Понятие формы государства и ее основные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. На форму государства влияют национальный состав населения. Территориальные размеры страны, исторические традиции народа. Например, небольшие по территории государства и мононациональные государства, как правило, являются унитарными.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
1 Понятие формы государства и ее структура..........................................................5
1.1 Причины разнообразия форм государства..........................................................6
2 Основные элементы формы государства................................................................7
2.1 Виды форм правления современных государств................................................7
2.1.1. Монархия...........................................................................................................8
2.1.2. Республика........................................................................................................11
2.1.3 Смешанные формы правления………………………………………………15
2.2. Виды форм государственного устройства....................................................16
2.2.1. Унитарное государство: понятие, признаки, виды......................................17
2.2.2. Региональное государство как форма государственного устройства.........19
2.2.3. Федерация как форма государственного устройства: понятие, признаки, виды............................................................................................................................23
2.2.4. Конфедерация как временная форма объединения государств...................28
2.3. Политический и государственный режимы: характеристика основных видов...........................................................................................................................28
Заключение.................................................................................................................34
Список использованной литературы.......................................................................35

Файлы: 1 файл

Без имени 1.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

          2.4 Государственный режим: характеристика основных видов

Политический режим является определяющим для государственного режима, так как государственный режим служит юридической стороной (аспектом) политического режима. Или иначе: государственный режим — это юридический срез политического режима, его правовое оформление.

Основой для классификации современных государственных режимов в республиках служит принцип разделения властей и, в частности, взаимодействие ветвей власти и их реальное соотношение, прежде всего, соотношение законодательной и исполнительной власти в государстве, структура отношений власти парламента, главы государства, правительства, их единство или разделение. В отличие от критериев классификации политических режимов, которые лишь частично отражены в конституциях и законодательстве, деление государственных режимов (президентские, парламентские, правительственные) прямо вытекает из текста конституций, устанавливающих правовой статус президента, парламента, правительства и порядок соотношения между ними государственной власти.

Таблица 6

Основные виды государственных режимов

Парламентский

Переходный

Президентский

Правительственный

дуалистический, монистический, рационализированный

от парламентского к президентскому и наоборот

президенциалистский

авторитарный


Президентский государственный режим — это порядок (состояние) функционирования государственной власти, при котором соблюдается строгое разделение законодательной и исполнительной власти, существует их баланс, обеспечивается система сдержек и противовесов между ними. 

Парламентский государственный режим — это порядок (состояние) функционирования государственной власти, при котором парламент проявляет гибкость, осуществляет сотрудничество с исполнительной властью. При таком режиме удачно сочетаются две стороны государственной жизни: традиционная (преемственность) — олице-творяют глава государства и верхняя палата парламента; новационная (изменения) — воплощают правительство и нижняя палата. Правительство несет ответственность перед главой государства или нижней палатой, либо перед каждым из этих институтов одновременно, и срок его деятельности не определен- Как и нижняя палата парламента, правительство может быть распущено. 

Парламентский дуалистический режим означает относительный баланс законодательной и исполнительной власти, когда глава государства и нижняя палата парламента выступают центрами принятия решений; парламентский монистический режим — это порядок (состояние), при котором превалирует законодательная власть в принятии решений, чему способствует правовая норма о том, что правительство несет ответственность исключительно перед нижней палатой; парламентский рационализаторский режим отличается порядком (состоянием) восстанавливающегося рационального равновесия между законодательной и исполнительной властями, в котором задействована партийная система.

Правительственный государственный режим — это порядок (состояние) государственной власти, который характеризуется приоритетной ролью исполнительной власти в принятии решений, то есть нарушением принципа разделения властей. Правительственный авторитарный режим совпадает с политическим авторитарным режимом. Власть сосредоточена в руках нескольких тесно взаимосвязанных исполнительно-распорядительных органов, решение которых должны выполняться беспрекословно- Применяются командные, бюрократические методы государственного руководства. Используются традиционные силы порядка (армия, бюрократия, церковь).

