Понятие государства, его сущность и признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – наиболее полно раскрыть понятие государства, его сущность и признаки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие государства;
- выявить сущность государства с различных подходов;
- определить основные признаки государства

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 . Понятие и сущность государства
Понятие государства……………………………………………………….6
Сущность государства……………………………………………………..9
Глава 2. Признаки государства
2.1. Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть………………………………………………………………………………18
2.2. Государственный суверенитет……………………………………………….22
2.3. Неразрывная связь государства и права и взимание налогов……………24
Заключение…………………………………………………………………………27
Решение ситуационной задачи……………………………………………………30
Библиографический список использованной литературы………………………31

Файлы: 1 файл

Государство сущность, признаки.docx

— 67.37 Кб (Скачать)

 

 

 

Глава 2. Признаки государства

 

Понятие государства, его  характеристики конкретизируются при  раскрытии признаков, отличающих его  как от родового строя, так и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, анализ признаков  государства углубляет знания о  нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой  формы организации общества и  важнейшего общественно политического  института. Анализируя литературу можно  выделить следующие основные признаки государства: территориальная организация  населения и осуществление публичной  власти в территориальных пределах; публичная (государственная) власть; неразрывная  связь государства и права; взимание налогов; государственный суверенитет. Однако перечисленные признаки не являются исчерпывающими. Далее раскроем каждый из названных признаков.

2.1 Территориальная организация  населения и публичная (государственная)  власть

 

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или  иному роду обусловливалась кровным  или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип  организации населения потерял  свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной  организации. Государство имеет  строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или  граждан государства. Возникают, таким  образом, пространственные пределы  государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение  государства, но и начало складывания  отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство»  и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство  отличается тем, что олицетворяет все  население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах  часть населения, создаются добровольно  по тем или иным интересам.

Публичной власть называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени  всего народа.

Прежде чем характеризовать  власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под  которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и  подчинения между субъектами, опирающееся  на принуждение13. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим  фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий  элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых  и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает  из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений  людей в коллективе и коллективов  между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы  принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи  с чем различаются множество  разновидностей власти по самым различным  основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации  над добровольно вступившими  в нее членами и т.д. Государственная  же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В  литературе по-разному понимается соотношение  категорий «государственная власть»  и «политическая власть»14. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая — как правило, от какой либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от политической государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви — законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами. В соответствии с другой точкой зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Таким образом, государственная  власть — это публично политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной  власти:

    • она распространяется на все общество;
    • носит публично политический характер;
    • опирается на государственное принуждение;
    • осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
    • действует система налогов;
    • население делится по территориальному признаку;
    • ей присущи легитимность, легальность и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственный суверенитет

 

Государственный суверенитет (фр. souveraineté — верховная власть) — это неотчуждаемое юридическое  качество независимого государства, символизирующее  его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного  верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее  или исчезающее в силу добровольного  изменения статуса независимого государства как цельного социального  организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все  правила на территории данного государства  устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства. Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха  в конституционных монархиях) или  монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания».

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних  веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной  и придать ей исключительное, монопольное  значение. Оно было введено французским  юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально  сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность  власти вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет - это  абсолютная и незыблемая власть монарха  в государстве. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права  за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской  империи), таким образом положив  начало современной системе, в которой  суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства15. В 1933 году на конференции в Монтевидео (Уругвай) была разработана концепция суверенитета. Согласно ей, государство для признания суверенным должно обладать следующими признаками: наличие определенной территории; проживающее на этой территории более или менее постоянное население; наличие эффективно действующего правительства; суверенитет должен быть подтвержден другими государствами16. В последнее время, однако, все громче говорится о «размывании» понятия национального суверенитета, связанном с процессом глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость». Необходимо отметить, что с государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве. Доктрина народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», предполагавшей носителем суверенитета монарха, получившего свою власть непосредственно от Бога; в настоящее время она является практически общепринятой, при этом не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллирующих для своей легитимации к «воле народа»17. В конце ХХ и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализции и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» и т. п. национального суверенитета. В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.

2.3 Неразрывная связь  государства и права и взимание  налогов

 

Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему  общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему  общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет  государственную власть и тем  самым делает ее легитимной. Система  права определяет юридические рамки  и формы осуществления функций  и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм. Таким образом, государство  – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и  осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений18. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка19. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений20. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Любая концепция налога неизбежно приводит к определенным политическим шагам и выработке определенной тактики в политической и социальной сферах. Налог непосредственно влияет на политический порядок, но он испытывает и обратное воздействие политической среды, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может от нее абстрагироваться.

Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской  налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи  Г. Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, что "власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны". "Налог  всегда был важнейшим проявлением  государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством"21. Французский ученый П.-М. Годме подчеркивал, что налог - одно из проявлений суверенитета государства. «Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан. Возможности налогообложения являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия»22.

Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны  являясь политической категорией, с  другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как  политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в  целом формированием и государства.

 

Заключение

 

Подводя итоги, можно сделать  следующие выводы.

Государство — это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство – это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет  неполным, бедным, односторонним и  в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и  определений государства не является их недостатком. Он – их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и  выбора понятия государства связана  с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его «привязки» к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Информация о работе Понятие государства, его сущность и признаки