Основные теории происхождения государства: характеристика, сравнительно-правовой анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Изучение теорий происхождения государства и права в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Теологическая теория
2.2 Патриархальная теория
2.3 Органическая теория
2.4Психологическая теория
2.5 Ирригационная теория
2.6 Материалистическая (классовая) теория
3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
3.1. Теория насилия
3.2 Теория общественного договора (Договорная теория)
3.2.1 Учения Д. Локка
3.2.2 Учения Ж. Ж. Руссо
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТГП.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

афинская — государство  возникает непосредственно и  преимущественно из

классовых противоречий, формирующихся внутри общества;

римская — родовое  общество постепенно превращается в  замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают и на развалинах возникает государство;

германская — государство  возникает как результат завоевания обширных

территорий, господство над которыми при существующем догосударственном строе не представлялось возможным.

Принципиальными положениями  материалистической теории являются классовая  структура общества и экономическая  обусловленность права. Право рассматривается  как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Отличительные признаки государства:

-организация публичной  власти;

-организация всеобщего  властвования на определенной  территории;

-организация принудительного  насилия;

-организация, существующая  за счет налогов;

-суверенная организация  (внутренний и внешний суверенитеты).

Определения понятий  «государство» и «право»

Государство —  это организация власти, т. е. системы правоотношений между субъектами права на определенной территории.

Государство — это машина подавления одного класса другим. (В. И. Ленин).

Государство — важнейший социально политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.

Право — это правила поведения, издаваемые государством и имеющие общеобязательный, официальный характер.

Право — это возведенная в закон воля господствующего класса. (В. И. Ленин).

Социальное предназначение современного государства.

Его целесообразно определить через следующие, наиболее точно  характеризующие качества:

1. Государство — универсальная  организация;

2. Государство — социальный  арбитр;

3. Государство — легализованное  принуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Как уже было сказано  выше, учеными было сформулировано множество теорий происхождения  государства. Для того, чтобы установить в соответствии с какой из них  происходило становление Киевской Руси необходимо обращаться лишь к самым надежным источникам того времени, а именно к летописям.

Всем нам известно, что история Древнерусского государства начинается с 882 года нашей эры со дня взятия Киева князем Олегом. Из «Повести временных лет» нам доподлинно известно, что Князь Олег, сын Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства. Из «Повести временных лет»: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».».

Таким образом, мы без труда можем выделить теорию, в соответствии с которой образовалась Киевская Русь – это теория насилия.

Но прежде чем останавливаться  на выше указанной теории необходимо сильнее углубиться в историю  и взглянуть на образование Новгородского  княжества. Новгородская земля (а именно такое название носило это княжество) образовалось в 862 году, когда на престол был призван Рюрик. Из «Повести временных лет»: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.».

Тот факт, что новгородский народ пришел к выводу о необходимости  призвания на престол варяга говорит нам об общественном договоре и позволяет выделить еще одну теорию возникновения Новгородского государства (которое путем завоевания новых территорий, а позднее и Киева трансформировалось в Киевскую Русь), а именно теорию общественного договора или же договорную теорию.

Таким образом, нам удалось  вычленить из множества существующих теорий происхождения государства  две основные: теорию насилия и  договорную теорию. Которые необходимо подробно рассмотреть для того, чтобы  остановиться на одной  из них.

 

3.1 Теория общественного договора (Договорная теория)

 

Эта теория объясняет  происхождение государства посредством  заключения общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

Ее отдельные положения  разрабатывались еще в V—IV в. до н. э. софистами в Древней Греции. Согласно этой теории, в процессе развития человечества права одних людей  приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Основой теории общественного  договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека. Сторонники теории естественного права считают возникновение государства как результат принятия юридического акта — общественного договора. Они различают два вида права: естественное — предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения); позитивное — возникает с государством, формулируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.

Основные положения  договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и других. Они сходились во мнении о том, что правовое государство  может возникнуть только посредством  заключения общественного договора. Рассмотрим узловые моменты некоторых ученых, являющихся сторонниками и разработчиками положений этого учения.

Основные положения  учения Д. Локка. В догосударственном  обществе люди могли быть свободны в определении характера своих  действий. Природное равенство он рассматривает не как возможность вседозволенности, а как основание и возможность для мирного существования между собой. Возникающие между ними взаимные права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия. Базовыми естественными правами человека он считал право на жизнь, свободу и собственность. Эти положения он сформулировал следующим образом. Все люди равны и независимы, ни один из них не должен наносить ущерб жизни и здоровью другого, его свободе и собственности. Право на жизнь он считал естественным правом. Человек не может передать другому то, чем он сам не владеет — власть над своей собственной жизнью. Он считал, что источником возникновения права собственности является труд человека. Естественное состояние человека содержит не только положительные, но и отрицательные черты, к которым он относил отсутствие единого закона, регулирующего отношения между людьми; отсутствие специальных людей (судей), основным предназначением деятельности которых было бы справедливое разрешение возникающих споров; ограниченность возможностей отдельных людей, пытающихся в одиночку решать задачи общества.

