Понятие и классификация функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в рассмотрении понятия и видов функций государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
дать понятие функций государства;
рассмотреть виды функций государства;
рассмотреть внутренние функции государства;
рассмотреть внешние функции государства;
рассмотреть формы осуществления функций государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………... 4

Глава I. Понятие и классификация функций государства ………………….. 7
Глава II.Функции государства ……………………. …………………… …. 10
2.1 Характеристика основных внутренних функций Российского государства…………………………………………………………………… 10
2.2 Характеристика основных внешних функций Российского государства………………………………………………………..………….. 20
Глава III. Формы и методы осуществления функций государства……...... 29
Заключение…………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы…………………………………………... 33

Файлы: 1 файл

курсач по ТГП.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Государство, применяя свои властные полномочия, может заключать  международные договоры, участвовать в создании международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических условий для доступа граждан данного государства на рынки других государств.

Таким образом, выступая как носитель публичной власти, государство

обеспечивает создание благоприятных условий для деятельности всех

субъектов внешнеэкономической  деятельности.

3.Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. Например, в ООН такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной организацией демократической молодежи, Международным советом научных союзов, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

4. Экологические отношения: Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственной обращении.

Однако на международной  арене наблюдается не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества между государствами в различных сферах, нельзя в то же время отрицать и взаимоисключающих интересов противоречивую сложность современного мира19.

Функция поддержания мирового порядка в современных условиях глобализации, прозрачности границ, развития инфраструктуры транспорта, связи и международной торговли и миграции особо актуальной стала проблема борьбы с международной преступностью. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.  Конкретными действиями  государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. В рамках выполнения данной функции в Российской Федерации действует международное бюро Интерпола и Европола, кроме того, существует международная организация по борьбе с преступностью в рамках СНГ. Также Россией заключены сотни международных договоров и соглашений, направленных на борьбу с преступностью.

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Формы и методы осуществления функций

 

Государство осуществляет свои функции в определенных формах и методах. Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которых реализуются его функции. Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.   
 Правовая форма - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов. К правовым формам относятся:   
 1) правотворческая (разработка и принятие юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые);   
 2) правоисполнительская (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права, т.е. актов, рассчитанных только на данный случай (приговор суда, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность); 

3) правоохранительная (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также  применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.).

Организационная форма - это однородная деятельность государства, направленная на создание организационных условий для обеспечения функций государства:   
1) организационно-регламентирующая форма - это текущая работа структур по обеспечению функционированию органов государства;   
2) организационно-хозяйственная форма включает в себя оперативно-техническую работу (бухгалтерский учет, снабжение, статистика);  
 3) организационно-идеологическая форма (воспитание).

В современной  литературе по теории государства и  права выделяются следующие основные методы, обеспечивающие нормальное и эффективное функционирование государства: метод нормативно-правового регулирования, метод убеждения, метод принуждения, метод надзора и контроля.

Используя метод нормативно-правового регулирования, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений, тем самым, с одной стороны, поощряя общественно полезную деятельность субъектов правоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения общеобязательных предписаний, принимая меры государственного принуждения.

Государство в своей деятельности в основном использует метод убеждения. Сознательное добровольное выполнение требований государства, убежденность граждан в справедливости его требований становится основным методом осуществления государством своей деятельности.

Принуждение как один из методов осуществления государством своей деятельности имеет место в тех случаях, когда есть нарушения предписаний норм права и необходимо привлечь виновных к юридической ответственности.

Осуществляя функции защиты прав и свобод личности, обеспечения социальной безопасности, законности и правопорядка, государство активно использует метод надзора и контроля. Например, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением действующего законодательства; финансово-контрольные органы государственной власти (Счетная палата, налоговая инспекция) – финансовый контроль. Существуют и другие органы государственной власти, осуществляющие различные контрольно-надзорные функции (гостехнадзор, атомнадзор и др.)20.

Заключение.

В данной работе было дано понятие функций государства, а  также рассмотрены основные функции  государства.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Как ни важно поддержание  и усиление власти, само по себе оно  не решает стоящих перед государством проблем. Одно дело крепко держать в руках руль власти и другое - умело им пользоваться, эффективно выполнять основные функции, возложенные на государство. 
 В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, например, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и  условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.

