Понятие избирательной системы и избирательного права в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:24, реферат

Краткое описание

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Файлы: 1 файл

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств.docx

— 47.53 Кб (Скачать)

     Если  уполномоченный на то орган или должностное  лицо не назначит выборы в установленные  сроки либо не назначит выборы в  соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении органом  или депутатом исполнения своих  полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или  должностного лица выборы проводятся соответствующей избирательной  комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутата, в первое или второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутата, либо в первое или второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня вступления в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не ранее чем за 120 дней, но не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

     В случаях, если уполномоченный на то орган  или должностное лицо либо соответствующая  избирательная комиссия не назначает  в установленный срок выборы органов  или депутатов, 'а также если соответствующая  избирательная комиссия отсутствует  и не может быть сформирована в  порядке, предусмотренном законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных  объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора  назначаются соответствующим судом  общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная  избирательная комис-

     сия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной  избирательной комиссией Российской Федераций или избирательной  комиссией субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) численностью не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных законом, в течение семи дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

     В случае, если срок полномочий органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек  или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах  отсутствует либо не может быть принят вследствие установленного судом его  несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции, уставу, закону субъекта Федерации, соответствие которым является обязательным для  проведения соответствующих выборов, выборы органа государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления проводятся на основе Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иных федеральных законов, обеспечивающих конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. При этом закон субъекта Федерации применяется в части, не противоречащей федеральным законам.

     Избирательные права граждан Российской Федерации  имеют ряд гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и  проведения выборов.

     Предвыборная  агитация

 

     Предвыборная  агитация – деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

     Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

     Граждане  Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых  законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного  кандидата (за список кандидатов или  против него). Кандидатам и избирательным  объединениям и блокам гарантируются  равные условия доступа к средствам  массовой информации.

     Предвыборная  агитация может осуществляться через  средства массовой информации, путем  проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпускай распространения  агитационных печатных материалов.

     Кандидат, избирательное объединение, избирательный  блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут  участвовать члены избирательных  комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные  организации, религиозные объединения, должностные лица государственных  органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими  своих должностных или служебных  обязанностей.

     Кандидат, избирательное объединение, избирательный  блок имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных  и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и  радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

     Кандидат, избирательное объединение, избирательный  блок имеют право на основании  заключенного с государственной  телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх  предоставленного бесплатно. Условия  оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям, избирательным  блокам должны быть равными.

     Средства  массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные  или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются' полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для проведения предвыборной агитации.

     Периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные  или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются  полностью или частично за. счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного бюджета) или средств органов  местного самоуправления, а также  издания, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими изданиями, и распространяются на территории, на которой проводятся выборы, за исключением  изданий, учрежденных исключительно  для публикации официальных сообщений  и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади  для материалов, предоставляемых  кандидатами, избирательными объединениями  и блоками. Общий минимальный  размер таких площадей, соотношение  в нем частей, предоставляемых  периодическими печатными изданиями  бесплатно за счет средств их текущего бюджетного финансирования и на возмездной основе, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Федерации.

     Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

     Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным  комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные  комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении этих встреч.

     При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации; агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть  и вражду, призывы к захвату  власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом.

     В случае совершения указанных нарушений  избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями об отмене решения о регистрации  кандидата (списка кандидатов).

     Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением  установленного порядка проведения предвыборной агитации.

     Предвыборная  агитация начинается со дня регистрации  кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее  размещенные вне зданий и помещений  избирательных комиссий, могут сохраняться  в день голосования на прежних  местах. В течение трех дней до дня  голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов  общественного мнения, прогнозов  результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. 

  Сравнительный анализ  избирательных систем  России, Германии, США.

 

     Избирательная система – важный фактор в политической жизни любой страны. Особенности  избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия  – от раскола партии до распада  страны. Таких случаев в истории  немало. Например, в 1970 году в Чили установилась кровавая диктатура именно из-за недостатков  избирательной системы.

     Изучение  избирательных систем отличается от многих других аспектов политической науки тем, что оно допускает  количественное моделирование, так  как данные (голоса, места) поступают  в виде чисел. Поэтому данная тема представляет большой теоретический  интерес.

     В данной работе я хочу рассказать о  том, что представляют собой избирательные  системы трех государств. Во-первых, это США, страна, где уже много  лет процветает институт демократии, и чья Конституция не менялась на протяжении нескольких столетий. Во-вторых, это Германия, страна, которая со времени 2 Мировой Войны сделала  необычайный рывок в своем  экономическом и политическом развитии. И, наконец, это Россия, вставшая на путь демократического развития сравнительно недавно.  Я хотела бы выявить  недостатки и достоинства избирательной  системы каждой из стран и найти  в них сходства и различия.

     Избирательные системы: теория вопроса.

 

     Чтобы говорить о сравнении избирательных  систем России, Германии и США, нужно  сначала иметь четкое представление  о том, что такое избирательная  система.

     Демократия  неотделима от выборов, так как власть народа в современном государстве  не может осуществляться никак иначе  как через выборных представителей, а потому и называется представительной.

     Выборы  – это поистине необходимое условие  демократии.

     Избирательная система – порядок организации  и проведения выборов в правительственные  учреждения или индивидуального  руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в  юридических нормах, а также сложившейся  практикой деятельности государственных  и общественных организаций. 

     Избирательная система – составная часть  политической системы, но и она сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых  в качестве наиболее общих выделяются избирательное право – теоретико-юридический  компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) –  компонент практически-организационный.

     Рассмотрим  каждый из этих компонентов по отдельности.

     Избирательное право – это совокупность юридических  норм, регулирующих участие граждан  в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение  между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей  выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать  в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так  и в качестве избираемого (пассивное  избирательное право).

     В соответствии с принципами трактуемого  в широком смысле избирательного права и некоторыми другими критериями, например, такими как объект выборов, их масштаб, срок и т.д. можно дать  определенную классификацию выборов, выделить их виды. Так, бывают выборы президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные, муниципальные, выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.

Информация о работе Понятие избирательной системы и избирательного права в России