Для лучшей возможности  защиты своей собственности (жизнь, свобода, имущество) люди посчитали  необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий. Д. Локк характеризует два способа формирования общества — формируемые на мирной и добровольной основе и возникающие в результате силовых действий (захват власти другим политическим обществом в результате военных действий или узурпация власти и установление тирании).

При мирном развитии событий  государство получает право и  власть на действия от имени и в  интересах общества, включая при  необходимости возможность применения к отдельным членам общества мер  принуждения. Д. Локк считал передачу власти первоначальным правом и источником законодательной и исполнительной властей, а также правом самих правительств. Власть созданного политического органа не должна выходить за рамки требований справедливости и общего блага. В интересах общественного согласия при разнообразии мнений и существующих противоречий каждый член общества обязательно должен подчиняться решению (требованию) большинства. В противном случае идеи общественного договора не будут иметь смысла. Вступая в создаваемое ими политическое общество, люди могут договориться о любой форме правления. Изначально власть принадлежала только одному «авторитетному» человеку. Это делалось на основе общего согласия для возможности защиты от угроз, исходящих извне государства. Абсолютную монархию он считал несовместимой с гражданским обществом. Государь, обладая всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной) мог в своих действиях бесконтрольно выходить за рамки общей пользы.

Власть в государстве  должна разделяться на: законодательную — она должна быть «верховной» по отношению к другим, но не обязательно должна действовать на постоянной основе; исполнительную — носит постоянный характер с целью обеспечения непрерывного исполнения законов и наблюдения за характером их исполнения, а также обеспечения вопросов безопасности внутри государства; федеративную — определяет характер внешних сношений от имени государства с учетом внешнеполитических интересов общества.

Основные положения  учения Ж.Ж. Руссо. Они были изложены в его работе «Об общественном договоре, или начала политического права» и «О причинах неравенства». Присущие людям изначально такие качества, как свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Она повлекла за собой возникновение социального неравенства и борьбу между богатыми и бедными. Выход из создавшегося положения должен быть найден с помощью соглашения о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все без исключения.

Однако то, каким способом было это сделано, только усугубило неравенство в обществе. С утратой естественной свободы бедные слои населения не приобрели политического равенства и экономической независимости. Подвергая критике такое направление развития общественных отношений, Руссо предлагает свой проект «исправления» исторической несправедливости в виде заключения справедливого соглашения (договора) между народом и правителями.

Общественное соглашение, по его мнению, должно состоять из двух частей.

В первой части им перечислены  условия объединения людей в один единый народ (суверен). Вторая часть определяет конкретную форму государственного правления. Люди должны создавать такую форму ассоциации, которая при необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации. Человек теряет естественную свободу, но при этом приобретает право собственности и гражданскую свободу, ограничиваемую общей волей граждан. Такое объединение Руссо называет Республикой (это любое государство, управляемое посредством законов), или Политическим организмом. В зависимости от степени проявляемой активности этот организм может быть: государством—когда он пассивен; сувереном — когда он активен; державою — при сопоставлении его с себе подобными. Государство им рассматривается как «условная личность», содержание жизни которой заключается в союзе ее членов. Выдвигая и развивая идею прямого народного правления, Руссо считает, что «только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо».

Интересы суверена не должны входить в противоречие с интересами индивидуумов. Деятельность суверена основывается на делегированной ему от народа власти. Обязательства члена суверена Руссо разделяет на обязательства члена суверена в отношении частных лиц и долг члена государства по отношению к суверену. Общественное соглашение должно устанавливать между гражданами такое равенство, когда все они принимают на себя обязательства на одинаковых условиях.

Одним из обязательных условий  существования политического общества является наличие системы законодательства. Все законы Руссо делил на политические (основные) — регулируют отношения суверена к государству; гражданские — регулируют отношения граждан между собой и с государством; уголовные законы — регулируют отношения между человеком и законом; законы, существующие в природе — нравы, обычаи, общественное мнение.

Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной, иметь передней преимущество, выражающееся в характере имеющихся у них  властных полномочий. Юрисдикция правительства должна носить подзаконный характер. Ее наличие в государстве определяется необходимостью проведения в жизнь решений, принимаемых сувереном. В государстве должен быть постоянно действующий законодательный орган.

Информация о работе Основные теории происхождения государства: характеристика, сравнительно-правовой анализ