Понятие избирательной системы и избирательного права в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:24, реферат

Краткое описание

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Файлы: 1 файл

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств.docx

— 47.53 Кб (Скачать)

     Наибольший  интерес заслуживает классификация  выборов согласно принципам избирательного права, отражающим правовое, демократическое  развитие той или иной страны, ее избирательной системы. Таким образом, мы получим несколько пар противоположностей: всеобщие – ограниченные (цензовые), равные – неравные, прямые – косвенные (многостепенные), с тайным – с  открытым голосованием. Во всех этих парах  слово, написанное слева, характеризует  высокую степень демократизма. Так, большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных  законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.

     Всеобщность выборов заключается в том, что  все дееспособные лица, достигшие  установленного законом возраста, имеют  право участвовать в выборах, причем как активно, так и пассивно. Правда цензы (ценз оседлости, возрастной и образовательный ценз и т.д.) пассивного избирательного права значительно жестче, чем активного.

     Выборы  считаются равными, если обеспечена единая норма представительства  – количество избирателей, представляемых одним кандидатом на данное место.

     Разница между прямыми и косвенными выборами состоит в том, что в первом случае избиратели непосредственно  голосуют за кандидатов на замещаемую должность, а во втором – за лиц, которым отводится роль выборщиков. Что касается выборов коллегиальных  органов власти, то здесь видна  следующая закономерность: повсюду  местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, а в США и верхняя палата избираются прямыми выборами.

     Тайная  форма голосования характерна для  всех цивилизованных стран мира.

     Специфической формой избирательной активности представляет собой референдум. Это особый тип  всенародного голосования, объектом которого является не некоторый кандидат, а  некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Первый референдум был  проведен в 1439 году в Швейцарии. Референдум называется конституционным, если с  его помощью проводится утверждение  конституции или поправок к ней, или законодательным, если предмет  референдума – проект акта текущего законодательства.

     Избирательная процедура составляет практически-организационную  часть избирательной системы. Она  включает в себя мероприятия государства  по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных  за их проведение; организацию избирательных  округов, районов, участков; регистрацию  кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение  результатов голосования. 

       Термин «избирательная система»  часто рассматривается в более  узком смысле, а именно в качестве  системы подсчета голосов.  В  таком случае можно говорить  о пропорциональной и мажоритарной  системе. Перейдем к краткому  описанию этих систем.

     Пропорциональная  система подразумевает голосование  по партийным спискам и распределение  мандатов (от лат mandatum – поручение  – документ, удостоверяющий права  или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально  числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого  депутата.

     Пропорциональная  система – наиболее распространенная избирательная система в мире. Она имеет две разновидности

     Пропорциональная  избирательная система на общегосударственном  уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны, и избирательные округа не выделяются.

     Пропорциональная  избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах, когда депутатские  мандаты распределяются на основе влияния  партий в избирательных округах.

     Что касается мажоритарной системы, то она  характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом  большинство голосов. Большинство  бывает разным. Существуют избирательные  системы, требующие абсолютного   большинства (50% плюс один голос и  более). Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает  на выборах тот, кто первый «придет  к финишу». Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в  один или два тура.

     Пропорциональная  и мажоритарная системы имеют  свои достоинства и недостатки.

     К числу достоинств мажоритарной системы  следует отнести то, что в ней  заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного  правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко  побеждать на выборах и создавать  однопартийные правительства.

     В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует рассмотреть  следующее:

     Значительная  часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;

     Партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может  оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

     Две партии, набравшие равное или близкое  к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов. 

     К достоинствам пропорциональной системы  следует отнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности и политического  плюрализма.

     Основными недостатками пропорциональной избирательной  системы можно считать следующее:

     Возникают сложности в формировании правительства  по причинам отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства;

     Непосредственная  связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование  осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;

     Независимость  депутатов от своих партий.

     Трудно  сказать, какая избирательная система  более демократична, то есть, точнее отражает мнение избирателей, то самый  vox populi. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором.

     Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты  как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы  определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что  данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достижения политической стабильности. 

     Сама  избирательная система может  влиять на электоральное пространство, или избирателей. По характеру воздействия  ее эффекты условно делятся на краткосрочные и долгосрочные.

