Перестройка судебных органов при переходе Советского государства к НЭПу

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить правовые формы организации и деятельности советского суда в 1917-1924 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить судебную систему царской России и вновь созданную судебную систему СССР
- изучить и оценить первые декреты Советской власти и действие советских судебных органов в годы Гражданской войны
- изучить положения о создании народного суда и революционных трибуналов
- изучить причины реорганизации ВЧК и причины создания прокуратуры и юстиции
- дать оценку судебной реформе 1922 года

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава I. Реформа судебной системы…………………………………………6-12
Судебная система царской России………………………………………...6-8
Новая судебная система…………………………………………………...8-9
Первые декреты советской власти о суде……………………………..…9-12
Глава II. Правовые формы организации и деятельности советских судов в годы гражданской войны и иностранной интервенции……………...……13-19
2.1 Задачи судебных органов в годы гражданской войны и иностранной интервенции…………………………………………………………………..13-14
2.2 Создание единого народного, положение от 30.11.1918г. ………….. 15-16
2.3 Система революционных трибуналов…………………………………..16-19
Глава III. Перестройка судебных органов при переходе Советского государства к НЭПу………………………………………………………….20-26
3.1 Реорганизация ВЧК………………………………………………………20-21
3.2 Создание прокуратуры. Советская юстиция…………………………...22-23
3.3 Судебная реформа 1922г. Основы судопроизводства Союза ССР и союзных республик…………………………………………………………..23-26
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

КУР ИС.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     Первым  таким актом был опубликованный НКЮ 28.11.1917 г. в «Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов», нормативный акт под названием «Революционный трибунал». Руководство для устройства «Революционных трибуналов», состоявший из 14 пунктов.

     Ряд положений «Руководства» касался процессуальной стороны деятельности Революционных трибуналов.

     Так, в соответствии с п.8 в Революционные  трибуналы дела должны были поступать  через следственные комиссии.

     Защитниками и обвинителями в Революционных  трибуналах могли быть «все неопороченные граждане» (как и в Декрете о суде № 1). Вместе с тем содержалось весьма важное новое положение в «Руководстве» и в данном вопросе, значительно повышалась роль Революционных трибуналов.

     Революционные трибуналы и следственные комиссии «в праве назначать от себя по каждому делу, как защитников, так и обвинителей».

     Председатели  Революционных трибуналов наделялись дисциплинарной властью в заседаниях трибуналов.

     В п.12 содержалось принципиально важное положение: «В своих решениях Революционные  трибуналы свободны в выборе средств и мер борьбы с нарушителями революционного порядка».

     В «Руководстве» содержался примерный  перечень мер наказаний, применяемых  революционными трибуналами: «денежный  штраф, общественное порицание, лишение  общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т.п.» (п.12).

     Содержание  Революционных трибуналов относилось за счет государства. Размер вознаграждения и суточных определялся Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.14).

     Вслед за «Руководством для устройства Революционных трибуналов» без заглавия был опубликован в том же номере газеты «Известия» нормативный акт, который можно по аналогии с предшествующим документом назвать «Руководством для устройства следственной комиссии», содержащий 10 пунктов.

     При следственной комиссии создавались  канцелярии под руководством секретаря. Содержание следственной комиссии относилось за счет государства. Размеры вознаграждения членов следственной комиссии и служащих определялись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

     Декрет  «О Революционных трибуналах ».

     4.05.1918 г. СНК принимает декрет «О Революционных трибуналах». Этот декрет сыграл важную роль в ликвидации теневых сторон практики Революционных трибуналов, созданием сравнительно небольшой, но четко действующей системы Революционных трибуналов.

     В соответствии с этим декретом из ведения  Революционных трибуналов изымались  все общее уголовные дела и передавались в местные суды. Вместе с тем на Революционные трибуналы было возложено решение дел по борьбе с погромами, взяточничеством, подлогами, неправомерным использованием советских документов, хулиганством и шпионажем.

     Резко сокращалась сеть Революционных  трибуналов. Революционные трибуналы  сохранялись лишь в крупных центрах: в столицах и промышленных центрах.13 Должны были быть упразднены все иные местные (уездные и волостные) и армейские Революционные трибуналы с передачей их дел в ближайшие Революционные трибуналы. Законодатель был сторонником единого революционного трибунала, исходя из принципа равного суда для всех. Декрет уделил внимание и следственным комиссиям Революционных трибуналов.

     Делая выводы, мы видим, что в годы гражданской войны и иностранной интервенции были созданы специальные судебные органы, которые помогали поддерживать порядок в это непростое время.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Перестройка судебных органов при переходе Советского государства к НЭПу.

3.1 Реорганизация  ВЧК

     После Гражданской войны по многим причинам исчезла непосредственная надобность содержать многие чрезвычайные органы. Это было обусловлено целым рядом причин, таких как огромная нехватка финансов, необходимость успокоить и ободрить население, поднять престиж власти в стране и на международном уровне и другими.

     ВЧК подошла к 1921 г. с грузом проблем, а также весьма непривлекательным образом, сложившимся в глазах граждан страны и даже своих собственных сотрудников. Перед государством и партией встал вопрос о ее реформировании.

     В итоге официальными причинами реформы  были: завершение Гражданской войны, усиление Советской власти и новой правовой системы, переход к новой экономической политике, потребовавший укрепления законности в стране.

     Неофициальных причин тоже было немало. В январе 1919 г. Л.Б. Каменев писал В.И. Ленину о  самоуправстве местных ЧК и бюрократизации аппарата ВЧК, а также о разложении чекистских рядов, о низком моральном уровне рядового состава Комиссии.

