Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:28, курсовая работа
Цели данной работы:
– дать характеристику теориям возникновения государства;
– показать разнообразие мнений и теорий по вопросу возникновения государства.
Задачи:
– раскрыть сущность основных теорий возникновения государства;
– выявить достоинства и недостатки данных теорий.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
2.1. Теологическая теория
2.2. Патриархальная теория
2.3. Договорная и естественно-правовая теории
2.4. Теория «инцеста»
2.5. Органическая теория
2.6. Теория насилия
2.7. Психологическая теория
2.8. Ирригационная теория
2.9. Материалистическая теория
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
2.1. Теологическая теория
2.2. Патриархальная теория
2.3. Договорная и естественно-правовая теории
2.4. Теория «инцеста»
2.5. Органическая теория
2.6. Теория насилия
2.7. Психологическая теория
2.8. Ирригационная теория
2.9. Материалистическая теория
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы «Основные теории происхождения государства». Актуальность данной темы состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства. Ещё со времён древнего Рима и до наших дней многими учёными выдвигались разнообразные теории происхождения государства. Идея государства происходит из самой глубины человеческого сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их направить на достижение экономических, политических и социальных целей. Создавая государство, люди вместо подчинения стихийным силам подчиняются верховной власти, которую сами сознательно создали. Таким образом, они выходят их состояния слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают независимость, первое условие действительной свободы. Государство как сознательная сила в конечном итоге возьмет верх над силами внешними, бессознательными. Торжество государственности, поэтому в сознательном человеческом обществе всегда неизбежно. Термин «государство» обычно употребляют в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком смысле – это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.
Цели данной работы:
– дать характеристику теориям возникновения государства;
– показать разнообразие мнений и теорий по вопросу возникновения государства.
Задачи:
– раскрыть сущность основных теорий возникновения государства;
– выявить достоинства и недостатки данных теорий.
В ходе написания данной курсовой работы были использованы работы: Аристотеля, Платона, Дж. Локка, Т. Гоббса, А. Геллера, Л. Гумпловича, А.Н. Радищева, К. Каутского, М.Н. Покровского, И.А. Ильина, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и многих других, однако сначала, на мой взгляд, необходимо разобраться в самом понятии государства, его характерных особенностях и признаках.
Глава 1. Понятие государства,
его характерные особенности
и признаки
Государство – политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.
Основные признаки:
1) территория. Государство представляет
собой единую территориальную организацию
политической власти в масштабе всей страны.
2) население. Данный признак характеризует
принадлежность людей к данному обществу
и государству, состав, гражданство, порядок
его приобретения и утраты и т.д.
3) публичная власть. Государство - особая
организация политической власти, которая
располагает специальным аппаратом (механизмом)
управления обществом для обеспечения
его нормальной жизнедеятельности.
4) суверенитет. Государство представляет
собой суверенную организацию власти.
Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств.
Независимость и верховенство
государственной власти выражаются
в следующем:
а) универсальность - только решения государственной
власти распространяются на все население
и общественные организации данной страны;
б) прерогатива - возможности отмены и признания недействительным
любого незаконного деяния другой общественной
власти:
в) наличие специальных средств воздействия
(принуждения), которыми не располагает
никакая другая общественная организация.
5) издание правовых норм. Государство
организует общественную жизнь на правовых
началах. Правовые нормы обеспечиваются
мерами государственного принуждения
с помощью специальных органов (судов,
администрации и др.);
6) обязательные сборы с граждан - налоги,
подати, займы.
7) государственные символы. Каждое государство
имеет официальное название, гимн, герб,
флаг, памятные даты, государственные
праздники, отличающиеся от таких же атрибутов
других государств, и др.
Глава 2. Основные теории происхождения
государства
2.1. Теологическая теория
Теологическая теория - учение
о боге. Основными представителями
этой теории являются: Фома Аквинский,
Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост-Флорэ.
Это учение является одним из самых древних.
Возникло оно одновременно с первыми государствами
на основе религиозно-мифологических представлений
их божественного происхождения. Особенность
данной теории состоит в том, что ее представители
никогда не ставили перед собой задачу
обосновать процесс происхождения государства,
основную задачу они видели в обосновании
государственной власти. Теологическая
теория обосновывает две основные идеи.
Первая состоит в доказывании божественного
происхождения государственной власти.
Вся власть от бога. Вторая задача заключается
в том, чтобы подчинить светские власти
церкви. Наиболее яркий представитель
этой теории, святой католической церкви
Фома Аквинский утверждал, что "все
христианские короли должны быть подчинены
римскому первосвященнику как самому
господу Иисусу Христу. Папа есть царь
царей, владыка владык, власть которого
не прекратится и не распадется во веки
веков".