     В краткосрочном плане результаты отдельных голосований позволяют  судить о том, насколько электоральные  правила обеспечивают принцип пропорционального  представительства в выборном органе. Сочетание различных компонентов, таких как величина округа (количество мест, распределяемых в каждом из них), электоральная формула, порог представительства  и тип бюллетеня, влияют на степень  пропорциональности при распределении  мест между политическими акторами на основе полученных ими на выборах  голосах. В данной связи избирательная  система может рассматриваться  как один из процедурных факторов (избирательные технологии, роль публичных  дебатов и т.д.), воздействующих на исход каких-нибудь выборов.

     В долгосрочной перспективе избирательная  система во многом определяет уровень  фрагментации партийной системы, структурируя, таким образом, электоральное пространство. Выбор стратегий электорального соревнования акторов, а также стратегий голосования избирателей оказывается зависимой переменной от типа избирательных правил.

     Теоретическая модель, релевантная для анализа  краткосрочных и долгосрочных эффектов избирательной системы – это  схема М. Дюверже. Он разделил эффекты  электоральной системы на «механический» и «психологический». Действие первого  из них можно оценить, анализируя результаты единичных выборов. Любая  избирательная система усиливает  представительство сильных политических участников за счет слабых. Степень, в  которой сильные участники получают преимущество, зависит от факторов, которые я приводила выше. Установлено, что системы пропорционального  представительства с высокой  величиной округа в большей степени  способствуют пропорциональному распределению  мест на основе полученных голосов, и, следовательно, являются предпочтительными  для слабых акторов. В то же время  системы большинства, не важно, относительного или абсолютного, с низкой величиной  округа производят большую диспропорциональность, тем самым меньшее число акторов  добивается представительства в  парламенте.

     Для того, чтобы начал действовать  психологический эффект избирательной  системы, необходимо проведение как  минимум вторых выборов. Он возникает  в качестве реакции политических акторов и избирателей на действие механического эффекта. Таким образом, политические акторы прибегают к  построениям коалиций, а избиратели предпочитают отдавать голоса крупным  партиям или важным кандидатам. Так  происходит структурирование электорального пространства в направлении снижения фрагментации.

     Избирательная система в России.

 

     Нынешняя  российская избирательная система  сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 годов. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993  года новой Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение  в ряде Федеральных законов.

     В 32 статье п.2 Конституции говориться о том, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». В той же статье, но уже в 3 пункте определяется круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения свободы  по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве  в Российской Федерации. Всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании закрепляется в 81 статье Конституции.

     Активное  избирательное право граждане РФ получают с18 лет, а пассивное, или  право быть избранными в Государственную  думу с 21 года, а на пост президента с 35 лет, при условии десятилетнего  постоянного проживания на территории нашей страны. При этом участие  в выборах является добровольным.

     Выборы  президента Российской Федерации поводятся  по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю  территорию страны.

     В Госдуму избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально  количеству голосов, поданных за федеральные  списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В первом случае избирается скорее личность, во втором партия, блок партий или иное общественное объединение.

     Таким образом, в Российской Федерации  действует смешанная избирательная  система. В одномандатных округах  выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.

     В федеральном округе отбор ведется  по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, которые перешли 5%-й  барьер, то есть получили не менее 5% голосов  из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал до этого порога, теряют все свои голоса, а также  право на представительство в  Государственной Думе. 

     Следовательно, в российской избирательной системе  представлены два противоположных  по воздействию на партийную систему  типа избирательных правил. Списочная  система с максимальной величиной  округа должна обеспечивать высокую  степень пропорциональности при  распределении мест на основе полученных голосов, и тем самым усиливать  фрагментацию. В свою очередь, система  простого большинства с минимальным  размером округа ограничивает уровень  пропорциональности и уменьшает  число партий. Следует отметить, что важным элементом принятой в  России избирательно системы является 5%-ый барьер. Введение заградительного  барьера в рамках пропорциональной системы аналогично по своему эффекту  уменьшению величины округа. Иными  словами, пропорциональная система  с высоким «заградительным» барьером склонна ограничить эффективное  число партий.

     Классические  концепции воздействия избирательных  систем на партийные позволяет предположить, что «смешанная несвязанная» избирательная  система теоретически могла бы обеспечить оптимальный формат партийной системы. Как показывают исследования, пропорциональное представительство способно обеспечить участие в политическом процессе всего спектра партий, а система  относительного большинства облегчает становление двухпартийного соревнования, преграждая доступ в парламент малым партиям.

Информация о работе Понятие избирательной системы и избирательного права в России