При таком государственном режиме наблюдается рост «делегированного законодательства» с целью сосредоточения законодательных функций у органов исполнительной власти; усиление централизации власти; ограничение самостоятельности органов местного самоуправления.

Переходной режим от парламентского к президентскому — характеризуется перебиранием президентом полномочий парламента, центрированием на себе принятия решений. А переходной режим от президентского к парламентскому означает инициирование парламентских решений, проводимых в согласии с исполнительной властью.

 

3. Эволюция форм правления в  независимой Украине и ее современная форма государственного устройства

После провозглашения государственного суверенитета 16.07.1990 г. республика в Украине претерпела следующую эволюцию:

1)         парламентская республика: 16.07.1990 г. – 01.12.1991 г., до народного референдума, которым был одобрен Акт провозглашения независимости Украины от 24.08.1991 г. (пост Президента в Украине был введен 05.07.1991 г.);

2)        Парламентско-президентская республика: 05.07.1991 г. – 08.06.1995 г., до Конституционного договора между Верховной Радой и Президентом;

3)        Президентско-парламентская республика : 06.1995 г. (после отмены Конституционного договора 28.06.1996 г. действовала на основе Конституции Украины 1996 г.) – 09.2005 г. Это смешанная республиканская форма правления, которая была официально так определена Президентом Украины во время представления проекта Конституции в Верховной Раде 20.03.1996 г.

4)   Парламентско-президентская республика (согласно Закону Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 08.12.2004 г.началом перехода к ней является 09.2005 г., а завершением – время обретения полномочий Верховной Радой, избранной в 2006 г.). Это также смешанная республиканская форма правления с несколько измененными полномочиями президента, правительства и парламента в сторону приоритета последнего. Конституционные основания перехода от президентско-парламентской к парламентско-президентской республике (предусмотрены первыми поправками к Конституции Украины 1996 г. от 08.12.2004 г.). Расширены полномочия парламента, усилены его функции:

-    Учредительная (участие в формировании высших и центральных органов исполнительной власти):

― парламент, опираясь на сформированную коалицию депутатских фракций и от ее имени, вносит предложения Президенту о кандидатуре Премьер-министра Украины, а также предложения о кандидатурах в состав Кабинета Министров Украины;

― парламент по представлению Президента Украины назначает Премьер-министра, Министра обороны, Министра иностранных дел, а по представлению Премьер-министра назначает (ранее требовалось согласие Президента Украины) других членов Кабинета Министров Украины, Председателей Антимонопольного комитета. Государственного комитета телевидения и радиовещания, Фонда Государственного имущества, а также освобождает их с занимаемых должностей, решаем вопрос об отставке Премьер-Министра, членов Кабинета Министров Украины;

― парламент назначает на должность и освобождает от должности по представлении Президента Украины Председателя Службы безопасности Украины;

― парламент в случае принятия резолюции недоверия Кабинету Министров Украины осуществляет его формирование.

-    Законотворческая:

― сокращено число субъектов законодательной инициативы (Президент, народные депутаты и Кабинет Министров Украины; ранее обладал этим правом еще и Национальный банк Украины);

― упрощено преодоление в парламенте вето Президента на законопроект – если Президент Украины после повторного рассмотрения закона парламентом его не подписал, такой закон безотлагательно официально обнародуется Председателем Верховной Рады Украины и публикуется за его подписью.

-    Темпоральная (временная):

― увеличен срок действия парламента с 4 до 5 лет;

Несколько ограничены полномочия Президента за счет усиления роли Верховной Рады – это касается, прежде всего, учредительной функции:

― Президент формально связан обязанностью предлагать мандат на формирование правительства лидеру коалиции депутатских фракций. По предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Президент вносит представление в парламент о назначении Премьер-министра Украины. Верховная Рада должна его назначить не позже, чем на 15-й день после получения такого предложения;

― Президент лишен права самостоятельно принимать решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады

― в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления в должность нового Президента Украины возлагается на председателя Верховной Рады Украины (ранее исполнение обязанностей Президента возлагалось на Премьер-министра Украины).

