Переустройство и перепланировка жилого помещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ действующего законодательства РФ, регламентирующее институт переустройства и перепланировки жилых помещений, и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в данной области. В рамках достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
- рассмотрение и изучение правового института переустройства и перепланировки жилых помещений, определение основных понятий, на которых он базируется;
- изучение теоретических аспектов незаконной перепланировки (переустройства) жилого помещения и порядка ее легализации;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие переустройства и перепланировки жилых помещений…….5
Глава 2. Механизм получения разрешения и проведения переустройства и
перепланировки жилых помещений……………………………………………..9
Глава 3. Самовольная перепланировка (переустройство) жилого помещения
и порядок ее легализации………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

кУРСОВАЯ работа

 

 

по дисциплине: «Жилищное право»

на тему: Переустройство и перепланировка жилого помещения

 

 

 

                                                                                        Выполнила:

                                                                                       

 Проверил:                                                                                                                                    

                                                                                       

 

 

 

Уфа – 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Понятие переустройства и перепланировки жилых помещений…….5

Глава 2. Механизм получения  разрешения и проведения переустройства и  
перепланировки жилых помещений……………………………………………..9

Глава 3. Самовольная перепланировка (переустройство) жилого помещения

 и порядок ее легализации………………………………………………………17 
Заключение……………………………………………………………………….24 

Библиографический список……………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема «Переустройство и перепланировка жилых помещений» является актуальной в современный период. Большая часть населения в нашей стране проживает в квартирах и жилых домах, сданных в эксплуатацию несколько десятков лет назад. По своим техническим параметрам эти жилые помещения не соответствуют стандартам современного благоустроенного жилья, и это обусловливает стремление нанимателей и собственников помещений жилищного фонда осуществлять переустройство и перепланировку жилья с целью расширения жилой площади, повышения его комфортности. Ведь каждый человек стремится жить в комфортных и благоприятных условиях. Поэтому назрела необходимость проведения исследования данного вопроса.

Объектом исследования курсовой работы выступают общественные отношения в сфере переустройства и перепланировка жилых помещений, а предметом -  нормы права, регулирующие данные общественные отношения.

Цель курсовой работы – анализ действующего законодательства РФ, регламентирующее институт переустройства и перепланировки жилых помещений, и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в данной области.

В рамках достижения данной цели я поставила перед собой  следующие задачи:

- рассмотрение и изучение  правового института переустройства и перепланировки жилых помещений, определение основных понятий, на которых он базируется;

- исследование механизма получения  разрешения и проведения переустройства и перепланировки жилых помещений;

- изучение теоретических  аспектов незаконной перепланировки (переустройства) жилого помещения и порядка ее легализации;

- анализ юридической ответственности за нарушение установленного порядка проведения переустройства и перепланировки жилых помещений;

- разработке рекомендаций, направленных  на совершенствование института переустройства и перепланировки жилых помещений.

В данной курсовой работы я опиралась на точки зрения следующих авторов, которые  внесли значительный вклад в рассматриваемую тему : Д. В. Карпухин, П. В. Крашенинников, Н. В. Ласкина, Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров, Г. Ф. Шешко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие переустройства и перепланировки жилых помещений

 

Институт переустройства и перепланировки закреплен в главе 4  Жилищного кодекса Российской Федерации1, который и дает их определение. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. ч. 1 и 2 ст. 25 ЖК РФ).

Важной новеллой ЖК РФ  в отличие от ЖК 1983 г. является то, что впервые на уровне федерального закона даны юридические определения понятий "переустройство" и "перепланировка" жилых помещений. Нормы-дефиниции, установленные в ч. ч. 1 и 2 ст. 25 Кодекса, необходимо толковать ограничительно: любые перечисленные действия, не требующие изменений в техническом паспорте жилого помещения, не могут рассматриваться как переустройство или перепланировка указанного помещения2. В соответствии с ч.5 ст. 19 ЖК РФ под техническим паспортом следует понимать документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям. Данные требования установлены в приложении 11 к инструкции о проведении учета жилищного фонда, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации".                  Следовательно, в случае, если изменения в технический паспорт жилого помещения, не внесли, то это означает, что в данном случае нет перепланировки. Если, к примеру, была застеклена лоджия или произведена замена рамы, то этими действиями не была изменена конфигурация жилого помещения и в технический паспорт не требуется внесения изменений. И, как следствие, нельзя назвать эти действия перепланировкой жилого помещения.

