Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ действующего законодательства РФ, регламентирующее институт переустройства и перепланировки жилых помещений, и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в данной области. В рамках достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
- рассмотрение и изучение правового института переустройства и перепланировки жилых помещений, определение основных понятий, на которых он базируется;
- изучение теоретических аспектов незаконной перепланировки (переустройства) жилого помещения и порядка ее легализации;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие переустройства и перепланировки жилых помещений…….5
Глава 2. Механизм получения разрешения и проведения переустройства и
перепланировки жилых помещений……………………………………………..9
Глава 3. Самовольная перепланировка (переустройство) жилого помещения
и порядок ее легализации………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………..27
Когда собственник либо наниматель жилого помещения самовольно осуществил переустройство и (или) самовольную перепланировку жилого помещения, то в этом случае нарушаются права и законные интересы органа местного самоуправления, который в согласно ч. 5 ст. 29 ЖК РФ вправе обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного жилого помещения либо о расторжении договора социального найма. Суд может отказать в удовлетворении данного иска и при подаче заявления гражданина принять решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, при условии признания, что этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью. После принятия судебного решения о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в нем должно быть указано, что оно является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.
Но вместе с тем нормы ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Таким образом, вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения20.
Таким образом, мы изучили и проанализировали процесс самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения, на основании чего мы сделали следующие выводы о том, что неоднозначно решен вопрос, касающийся самовольных переустройств (перепланировок) жилых помещений. В юридической литературе существует точка зрения о том, что сохранение самовольных переустройств (перепланировок) допускается только на основании решения суда, в иных комментариях говорится о возможности оформления перепланировки и переустройства, органами местного самоуправления, в случае если в них нет существенных нарушений, потому как рассматриваемые действия находятся в их ведении. В судебной практике также неопределенно решается вопрос о том, в каких случаях и каком порядке должен рассматриваться вопрос о сохранении жилого помещения, а также кто является надлежащим ответчиком по делу. Также нет существует единого подхода к рассматриваемому вопросу и при регулировании отношений, которые связанны с оформлением самовольных переустройств и перепланировок жилых помещений, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в развитие положений ЖК РФ. Данный вопрос остается «открытым» и требует законодательного урегулирования на федеральном уровне.
Заключение
Подводя итог курсовой работы можно сформулировать следующие выводы: переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Указанные определения сформулированы в ЖК РФ и требует установление их цели: с целью благоустройства помещения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник либо наниматель по договору социального найма обязан представить в орган, осуществляющий согласование (орган местного самоуправления) ряд документов, которые определены как в ЖК РФ так и в Постановлении Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения". И самое главное в рассматриваемом вопросе – это комплект документов, необходимых для анализируемого вопроса: в ЖК РФ установлен закрытый перечень, когда в Постановлении – открытый. На наш взгляд, необходимо установить перечень документов, необходимых для переустройства и (или) перепланировки, "закрытым", как это определяется в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Также наглядно существует коллизия норм между ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266"Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", а именно в п. 3 формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, где обязывает заявителя осуществить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения с соблюдением требований нормативного правового акта субъекта РФ или акта органа местного самоуправления, регламентирующего порядок проведения таких работ.
Однако ст. 12 ЖК РФ относит
определение условий и порядка
переустройства и перепланировки жилых
помещений к компетенции
При анализе случаев отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, мы определили то, что данные пункты нуждаются в корректировке, так как толкуются нашими гражданами по-разному.
На практике необходимо учитывать, что термины "переоборудование" и "переустройство" являются синонимами для обозначения установки, замены или переноса инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. От этих терминов необходимо отличать термин "реконструкция", обозначающий изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Механизм осуществления процесса переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должен производится на основании соответствующих строительных норм и правил, а также не должен нарушать права и законные интересы иных лиц, проживающих в доме.
А самый основной пробел,
на наш взгляд, является то, то непосредственный
порядок осуществления
По - нашему мнению, необходимо задуматься над вопросом самостоятельности в принятии решения о процессе переустройства и перепланировки жилых помещений, ведь чаще всего мы живем в многоквартирных домах, следовательно, мы не должны нарушать права и законные интересы, прежде всего наших соседей.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской
Федерации (принята
2. Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // Российская газета. 1993. N 89, ст. 124.
3. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // "Российская газета", N 116-117. С. 26.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2012) // Российская газета, № 1.С. 12-14 (далее: ЖК РФ).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.12.2011) // Российская газета № 256. С. 23.
Материалы практики:
6. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) // Российская газета N 214. С. 13
7. Постановление Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 (ред. от 21.09.2005) "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения" // Российская газета, № 95. С. 38.
8. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2011 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2011 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ, №1. С. 128.
Литература:
9. Карпухин Д. В.: Проблемы правового регулирования переустройства и перепланировки жилого помещения // Жилищное право, 2009, N 5. С.8.
10. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. М.Ю. Тихомирова). М.: Дрофа, 2011. – 826 с.
11. Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2011. – 840 с.
12. Комментарий к Кодексу Российской Федерации административных правонарушениях (постатейный) (6-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. Н.Г. Салищевой). М.: Норма, 2011. – 741 с.
13. Ласкина Н.В. Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты // Юрист, № 1. С. 18.
14. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации" (3-е издание, переработанное и дополненное) // под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011.- 367 с.
15. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридический справочник по жилищным вопросам / под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Дрофа, 2011. - 409 с.
16. Шешко Г. Ф. Жилищное право Российской Федерации: учебное пособие. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2011. - 270 с.
1 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2012) // Российская газета, № 1.С. 12-14 (далее: ЖК РФ).
2 Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридический справочник по жилищным вопросам / под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Дрофа, 2011. С. 12-13.
3 Карпухин Д. В.: Проблемы правового регулирования переустройства и перепланировки жилого помещения // Жилищное право, 2009, N 5. С.8.
4 Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации" (3-е издание, переработанное и дополненное) // под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011, С. 560.
5 Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) // Российская газета N 214. С. 13.
6 Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. М.Ю. Тихомирова). М.: Дрофа, 2011. С. 583-584.
7 Шешко Г. Ф. Жилищное право Российской Федерации: учебное пособие. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2011. С. 55.
8 Ласкина Н.В. Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты // Юрист, № 1. С. 16.
9 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // "Российская газета", N 116-117. С. 26.
10 Постановление Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 (ред. от 21.09.2005) "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения" // Российская газета, № 95. С. 38.
11 Указ. Пост. // Российская газета, № 95. С. 38.
12 Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридический справочник по жилищным вопросам / под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Дрофа, 2011. С. 198.
13 Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2011. С. 260.
14 Российская газета. 1993. N 89, ст. 124.
15 Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2011. С. 260.
16 Ласкина Н.В. Капитальный ремонт, реконструкция, переустройство и перепланировка объектов недвижимости: юридические аспекты // Юрист, № 1. С. 18.
17 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.12.2011) // Российская газета № 256. С. 23.
18 Карпухин Д. В.: Проблемы правового регулирования переустройства и перепланировки жилого помещения // Жилищное право, 2009, N 5. С.12-14.
Информация о работе Переустройство и перепланировка жилого помещения