В людях изначально заложено стремление
объединиться и жить в государстве, ибо
индивид в одиночку удовлетворить свои
потребности не может. По этой естественной
причине и возникает политическая общность
(государство). Процедура же учреждения
государственности аналогична процессу
сотворения мира богом. При акте творения
сперва появляются вещи как таковые, потом
следует их дифференциация сообразно
функциям, которые они выполняют в границах
внутренне расчлененного миропорядка.
Деятельность монарха схожа с активностью
бога. Прежде чем приступить к руководству
миром бог вносит в него стройность и организованность.
Так и монарх первым делом учреждает и
устраивает государство, а затем начинает
управлять им.
Теологическая теория не раскрывает конкретных
путей, способов реализации этой божественной
воли. В то же время она отстаивает идеи
незыблемости, вечности государства, необходимости
всеобщего подчинения государственной
воле как власти от Бога, но вместе с тем
и зависимости самого государства от божественной
воли, которая проявляется через церковь
и другие религиозные организации.
Теологическую теорию нельзя доказать,
как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос
о ее истинности решается вместе с вопросом
о существовании Бога, т.е. это в конечном
итоге вопрос веры.
2.2. Патриархальная теория
Патриархальная теория рассматривает
возникновение государства
Зачем нужна была эта теория? Затем, чтобы
показать, что власть монарха, какой бы
суровой она ни была, является священной,
так же как власть отца. Отец может наказать
ребенка, побить, но это отец и к нему надо
относиться с сыновьим почтением. Точно
так же следует относиться и к монарху.
Так же, как и теологическая теория, патриархальная
была направлена на обоснование неограниченности
власти царя, монарха, но истоки этой власти
видела уже не столько в ее божественном
происхождении, сколько в тех формах семьи,
где существовали неограниченная власть
главы семьи, патриарха.
Зародилась эта теория в Греции, обоснование
получила первоначально в трудах Аристотеля,
но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении
англичанина Фильмера "Патриарх".
Роберт Фильмер, сторонник неограниченной
королевской власти, опираясь на Библию,
в сочинении "Патриархия, или Естественная
власть короля" доказывал, будто власть
королей ведет свое начало непосредственно
от прародителя рода человеческого - Адама.
Поэтому государство появляется вовсе
не в результате общественного договора,
заключаемого свободными равными людьми,
который ими же при определенных условия
может быть расторгнут. Государь не назначается,
не выбирается и не смещается подданными,
ибо все они - его дети. Происходя (через
Адама) от бога, монархическая власть,
согласно Фильмеру, вообще не подчинена
человеческим законам.
Являясь внешне привлекательной, рассматриваемая
теория вряд ли может быть признана научной.
Не случайно Сидней Локк в произведении
"Два трактата о правлении" (1690 г.),
критикуя теологически-патриархальную
теорию Фильмера, заметил, что, либо монархов
должно быть столько, сколько отцов, либо
в мире должна быть только одна монархия.
Основные положения патриархальной теории
убедительно опровергаются современной
наукой. Нет ни одного исторического свидетельства
подобного способа возникновения государства.
Напротив, установлено, что патриархальная
семья появилась вместе с государством
в процессе разложения первобытно-общинного
строя. К тому же в обществе, в котором
существует такая семья, родственные связи
достаточно быстро разрушаются.
2.3. Договорная
и естественно-правовая теории
Теория договорного происхождения государства
зародилась в глубокой древности. Эпикур
и некоторые другие философы-софисты в
Древней Греции считали, что государство
создается людьми на основе добровольного
соглашения для обеспечения общего блага.
Однако более глубокая и детальная разработка
этой теории относится к ХVII - XVIII вв. Основными
ее представителями являются Т. Гоббс,
Д. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев,
П.И. Пестель.
Данная теория основывается на двух постулатах.
Первый состоит в том, что до возникновения
государства и права люди жили в условиях
так называемого естественного состояния.
Этот факт признается всеми представителями
теории, однако само естественное состояние
трактуется ими по-разному. Гоббс полагал,
что люди находились в состоянии "войны
всех против всех", и для того, чтобы
не истребить друг друга, договорились
и образовали государство. Руссо, напротив,
считал, что до образования государства
люди жили хорошо, но для того, чтобы жить
еще лучше, они договорились и образовали
государство, а часть своих прав передали
монарху.
Второй постулат состоит в том, что государство
возникает в результате заключения общественного
договора. Вместе с тем, представители
рассматриваемой теории не рассматривают
наличие общественного договора как необходимый
для возникновения государства исторический
факт. Последний выступает как логическая
предпосылка, без которой невозможно объяснить
отличие государства от первобытного
общества. Не случайно непосредственных
и достоверных фактов возникновения государства
в результате договора история не предъявляет.