Основная характеристика понятий "переустройство" и "перепланировка" изложена в подзаконном нормативном акте - Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", в котором, наряду с понятиями "переустройство" и "перепланировка", использует термин "переоборудование". Данного понятия нет в ЖК РФ, а в рассматриваемом Постановлении используется в качестве синонима термина "переустройство»3.

Можно привести следующие  примеры переустройств: установка бытовых электроплит взамен газовых плит, перенос электрических сетей, нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство новых вентиляционных каналов, прокладка новых или замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для ванной комнаты, таких как: установка душевых кабин, стиральных машин повышенной мощности (пункт 1.7.1 данного рассматриваемого Постановления).

К перепланировке могут  относиться:

- перенос, разборка  и установка новых межкомнатных  перегородок;

- перенос, увеличение, уменьшение, производство новых  и перенос дверных и оконных  проемов;

- устройство дополнительных помещений в квартире (кухонь, туалетов и ванных, кладовок);

- расширение жилых комнат в  квартире за счет вспомогательных  помещений4.

Одной из основных проблем перепланировки и (или) переустройства жилых помещений является установление необходимых условий их осуществления, при этом запреты на их осуществление могут быть как прямо сформулированы в законе, так и вытекать из смысла разрешительных условий их осуществления. Если предписания норм при осуществлении переустройства и (или) перепланировки обязывают совершать определенные действия, представлять соответствующие документы, то игнорирование данных предписаний влечет невозможность их осуществления.

Прямые запреты на осуществление перепланировки и (или) переоборудования жилых помещений  содержатся в пунктах 1.7.2 и 1.7.3 Постановления, в соответствии с которыми совершение данных действий не допускается5:

во-первых, если они ведут  к нарушению прочности или  разрушению несущих конструкций  здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на них  оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств;

во-вторых, если они ухудшают условия эксплуатации и проживания всех или отдельных жильцов дома или квартиры.

Последнее условие осуществления  переустройства и (или) перепланировки жилого и подсобных помещений содержится также в актах толкования права, в которых сформулировано требование о том, что данные действия могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры.

Таким образом, мы рассмотрели и изучили понятие «переустройство и перепланировка жилых помещений», их значение, а также определили правовую регламентацию данного вопроса, в связи с чем, на наш взгляд, требуется внести в ЖК РФ синоним термина "переустройство», то есть «переоборудование», потому что данное понятие изложено в подзаконном нормативном акте - Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Это необходимо в целях единообразного подхода в понимании понятия «переустройства и переоборудование» жилых помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Механизм получения  разрешения и проведения переустройства и   
перепланировки жилых помещений

 

Переустройство и перепланировка жилого помещения могут быть произведены  собственником этого помещения или уполномоченное им лицо, по согласованию с органом местного самоуправления.

Это значит, что таким правом не обладают наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, за исключением случая, когда наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма уполномочен наймодателем на представление необходимых документов6.

Обязательным условием обращения нанимателя (в качестве уполномоченного наймодателем) является письменное согласие всех членов его  семьи на переустройство и (или) перепланировку. Таким образом, если нет согласия хотя бы одного члена семьи (в том числе и временно отсутствующего), то в переустройстве и (или) перепланировке будет отказано. Притом, если в случае отказа соответствующего органа, наниматель вправе обратиться в суд, то при отказе от переустройства или перепланировки со стороны членов семьи он такой возможности не имеет7.

Что же касается объектов культурного наследия, то независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в частной собственности. При этом собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, в частности, физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия по своему усмотрению, но с учетом требований, установленных законодательством, при условии, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц8.

На основании чего согласно п.4 ст. 35 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 – ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" физические и юридические лица, планирующие переустройство (перепланировку) жилых помещений, находящихся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, прежде чем приступить к ремонтно-строительным работам, должны получить согласие органа власти, осуществляющего функции в области охраны объектов культурного наследия9.

В соответствии с ч.2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 

1) заявление о переустройстве  и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Форма заявления о переустройстве и перепланировке жилого помещения утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 26610.)

2)правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 

3) подготовленный и  оформленный в установленном  порядке проект переустройства  и (или) перепланировки переустраиваемого  и (или) перепланируемого жилого  помещения; 

4) технический паспорт

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 

6) заключение органа  по охране памятников архитектуры,  истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данной статьей. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Информация о работе Переустройство и перепланировка жилого помещения