Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:29, курсовая работа
Цель работы – изучить правовые формы организации и деятельности советского суда в 1917-1924 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить судебную систему царской России и вновь созданную судебную систему СССР
- изучить и оценить первые декреты Советской власти и действие советских судебных органов в годы Гражданской войны
- изучить положения о создании народного суда и революционных трибуналов
- изучить причины реорганизации ВЧК и причины создания прокуратуры и юстиции
- дать оценку судебной реформе 1922 года
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава I. Реформа судебной системы…………………………………………6-12
Судебная система царской России………………………………………...6-8
Новая судебная система…………………………………………………...8-9
Первые декреты советской власти о суде……………………………..…9-12
Глава II. Правовые формы организации и деятельности советских судов в годы гражданской войны и иностранной интервенции……………...……13-19
2.1 Задачи судебных органов в годы гражданской войны и иностранной интервенции…………………………………………………………………..13-14
2.2 Создание единого народного, положение от 30.11.1918г. ………….. 15-16
2.3 Система революционных трибуналов…………………………………..16-19
Глава III. Перестройка судебных органов при переходе Советского государства к НЭПу………………………………………………………….20-26
3.1 Реорганизация ВЧК………………………………………………………20-21
3.2 Создание прокуратуры. Советская юстиция…………………………...22-23
3.3 Судебная реформа 1922г. Основы судопроизводства Союза ССР и союзных республик…………………………………………………………..23-26
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список…………
Так же упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры, а предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично до преобразования всего судебного порядка.
Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами. Для производства по тем же делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.
Декрет о суде № 2. Декретом были созданы окружные народные суды в качестве судов первой инстанции для гражданских и уголовных дел, не отнесённых к подведомственности местных судов по Декрету № 1.
Окружные суды избирались местными Советами по территориям, соответствующим территориям прежних, существовавших до Октябрьской революции, судебных. Члены суда избирались также местными Советами с правом последующего отзыва.
В окружных судах вводился принцип исключительно коллегиального рассмотрения дел.7 Гражданские дела рассматривались в составе трёх постоянных членов (судей) и четырёх народных заседателей. Уголовные — в составе одного председательствующего-судьи и двенадцати очередных заседателей и двух запасных.
Апелляционный порядок рассмотрения дел окончательно отменялся. Формальные ограничения по относимости и допустимости доказательств отменялись. Вопрос о принятии или непринятии конкретного доказательства отдавался целиком на усмотрение суда. Свидетели перед дачей показаний предупреждались об ответственности за дачу ложных показаний, при этом институт судебной присяги отменялся. Упразднялась также тайна купеческих книг «и прочих книг».
Запрещались судебные споры между казёнными учреждениями.
Несовершеннолетние в возрасте до 17 лет не могли быть привлечены к суду и подвергнуты тюремному заключению. Для рассмотрения дел о правонарушениях, совершённых такими лицами, учреждались «комиссии о несовершеннолетних» в составе представителей ведомств юстиции, народного просвещения и общественного призрения.
Вводился институт судебной пошлины по гражданским делам.
Обвинительный акт заменялся постановлением следственной комиссии о предании суду, при этом окружной суд, в случае признания такого постановления «недостаточным», был вправе возвратить дело в следственную комиссию.
Обжалование оправдательных приговоров и решений, смягчающих наказание или освобождающих от такового, не допускалось. При этом осуждённый мог просить местный суд об условном или досрочном освобождении, а также о помиловании или о восстановлении в правах.
Срок кассационного обжалования как по гражданским, так и по уголовным делам устанавливался в один месяц.
Декрет № 2 допускал применение судами дореволюционных законов, но на практике местные суды применяли дореволюционные законы редко.
Декрет о суде № 3. Был издан СНК РСФСР 20 июля 1918 года.
Декрет разграничил подведомственность дел между местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами.
Все уголовные дела были отнесены к подведомственности местных судов. При этом дела о взяточничестве и спекуляции одновременно изымались из ведения трибуналов.
Местные суды могли налагать наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Рассмотрение гражданских дел в окружных судах должно было осуществляться в составе одного судьи и четырёх заседателей.
Вместо Высшего судебного контроля, планировалось образовать Кассационный суд в Москве как кассационную инстанцию в отношении окружных судов. Формирование этого суда должно было осуществляться ВЦИК.
Декрет не ответил окончательно на вопрос о допустимости применения судами РСФСР норм дореволюционного законодательства.
Таким
образом, вы видим, что большивики, придя
к власти, реформировали царскую
судебную систему. Первые декреты советской
власти о суде позволяют нам дать
оценку судебной системе того времени
и сделать соответствующие
Глава II. Правовые формы организации и деятельности советских судебных органов в годы гражданской войны и иностранной интервенции.
2.1 Задачи судебных органов в годы гражданской войны
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О суде» № 1 от 24 ноября 1917 г. в стране были упразднены все ранее действовавшие общие судебные установления, в том числе «военные и морские суды всех наименований», а взамен их были созданы местные суды и революционные трибуналы, в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих.