Усилена ответственность правительства перед парламентом и скоординированы полномочия Президента и Кабинета Министров таким образом, что правительство стало менее зависимым от Президента:

― правительство формируется коалицией депутатских фракций в Верховной Раде;

― правительство связано двойной (бицефальной) зависимостью: а) ответственностью перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины (ранее оно было ответственно только перед Президентом Украины); б) подконтрольностью и отчетностью перед Верховной Радой;

― программа деятельности правительства утверждается Верховной Радой (это подтверждено внесенными изменениями в Конституцию);

― определены нормативно-правовые основы деятельности правительства (ранее этого не было): Конституция, законы, указы Президента и постановления Верховной Рады, тем самым установлена субординации актов высших органов власти, указано место правительственных актов в системе нормативных актов государства – после указов Президента и постановлений Верховной Рады.

Таким образом, если в президентско-парламентской республике правительство служило лишь инструментом президентской власти, то в парламентско-президентской республике оно зависит от расклада сил в парламенте. Наметилась тенденция к установлению более высокой степени автономности отношений правительства с парламентом. Президент не имеет полномочий по своей воле отправлять Кабинет Министров в отставку. Он, хотя и принимает активное участие в судьбе Кабинета Министров, все-таки достаточно жестко ограничен в своих полномочиях и обязан считаться с законодательным органом: для этого требуется вынесение резолюции недоверия правительству со стороны парламента. Президент ограничен и в праве роспуска парламента.

Вместе с тем Президент обладает рядом существенных полномочий, что свидетельствует о переходе Украины к парламентско-президентской , а не к парламентской форме правления:

1) избирается всем населением  страны (а не парламентом);

2) может приостановить действие  актов Кабинета Министров в  случае их противоречия Конституции с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины относительно их конституционности;

3) отменяет акты Совета Министров  Автономной Республики Крым;

4) его акты обладают высшей  юридической силой по отношению  к актам правительства;

6) создает, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти, назначает на должности или освобождает от должностей по Представлению премьер-министра Украины руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины;

8) имеет право вето относительно  принятых Верховной Радой законов (кроме законов о внесении изменений  в Конституцию Украины);

9) прекращает полномочия Верховной  Рады в случаях, предусмотренных  Конституцией.

Сопоставление Конституции Украины с конституциями других европейских стран, воспринявших полупрезидентскую форму правления, показывает, что прерогативы основных институтов высшей власти в Украине недостаточно сбалансированы, модель власти не четко выписана.

Украина — унитарное конституционно-децентрализованное государство, в составе которого находится административно-территориальная автономия — Республика Крым. Участие Верховного Совета Автономной Республики Крым в сфере законодательной деятельности — ограниченное: оно исчерпывается подготовкой и принятием Конституции (вступила в действие 12.01.1999 г.), которая соответственно Конституции Украины обязательно утверждается законом, принятым Верховной Радой Украины.

Унитарный характер Украины означает, что она полностью и исключительно суверенна лишь как одно целое. Основные признаки такой характеристики следующие: единая правовая система, единое гражданство, которое связывается с государством, определенный законодательством статус территориального самоуправления, единая финансовая система, единые правила организации административных органов (с некоторыми особенностями в АРК).

В перспективе унитарное государственное устройство может приобрести региональный (регионалистский) характер, Украина может стать регионалистским государством, то есть сложным унитарным государством. которое состоит из автономии — административно-территориальных (образуется на основе областей) и одной политической (законодательной) (создаются на основе административно-территориальной автономии — АРК). Федерация как форма государственного устройства не целесообразна для Украины. Я считаю, что Украина должна быть децентрализованной – с широким местным самоуправлением — не только по политическими или конституционными соображениям. Рассредоточение власти оказывает содействие изменению природы отношений между государством и гражданским обществом: гражданин становится активным действующим лицом, сопоставляющим общественное благоустройство со своим собственным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Заключение

В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

Информация о работе Понятие формы государства и ее основные элементы