Перестройка судебных органов при переходе Советского государства к НЭПу

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить правовые формы организации и деятельности советского суда в 1917-1924 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить судебную систему царской России и вновь созданную судебную систему СССР
- изучить и оценить первые декреты Советской власти и действие советских судебных органов в годы Гражданской войны
- изучить положения о создании народного суда и революционных трибуналов
- изучить причины реорганизации ВЧК и причины создания прокуратуры и юстиции
- дать оценку судебной реформе 1922 года

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава I. Реформа судебной системы…………………………………………6-12
Судебная система царской России………………………………………...6-8
Новая судебная система…………………………………………………...8-9
Первые декреты советской власти о суде……………………………..…9-12
Глава II. Правовые формы организации и деятельности советских судов в годы гражданской войны и иностранной интервенции……………...……13-19
2.1 Задачи судебных органов в годы гражданской войны и иностранной интервенции…………………………………………………………………..13-14
2.2 Создание единого народного, положение от 30.11.1918г. ………….. 15-16
2.3 Система революционных трибуналов…………………………………..16-19
Глава III. Перестройка судебных органов при переходе Советского государства к НЭПу………………………………………………………….20-26
3.1 Реорганизация ВЧК………………………………………………………20-21
3.2 Создание прокуратуры. Советская юстиция…………………………...22-23
3.3 Судебная реформа 1922г. Основы судопроизводства Союза ССР и союзных республик…………………………………………………………..23-26
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

КУР ИС.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-5

Глава I. Реформа судебной системы…………………………………………6-12

    1. Судебная система царской России………………………………………...6-8
    2. Новая судебная система…………………………………………………...8-9
    3. Первые декреты советской власти о суде……………………………..…9-12

Глава II. Правовые формы организации и деятельности советских судов в годы гражданской войны и иностранной интервенции……………...……13-19

2.1 Задачи  судебных органов в годы гражданской  войны и иностранной интервенции…………………………………………………………………..13-14

2.2 Создание  единого народного, положение от 30.11.1918г. …………..  15-16

2.3 Система  революционных трибуналов…………………………………..16-19

Глава III. Перестройка судебных органов при переходе Советского государства к НЭПу………………………………………………………….20-26

3.1 Реорганизация ВЧК………………………………………………………20-21

3.2 Создание  прокуратуры. Советская юстиция…………………………...22-23

3.3 Судебная  реформа 1922г. Основы судопроизводства  Союза ССР и союзных республик…………………………………………………………..23-26

Заключение……………………………………………………………………….27

Библиографический список…………………………………………………28-29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В современной России чрезвычайно  остро стоит проблема защиты прав и свобод граждан. При подходе  к разрешению этой проблемы зачастую исходят не из отечественного опыта политического и правового развития, а из заимствованных стандартов и идеологических штампов, что недопустимо. Это связано с тем, что при характеристики правовой системы как дореволюционной России, так и советского государства ссылаются на фактическое отсутствие опыта судебной защиты прав и свобод.

     Актуальность  исследования определяется острой необходимостью решения такой жизненно важной для  современной России проблемы, как  создание эффективно действующей, пользующейся авторитетом у населения судебной системы. Решение же этой задачи представляется невозможным без детального изучения всего исторического развития судебных органов в нашем государстве.  

     Актуальность  работы обусловлена также общественно-политической значимостью затрагиваемых в  работе проблем в свете скорейшего и качественного решения насущных вопросов настоящей государственной жизни России.

     Предмет настоящего исследования — становление и развитие судебной и прокурорской системы, исторические, политические и теоретические аспекты деятельности органов суда и прокуратуры РСФСР.

     Цель  работы – изучить правовые формы  организации и деятельности советского суда в 1917-1924 гг.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить  судебную систему царской России и вновь созданную судебную систему СССР

- изучить  и оценить первые декреты Советской  власти и  действие советских  судебных органов в годы Гражданской  войны