Актуально и по сей день высказывание о том, что в России, к сожалению, социальный фактор реформ как бы выпал из поля зрения реформаторов, а суть реформы свелась в основном к преобразованиям форм собственности и созданию рыночных институтов. Реформа понималась (и до сих пор понимается) ее инициаторами просто как смена экономических типов хозяйствования. Отсутствие долгосрочной стратегии экономического и социального развития страны, недооценка негативных социальных последствий реформ, поспешные действия привели к тому, что по многим показателям социального развития страна оказалась отброшенной на десятки лет назад, а ее отставание от развитых стран резко возросло. По данным «Доклада о человеческом развитии-2011», Россия заняла 66 место в рейтинге из 187 стран и все еще продолжает относиться к странам с высоким уровнем человеческого развития (индекс человеческого развития — комплексный показатель, который оценивает здоровье и долголетие, доступ к образованию и уровень жизни, который измеряется по уровню ВВП на душу населения).

Поэтому в настоящее  время назрела острая необходимость  сформулировать и обнародовать четкое видение того, как и куда должно двигаться общество, какие задачи оно перед собой ставит и какие действия органов государственной власти и рядовых граждан необходимы для их достижения, то есть нужна единая государственная стратегия по достижению устойчивого развития России.

Главной целью Российского  государства должно быть обеспечение благополучия граждан России на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества. Поэтому на государственном уровне способны наиболее полно работать все механизмы, которые можно классифицировать следующим образом: политические, административные, экономические, экологические и т.д. А на государственном уровне различные направления деятельности по обеспечению устойчивого развития могут быть сформулированы в виде экономической, социальной и экологической политики. Поэтому сама концепция устойчивого развития и будет являться инструментом достижения цели, так как она разработана с учетом интересов будущих поколений.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Нормативно  – правовые акты: 

  1. Конституция РФ. 1993(с поправками от 2008 г.)
  2. Всеобщая декларация прав человека. 1948
  3. ФЗ РФ от31.05.1996 № 61- ФЗ «Об обороне» (ред. от 2010 г.)
  4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 2011 г.)

Литература:

  1. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001
  2. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2008
  3. Пиголкин А.С. Теория государства и права. М, 2003
  4. Морозова А.В. Теория государства и права. М., 2010
  5. Мелехин А.В. Теория государства и права. М., 2009
  6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001
  7. Алексеев С.С. Государство и право. М, 1996
  8. Марченко М.И. Теория государства и права. М., 2010
  9. Левин И.Д., Туманов В.А. Механизм диктатуры монополий. М., 1974
  10. Скакун О.Ф. Теория государства и права. Харьков, 2000
  11. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2005
  12. Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. ТГТУ, 2009
  13. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. М., 2010
  14. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2010
  15. Бабаев В.К. Теория государства и права. М.,2003
  16. Абдуллаев М.И. Теория государства и права. М., 2004

1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001. С. 40.

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2008. С. 37

3 Пиголкин А.С. Общая теория государства. М., 2003. С. 161

4 Морозова Л.А. Теория государства и права. М, 2010. С. 110

5 Мелехин А.В. Теория государства и права. М.,2009. С. 65

6 Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001. С.27-28

7 Алексеев С.С. Государство и право. М.: Просвещение, 1996. С. 68

8 Марченко М.И. Теория государства и права. М, 2004. С. 93

9 Левин И.Д., Туманов В.А. Механизм диктатуры монополий. М., 1974. С. 33

10 Всеобщая декларация прав человека. 1948. ч.1 ст.25

11 Закон РФ от10.07.1992  №3266-1  «Об образовании» ст. 5

12 Конституция Российской Федерации.1993. ст. 42

13 Скакун О.Ф. Теория государства и права. Харьков, 2000

14 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005, с.  40 – 45.

     

15 Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. ТГТУ, 2009.С. 145

16 Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. М., 2010. С.18

17Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права. М., 2010.  С. 30 - 32

18 ФЗ РФ от31.05.1996  №61-ФЗ  «Об обороне» ст.11

19 Бабаев В.К. Теория государства и права. М.,2003. С. 84

20 Абдуллаев М.И. Теория государства и права. М., 2004. С. 26


Информация о работе Понятие и классификация функций государства