Создание специальных судов для вооруженных сил не предусматривалось, поскольку в первое время Народный комиссариат юстиции твердо проводил линию на осуществление идеи единого народного суда, и попытки создания военных судов не находили поддержки.
В то же время политическая обстановка, условия гражданской войны
требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 года стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования стали называться военными трибуналами.8 Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики приказом № 94 от 14 октября 1918 г. учредил Военно-Революционнный Трибунал, переименованный в ноябре 1918 г. в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР).
В январе 1919 года РВТР издал первую инструкцию революционным военным трибуналам фронтов и армий, определившую их структуру и порядок деятельности. В последующий период гражданской войны их организация и деятельность регламентировались Положениями «О революционных военных трибуналах».
Сам РВТР стал также и судом первой инстанции по делам о преступлениях, в совершении которых обвинялись высшие военачальники, председатели и члены реввоентрибуналов фронтов и армий. Кроме того, решением РВС Республики дела могли изыматься из ведения РВТ фронтов и армий и передаваться на рассмотрение РВТР.
Таким образом, впервые в отечественной истории высший военно-судебный орган стал рассматривать и разрешать дела по существу. Переход к мирному строительству обусловили сокращение Красной Армии и необходимые структурные преобразования военных трибуналов. Нормативным документом, урегулировавшим эти изменения, было постановление ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении всех Революционных трибуналов Республики». Согласно названному постановлению в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности, был установлен состоящий при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Верховный Трибунал. В его состав вошли Реввоентрибунал Республики, Главный революционный военный железнодорожный трибунал и Кассационный трибунал.
Одновременно упразднялись почти все революционные тыловые военные трибуналы.9 Функции последних были переданы, так называемым, «военным» отделениям при губернских революционных трибуналах, а функции Реввоентрибунала Республики - Военной коллегии Верховного Трибунала ВЦИК, которая продолжила работу по надзору и инспектированию местных реввоентрибуналов, оставаясь одновременно судом первой инстанции при рассмотрении определенной категории дел.
В 1922 году Военная коллегия
вошла в состав Верховного
Суда РСФСР.
2.2
Создание единого народного
Народный суд стал рассматривать все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подсудных трибуналам. Трибуналы имели право признать любое из них не имеющим политического значения и передать его на рассмотрение в народный суд. Он действовал в трех различных составах:
1) в составе одного народного судьи
2) в составе народного судьи и двух народных заседателей
3) в составе народного судьи и шести народных заседателей.
При рассмотрении уголовных и гражданских дел народные заседатели во всех стадиях судебного разбирательства пользуются одинаковыми правами с постоянным народным судьей, решая совместно с ним вопросы о факте преступления и применения наказания, присуждения исковых требований или отказе в иске и другие вопросы, возникающие при разборе дел.
Законодатель, передавая ряд дел
о наиболее серьезных
рассмотрение народного суда с участием не двух, а шести народных заседателей, исходя из того, что многочисленный состав заседателей обеспечит более правильное решение по делу.10
Изменения в Положении о едином народном суде были внесены постановлением НКЮ РСФСР от 16 сентября 1920 года. В губернских городах при советах народных судей были учреждены особые сессии народного суда. 21 октября 1920 года было издано новое Положение о народном суде, которое, сохранив все основные принципы Положения о едином народном суде 1918 года, устраняло некоторые его недостатки. Положение о народном суде 1920 года внесло серьезные изменения в организацию предварительного следствия. Вместо существовавших ранее следственных комиссий были созданы:
1) институты
народных следователей при
2) институт
следователей по важнейшим
3) институт
следователей по важнейшим
Положение о едином народном суде вносит дальнейшее изменение в организацию обвинения, защиты, а также представительства сторон в гражданском процессе.
2.3 Система революционных трибуналов
Развития Революционных трибуналов: ноябрь 1917 (тогда был принят Декрет о суде №1, предусматривавший и создание Революционных трибуналов) - июнь 1918 года. В июне 1918 года заканчивается период становления системы Революционных трибуналов, как на местах, так и в центре.11 29 мая 1918 г. издается декрет ВЦИК, а 11 июня 1918 г. ВЦИК принимает декрет об учреждении Кассационного отдела при ВЦИК как кассационной инстанции для приговоров местных Революционных трибуналов.
В
1922 г. происходит судебная реформа, по
которой Революционные
Особняком стоит история Революционных трибуналов печати. Они были созданы специально для борьбы с антисоветской печатью. История их была кратковременной, организация весьма специфична, сфера распространения - ограниченной.
Далее рассматриваются несколько документов, имеющих непосредственное отношение к формированию системы Революционных трибуналов.
Декрет о суде № 1 явился той правовой основой, на которой началось строительство Революционных трибуналов на местах. Декрет о суде № 1 естественно в одной статье не мог решить всех вопросов комплектования и деятельности Революционных трибуналов.12 К тому же на местах иногда создавались свои нормативные акты, относящиеся к процессуальной стороне деятельности трибуналов, к применению мер наказания и т.д. Решались они, естественно, по-разному. Поэтому необходим был правовой акт центрального органа, дополняющий Декрет о суде № 1.
Информация о работе Перестройка судебных органов при переходе Советского государства к НЭПу