- изучить  положения о создании народного  суда и революционных трибуналов

- изучить  причины реорганизации ВЧК и причины создания прокуратуры и юстиции

- дать  оценку судебной реформе 1922 года

     Особое  место среди работ обобщающего  характера занимает фундаментальное  исследование Т.П. Коржихиной. Она дает развернутый обзор построения и  деятельности учреждений юстиции, суда и прокуратуры РСФСР в тесном взаимодействии с другими органами государственной власти страны. Ведущими специалистами в изучении отдельных проблем истории советского суда являются Д. С. Карев, Ю. П. Титов, Э. Н. Алешкина, В. М. Курицын, Е. Н. Городецкий, Т. Н. Добровольская, В.Портнов, М. М.Славин.  В ряде работ Ю. П. Титова детально освещается такой важный вопрос, как становление и развитие в РСФСР системы революционных трибуналов. Автор дает широкий панорамный обзор процесса организации этих чрезвычайных органов на всей территории страны, раскрывает причины их создания и реорганизации в годы гражданской войны, приводит в качестве аргументации своих выводов обширный архивный материал. Монография В. М. Курицына, посвящена проблеме организации и функционирования судов в период проведения советским государством новой экономической политики. Основным объектом данного исследования стала судебная реформа 1922 года. В своей работе В. М. Курицын не только детально анализирует ход самой реформы, но также исследует ее причины и следствия, ее воздействие на широкий круг общественных отношений в советской стране начала 1920-х годов. Выводы, сделанные автором, остаются актуальными до сих пор и представляют огромный интерес для исследователей проблемы. Значительный вклад в изучение истории советского суда вносят В.П. Портнов и М.М. Славин. Их монография «Становление правосудия Советской России (1917 -1922 гг.)» во многом восполняет пробелы, существовавшие ранее в исторических исследованиях, посвященных развитию советского суда в первые годы после Октябрьской революции. Авторы анализируют в своей книге такие важные проблемы, как становление единого народного суда в РСФСР, становление революционных трибуналов и их роль в борьбе с особо опасными преступлениями, развитие советской военной юстиции в 1918 - 1920 годах, реорганизация судебной системы в 1922 году. Во второй половине 1990-х гг. авторы диссертационных исследований В.Н. Садков и И.Л. Лезов, критически рассматривают учреждения советской юстиции в качестве важнейшего орудия создания тоталитарной политической системы. Существенный вклад в изучение реформирования судебно— прокурорской системы внес В. А. Буков. В его работе проведен анализ трудов В. И. Ленина по организации суда, кадровой политике. Автор обоснованно и аргументировано показал методологическое значение высказываний вождей революции, определивших судьбу советского суда на многие десятилетия. В.А. Буков раскрыл принципы революционной законности, отступление от всех демократических начал судопроизводства и карательно-репрессивный характер суда. Он отмечает, что переход советского государства к новой экономической политике, предусматривавшей развитие товарно-денежных отношений, и проводимая в связи с этим судебная реформа вызвали необходимость серьезной профессиональной подготовки кадров 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Реформа судебной системы

    1. Судебная система царской России

   В России с ее сложной исторической судьбой судебные реформы происходили  неоднократно, начиная с XV столетия. До этого времени судебная власть предоставлялась для кормления.

   Начало  реформам положили Уставные грамоты, издававшиеся государями с конца XV столетия. Высшая судебная власть принадлежала царю, который  судил сам или поручал особо  важные дела Царской Думе или своим  сыновьям.

     Реформирование  судебной власти получило новый импульс с принятием Земским Собором Соборного уложения 1649 г. Это был развернутый нормативный акт, содержавший свыше 900 статей. Центральными судебными органами были царь, Боярская дума и приказы. Суд был тайным как в отношении публики, так и сторон. Он совершался по актам, составленным полицией, и по записке, заготовленной в канцелярии. Происходил, как правило, в отсутствие подсудимого1.

     Петр  I окончательно отменил обвинительную форму процесса, при которой стороны имели определенные процессуальные права, и ввел с 1723 г. Розыскной процесс. По этим правилам должны были рассматриваться все уголовные и гражданские дела. Следствие стала вести полиция, а разрешение дел производил суд. Судопроизводство сделалось письменным, медленным, при множестве судебных инстанций. Смертная казнь по законодательству Петра I применялась весьма широко.

     При Елизавете Петровне применение смертной казни вначале приостановили, и  тех, кто по закону подлежал такому наказанию, не казнили, а ссылали  на вечные работы на рудокопные заводы в Сибири. Перед этим полагалось отсечь руку и вырвать ноздри. Потом Сенат обратился к императрице с докладом, где просил распорядиться руки у приговоренных не сечь, «дабы они способнее в работу употребляемы быть могли». В 1763 г. Доклад был утвержден и смертная казнь юридически перестала существовать.

     Пытка как способ выяснения истины оставалась в России на всем продолжении XVIII столетия. Она была отменена указом Александра I от 27 сентября 1801 г.

     В правление Павла I смертная казнь не применялась.

