Понятие формы государства и ее основные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. На форму государства влияют национальный состав населения. Территориальные размеры страны, исторические традиции народа. Например, небольшие по территории государства и мононациональные государства, как правило, являются унитарными.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
1 Понятие формы государства и ее структура..........................................................5
1.1 Причины разнообразия форм государства..........................................................6
2 Основные элементы формы государства................................................................7
2.1 Виды форм правления современных государств................................................7
2.1.1. Монархия...........................................................................................................8
2.1.2. Республика........................................................................................................11
2.1.3 Смешанные формы правления………………………………………………15
2.2. Виды форм государственного устройства....................................................16
2.2.1. Унитарное государство: понятие, признаки, виды......................................17
2.2.2. Региональное государство как форма государственного устройства.........19
2.2.3. Федерация как форма государственного устройства: понятие, признаки, виды............................................................................................................................23
2.2.4. Конфедерация как временная форма объединения государств...................28
2.3. Политический и государственный режимы: характеристика основных видов...........................................................................................................................28
Заключение.................................................................................................................34
Список использованной литературы.......................................................................35

Файлы: 1 файл

Без имени 1.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

-    принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации. 

Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеративных государств появился и такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.

Это делегирование как бы снимает вопрос о жесткой подчиненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения компетенции. Формула о делегированном полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекты федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением.

Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации выйти из состава федерации.

В связи с этим появились понятия об асимметричной федерации - разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами, “жесткой” или “мягкой” федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР, дала новые формы федеративной государственности.

Но для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции.

В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образование самостоятельного государства.

Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные.

В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии.

В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

Форма государственного устройства зависит от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.

В настоящее время федерация существует в США, Канаде, Бразилии, Мексике, ФРГ, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Пакистане.

 

 

 

 

 

             2.3.   Политический режим: характеристика основных видов

Вот и перечислены все составляющие, которые формируют единую форму государства. Однако они характеризуют государство лишь со стороны его структуры, забывая при этом о содержании власти. Именно поэтому политический режим если и не входит непосредственно в структуру формы государства, то находится очень близко от нее и на нем стоит остановиться подробнее.

Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом.

Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.

Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.

Следовательно, существует два основных типа политических режимов: демократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима в гипертрофированном виде является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом.

Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. С учетом этих критериев современные политические режимы подразделяются на виды: демократические и недемократические. Существуют также переходные режимы. Можно их схематически изобразить:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Основные виды политических режимов

Демократический

Переходной

Недемократический

Либерально- демократический

от недемократического к демократическому и наоборот

Авторитарный: революционный стабилизационный модернизациоиный

Консервативно- демократический

 

Радикально- демократический

Тоталитарный: расистский фашистский военно-диктаторский мусульманско-фундаменталистский


 

Демократический политический режим — порядок (состояние) политической жизни общества, при котором соблюдается демократическая конституция, реализуется принцип разделения властей». Государственная власть осуществляется на основе свободного и равного участия граждан и их объединений в управлении государством. Обеспечивается действие принципа выборности представительных органов власти населением, соблюдение юридически установленных сроков их полномочий. Созданы условия для легализованной деятельности оппозиционных партий. Гарантируется осуществление прав и свобод граждан и социальных меньшинств в соответствии с международными стандартами прав человека. Реальным является местное самоуправление. Доминируют убеждения, согласования, компромисс.

Переходный политический режим (характерен для постсоциалистических стран Восточной Европы, Египта, Шри-Ланки, Никарагуа, многих стран Азии, Африки, Латинской Америки, которые пережили крушение тоталитарных и авторитарных режимов) — промежуточный, временный, порядок (состояние) политической жизни общества, возникающий в результате победы радикальных, оппозиционных сил и имеющий либо демократическую, либо авторитарную направленность.

Нередко (в странах СНГ) ликвидация недемократических режимов и становление демократического общества осуществляется сверху государственной властью и сопровождается переходом к рыночной экономике, многопартийности, реальному обеспечению принципа «разделения властей». При использовании ряда демократических методов осуществления государственной власти (не получивших еще достаточного развития), сохраняются элементы авторитаризма. Налицо остатки командно-административной системы как следствие сохранения на своих местах прежних кадров, привыкших к старым методам управления. Демократические принципы и институты, хотя и закреплены в действующем законодательстве, на практике не всегда воплощаются.