     Основным  мотивом проведения реформы можно  также считать необходимость  четкого разграничения полномочий между правоохранительными учреждениями. Немаловажным фактором, повлиявшим на осуществление реформы, был фактор внешнеполитический. Советская республика нуждалась в передышке, конфронтация с соседями и крупными державами завела в тупик, шапкозакидательские настроения и революционный романтизм необходимо было отбросить. 14ВЧК призывала к реформированию судебной системы, но не к реформированию себя самой.

     28 декабря по предложению И.Н.  Смирнова IX съезд Советов принял  резолюцию о реорганизации ВЧК.  2 февраля 1922 г. состоялось утверждение проекта положения о реорганизации ВЧК на заседании Политбюро. При этом особое внимание было обращено на реорганизацию Экономического отдела ВЧК, а по вопросу о распределении имущества ВЧК была создана комиссия Президиума ВЦИК.

     Таким образом, к середине 1922г. реформа ВЧК была завершена.

     ВЧК, созданная как чрезвычайный орган  защиты, выполнила поставленные перед  ней задачи и заложила основы дальнейшей деятельности органы госбезопасности.

     Переход к новой политике в хозяйственной  и социально-политической сферах потребовал соответствующей реорганизации спецслужбы. Но бесценный опыт ВЧК во всех сферах ее деятельности не был выброшен на свалку, а стал достоянием органов исполнительной власти страны.

     Произведённая реорганизация не явилась формальной сменой вывески, хотя суть специальной службы сохранилась. Но, если ВЧК действовала как чрезвычайный орган, обладая на некоторых этапах своего развития практически неограниченными полномочиями, то Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, являясь составной частью советского государственного аппарата управления, руководствовалось положениями о данном аппарате, закреплёнными в Конституции государства.

     ВЧК допустило немало ошибок в своей  работе. Огромные человеческие жертвы, которые понесла страна за период существования Комиссии трудно оправдать с любой точки зрения. Победа в противостоянии с врагами новой власти была выиграна, и уже невозможно изменить или серьезно пересмотреть события, происходившие в государстве с 1917 по 1922 годы. Остается только воспринимать их как должное. 
 

     3.2 Создание прокуратуры. Советская  юстиция

     Важной  частью Судебной реформы 1922 года было возрождение разрушенных в октябре 1917 года институтов прокуратуры и  адвокатуры. Положение об адвокатуре принято ВЦИК 26 мая 1922 года, Положение  о прокуратуре 28 мая 1922 года.

     Необходимость создания прокуратуры не вызывала споров среди юристов страны, спорным  был вопрос о том, какими функциями  ее наделить.

     Весной 1922 года Наркомюст вошел в правительство  с проектом об учреждении прокуратуры  как органа, который должен наблюдать за деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал ожесточенные споры во ВЦИК.15 Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 года - «О «двойном» подчинении и законности». В ней он обосновал принцип единства социалистической законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания «сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской», требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике.

     Вторая  важная часть ленинского тезиса заключалась  в строгом подчинении прокуроров только по вертикали, для того, чтобы  местные советские и партийные  органы не могли оказывать на них давление.16 Именно эти принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре 1922 года.

     Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным  органом. Центральная прокуратура  РСФСР входила в качестве IV отдела в состав Наркомюста РСФСР.

     После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в  Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета  № 1 «О суде» потребовало от органов  юстиции усилий, связанных с формированием  судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста. Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

3.3 Судебная  реформа 1922г. Основы судопроизводства  Союза ССР и союзных республик

        Проведение Судебной реформы  1922  года  обусловлено  изменившимися   в стране  социальными  условиями  (новая  экономическая  политика), наличием большого массива несистематизированного нормативного материала  и  в  то  же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к  широкому  и зачастую не  вполне  корректному  применению  аналогии.  Был  взят  курс  на укрепление так называемой «революционной законности».

        По положению о судоустройстве РСФСР 31 октября 1922  года  (Судебная реформа 1922 года) судебная система состояла из народных  судов,  губернских судов и Верховного Суда РСФСР, который начал функционировать с 1  января 1923 года. 17Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы были  ликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел  создавались  военные  и  военно-транспортные суды, земельные комиссии,  особые  сессии народных  судов (по трудовым делам), позднее – арбитражные комиссии.

            Судебная реформа 1922 года  закрепила   основные  принципы  организации советской   судебной   системы:   ее   единство,   построение    с    учетом государственного   устройства,    соответствие    новому    административно-территориальному делению.

       Кадровому составу судей в этот период уделялось большое внимание.  Во главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое  образование и  знание  законов.  Отсюда  и  социальный  состав   судей:   при   избрании предпочтение отдавалось рабочим  и  крестьянам.  Отмечался  постоянный  рост числа судей-членов партии.

      В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что составляло 15,3%  ко всему числу сотрудников Суда.

   Народные судьи избирались губисполкомами на  один  год  и  могли  быть переизбраны вновь. Отзыв народного  судьи  производился  по  мотивированному предложению Наркомата юстиции.18 Такие же  требования  были  установлены и к кандидатам в  народные  заседатели.  Особое  внимание  здесь  обращалось  на социально-классовый состав.

        Переход   в   условиях   НЭПа   к   рыночной   экономике,   оживление товарооборота, включение банков в  финансово-административную  жизнь  страны породили еще один орган юрисдикции –  арбитражные  комиссии,  которые  стали прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от  21 сентября  1922  года  было  утверждено  Положение   о   порядке   разрешения имущественных споров между государственными  учреждениями  и  предприятиями.

Информация о работе Перестройка судебных органов при переходе Советского государства к НЭПу