     В начале царствования Николая I законы России не предусматривали смертной казни. Для применения этой меры к декабристам пришлось обратиться к Уложению Алексея Михайловича, Воинскому уставу Петра I и к судебным прецедентам. Уложение 1903 г. Предусматривало смертную казнь. Она не могла применяться к несовершеннолетним (до 21 года), престарелый (более 70 лет), женщинам, кроме случаев, когда женщина посягала на царя, царицу или наследника.

     Кардинальная  судебная реформа в России была задумана и началась в царствование Александра II, который при вступлении на престол в манифесте от 19 марта 1867 г. Император утвердил четыре документа: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.2 Новый суд, по замыслу его создателей, должен был служить гарантией личности от произвола властей. Никто не мог подлежать судебному преследованию за преступление или проступок, не будучи привлеченным к ответственности в порядке, установленном законом. Запрещалось содержание под стражей иначе как в случаях, определенных законом, или в помещениях, не установленных законом. Судья или прокурор обязан был немедленно освободить неправильно лишенного свободы в пределах своей компетенции. Они обязаны были принимать меры для того, чтобы заключенные содержались в установленном порядке.

Суду  запрещалось останавливать решение  дела под предлогом неполноты, неясности  или противоречия законов. Нарушители этого запрета подлежали ответственности за противозаконное бездействие власти.3

     Судебная  реформа шла гораздо медленнее, чем замышлялось и даже было определено законодательно. Она растянулась  на долгие годы и не была завершена  к 1917 г. Реакционные круги противостояли  ее осуществлению.

     Во  время октябрьской революции 1917 г. Большевики считали обязанностью пролетарской революции не реформирование судебных учреждений, а совершенное уничтожение, сметение до основания всего старого суда и его аппарата.

1.2    Создание новой судебной системы

     Декреты советской власти о суде от 24 ноября 1917 г., от 7 марта 1918 г. и 30 июня 1918 г. предусматривали новую систему судов. Суды, начиная с первого декрета, могли руководствоваться прежними законами «лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». Положение о народном суде от 30 ноября запретило ссылаться в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств.4 Суды должны были образовываться на началах выборности. Они действовали коллегиально при решающей роли народных заседателей. Апелляция отменялась и допускалась лишь кассация решений. В отношении доказательств суд не был стеснен никакими формальными соображениями. Судоговорение велось на местных языках.

           В судебную систему входили также революционные трибуналы. Они руководствовались отдельно издаваемыми законами, начиная с декрета от 4 мая 1918 г. по Положению о революционных трибуналах от 12 апреля 1918 г. С окончанием гражданской войны стало возможным принятие новых кодексов. Первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят 25 мая 1922 г.

     По  Положению о народном суде РСФСР  от 21 октября 1920 г. Право высшего контроля над приговорами и решениями народных судов было предоставлено Народному комиссару юстиции.

     Судебная  система подверглась реформированию с принятием Положения о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г. В республике создавалась единая судебная система: народный суд, губернский суд. Верховный  Суд РСФСР. Кроме того, временно действуют  военные трибуналы и некоторые другие специальные суды. Народные судьи избирались губисполкомами сроком на один год, народные заседатели – фабрично-заводскими комитетами, народными судьями, комиссарами воинских частей, волисполкомами. Губернский суд действовал в качестве суда первой и кассационной инстанции. Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами. Он был судом первой инстанции по делам особой государственной важности, кассационной инстанцией по отношению к губернским судам, а в порядке надзора мог пересматривать дела, рассмотренные любым судом республики.

     В связи с образованием СССР было принято 24 октября 1924 г. Положение о Верховном  Суде СССР. Он учреждался в целях  утверждения революционной законности на территории Союза ССР, его судьи назначались Президиумом ЦИК СССР.5

     С принятием Конституции СССР 1936 г. Судебная система в стране была перестроена. В соответствии с Конституцией правосудие в СССР осуществляли: Верховный Суд СССР, Верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные суды, народные суды, а также специальные суды СССР, создаваемые по постановлению Верховного Совета СССР.

     1.3 Декреты советской власти о  суде

Декрет  о суде №1.   Декрет о суде № 1 был принят СНК 22 ноября 1917 года. Он упразднял все существующие судебные установления: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, все военные и морские суды заменяя их судами, образуемыми на основании демократических выборов. Декрет приостанавливал действие существующего института мировых судей. Местные судьи теперь должны были избираться на основании прямых демократических выборов, а до назначения таких выборов – районными и волостными (уездными и городскими) Советами.6

Информация о работе Перестройка судебных органов при переходе Советского государства к НЭПу