Хотя иногда в качестве примера приводят
норманскую теорию происхождения российского
государства. Так, согласно летописной
легенде, начальник варяжского военного
отряда Рюрик был призван ильменскими
славянами княжить в Новгород. Был устный
договор, и этот момент считается моментом
возникновения государства.
Тем не менее, практически все дореволюционные
и большинство современных теоретиков
договорную теорию происхождения государства
и права не считают научной. Но вместе
с тем необходимо признать и то, что данная
теория имеет немалое теоретическое и
практическое значение применительно
к возможности людей оказывать влияние
на становление государственно-правовых
институтов.
Признание естественных прав человека
и гражданина, народного суверенитета,
постепенное подчинение государственного
устройства человеческим идеалам свидетельствуют
о ее научно-практической ценности.
Отмечая прогрессивность многих положений
теории общественного договора, которая
противостояла феодальному сословному
государству, царящему в этом обществе
произволу, неравенству людей перед законом,
следует указать все же на то, что, кроме
чисто умозрительных построений, нет убедительных
научных данных, подтверждающих реальность
этой теории. Можно ли себе представить
возможность того, чтобы десятки тысяч
людей могли договориться между собой
при наличии острых социальных противоречий
между ними и при отсутствии уже существующих
властных структур? Игнорирует эта теория
и необходимость экономических, материальных
предпосылок для того, чтобы могло возникнуть
государство.
2.4. Теория «инцеста»
Французский этнограф и социолог
Клод Леви-Стросс разработал и обосновал
идею, согласно которой особенности производства
человека (воспроизводство рода), а именно
запрет инцеста (кровосмешения), явились
исходным социальным фактом в выделении
человека из мира природы, структурализации
общества и возникновении государства.
Суть теории состоит в том, что для обеспечения
реализации запрета инцеста необходимо
было применять весьма суровые, жестокие
меры пресечения. Для этого понадобилось
создание внутри родовой общины специальных
органов, которые как посредством насильственного
пресечения кровосмешения внутри рода,
так и путем развития связей с иноплеменниками
в целях взаимообмена женщинами явились
прообразом будущей государственной структуры.
Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность
данной теории, вряд ли оправданно в качестве
первопричины образования государства
рассматривать установление запрета инцеста
и создание внутриродового общества структур,
обеспечивающих его реализацию. Исторически
данный запрет возник задолго до возникновения
первых государств, следовательно, их
появление связано не только с действием
названной причины, но и иных факторов.
2.5. Органическая теория
Органическая теория возникла в XIX
в. в связи с успехами естествознания,
хотя некоторые подобные идеи высказывались
значительно раньше. Так, некоторые
древнегреческие мыслители, в том
числе Платон (IV-III вв. до н. э.) сравнивали
государство с организмом, а законы государства
- с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому,
что многие юристы, социологи стали распространять
биологические закономерности (межвидовая
и внутривидовая борьба, эволюция, естественный
отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями
этой теории были английский социолог
Г. Спенсер, швейцарский юрист - И. Блюнчли,
французский социолог - Вормс и др.
В соответствии с органической теорией
само человечество возникает как результат
эволюции животного мира от низшего к
высшему. Дальнейшее развитие приводит
к объединению людей в процессе естественного
отбора (борьба с соседями) в единый организм
- государство, в котором правительство
выполняет функции мозга, управляет всем
организмом, используя, в частности, право
как передаваемые мозгом импульсы. Низшие
классы реализуют внутренние функции
(обеспечивают его жизнедеятельность),
а господствующие классы - внешние (оборона,
нападение).
Вместе с расширением практики завоеваний
усложняется классовая структура - возникают
различные сословия, выделяется особый
правящий слой и тем самым усложняется
политическая структура. В ходе объединения
усилий во имя военных целей возрастает
роль "принудительной кооперации",
что ведет к утрате индивидуальности у
ее участников (так, в военном типе социальной
организации индивид оказывается собственностью
государства). В это время сохранение общества
становится самой главной целью, тогда
как сохранение каждого члена общества
- целью второстепенной.[15]
Однако русский правовед Е.Н. Трубецкой
отмечал, что животная клеточка, с которой
социологи любят сравнивать человека,
сама по себе не составляет самостоятельного
целого, может быть членом только одного
организма, выполняет одну строго определенную
функцию, тогда как человек может отделиться
от общества (например, посредством эмиграции,
перемены подданства), быть членом нескольких
социальных организмов и выполнять одновременно
или поочередно множество самых разнообразных
функций (например, быть одновременно
профессором и адвокатом, быть сначала
студентом, а затем уже - адвокатом, прокурором,
судьей и т.п.). Биологические законы необходимо
учитывать при изучении общества, государства
и права, но их нельзя абсолютизировать.