянуть и 5%-й барьер, который  установлен в обоих государствах для того, чтобы партия получила представительство в парламенте.

     В Германии народом избирается только парламент и местные органы власти, а бундесканцлер не избирается напрямую населением. Поэтому сравнивать его  избрание с выборами президента в  России бессмысленно.

     Теперь  я хотела бы перейти к сравнению  избирательной системы США и  Германии. Здесь следует подчеркнуть, что выборы в США проходят по мажоритарной системе, то есть никаких партийных  списков здесь нет. В отличие от сената США в немецкий бундесрат (верхняя палата парламента) нет прямых выборов представителей от штата. В бундесрате заседают представители правительств федеративных земель, а в сенат США  избирается один представитель от каждого штата. В США, как и в Германии, на выборах в нижнюю палату парламента в одномандатных округах действует мажоритарная система относительного большинства. Количество одномандатных округов пропорционально населению, в них проживающему.

     Что касается США и России, то здесь  можно написать примерно то же, что  я написала выше, сравнивая избирательные  системы США и Германии. Опять  же, в США отсутствуют партийные  списки и, следовательно, пропорциональная система. По одномандатным округам  при выборах в нижнюю палату парламента в обеих странах действует  мажоритарная система относительного большинства. В США представители  сената избираются напрямую населением, а в России  в Совет Федерации  входят по два представителя от каждого  субъекта Федерации. Количество одномандатных  округов при выборах в нижнюю палату  парламента рассчитывается исходя из численности проживающего в них населения.

     Что касается президентских выборов, то здесь есть большая разница.  В  России Президент избирается населением напрямую, а в США – косвенно, путем избрания коллегии выборщиков. Несмотря на это, американский президент  считается всенародно избранным. Эта  система выборщиков показала на выборах 2000 года свою несостоятельность.

     Несмотря  на различия  в избирательных  системах в рассмотренных мною государствах, это дает право на существование  и нормальное функционирование каждой из них.

 

      

Информация о работе Понятие избирательной системы и избирательного права в России