Своей спецификой обладают переходные военные политические режимы, устанавливаемые в результате переворотов: вся власть в государстве принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Недемократический политический режим — порядок (состояние) политической жизни общества, при котором не реализуется (зачастую юридически не закреплен) принцип -разделения властей». Сужается или прекращается влияние граждан и их объединений на управление государством. Отсутствует либо становится формальной выборность. Запрещается деятельность оппозиционных партий и организаций. Применяются политические репрессии. Сужаются или нарушаются политические права граждан и социальных меньшинств. Реальная власть сосредотачивается в руках группы лиц либо одного лица, неподконтрольных народу. Не исключается упразднение представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т. п. Недемократическими являются тоталитарный и авторитарный режимы. Крайняя форма недемократического режима — тоталитарный режим.

Тоталитарный режим (англ. totalitarianism) — порядок (состояние) недемократической организации государственной власти, когда в руках харизматического лидера (Гитлер, Сталин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Салазар) сосредоточена неограниченная власть, установлена монополия государственной собственности, господствует единая идеология (идеократия), отсутствует гласность, преследуется оппозиция, человек реально лишен всех демократических прав и свобод. Тоталитарный режим возможен как в высокоразвитом, так и в слаборазвитом обществе и государстве (нацистская Германия, фашистская талия, СССР и страны социалистического лагеря, некоторые современные африканские и азиатские государства). В большинстве случаев тоталитарные и авторитарные режимы трудно разграничить (КНДР, Куба).

Авторитарный режим {англ. authoritarianism) — порядок (состояние) недемократической организации государственной власти, когда власть сосредотачивается в руках одного лица либо группы лиц, а личность ограничена в политических правах и имеет определенную автономию в экономических и иных неполитических сферах жизни.

Авторитарный режим не столь резок в крайних проявлениях, как тоталитарный режим. 1) сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; 2) не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; 3) допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; 4) не нарушает рыночное саморегулирование экономикой, не стремится ввести плановое управление экономикой и установить всеобщий контроль над населением; 5) ограничивается жестким политическим контролем; может базироваться на праве, моральных началах.

Власть при авторитарном режиме занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять на стратегию экономического развития, осуществлять структурные преобразования, не разрушая при этом механизм рыночного саморегулирования, проводить достаточно активную социальную политику.

Авторитарный режим устанавливается в государствах, которые: 1) отвергают демократические принципы организации и осуществления государственной власти; 2) пытаются создать предпосылки для демократизации общества, но не успели отработать механизм демократической власти; 3) являются демократическими, однако вынуждены, учитывая обстоятельства, вводить модель чрезвычайного функционирования государственной власти.

Таблица 5

Сравнительная характеристика видов государственного режима

Вид режима

Объем прав и свобод граждан

Способы формирования органов власти

Преобладающие методы государственного управления

Наличие или отсутствие плюрализма

1

2

3

4

5

Демократический

Конституционно закреплены и на практике реализуются международные стандарты прав человека

Свободные равные выборы, законное и с учетом общественного мнения назначение состава органов власти и должностных лиц

Убеждение, руководство, личный пример

Присутствует политический, экономический и идеологический плюрализм

Авторитарный

Ограничены политические и некоторые личные права и свободы

Выборы носят неравный, и/или несвободный характер. Назначение состава органов государственной власти и должностных лиц производится без учета мнения народа

Принуждение и контроль

Политический и идеологический плюрализм ограничены при наличии экономического плюрализма

Тоталитарный

Принципиальный отказ от идеи прав человека. Вместо этого делается акцент на права класса, расы , нации

Выборы либо не проводятся, либо носят декоративный характер. Назначение состава органов власти и должностных лиц зависит от правящей олигархии и/или желания вождя

Насилие, устрашение

Плюрализм отсутствует во всех проявлениях. Однопартийность, отсутствие оппозиции, единая обязательная для всех идеология


 

 

 

 

 

 

Информация о работе Понятие формы государства и ее основные элементы