Основные этапы развития судебной системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 00:39, реферат

Краткое описание

С древнейших времен суды играли огромную роль в жизни общества и государства. Именно на суде лежит серьезнейшая ответственность в обеспечении восстановления справедливости в обществе и участия в поддержании правопорядка в государстве.
Для осуществления столь важной задачи судам всегда давалось немало полномочий, что позволяет говорить о судебной власти. Сейчас судебная власть признана одной из трех отдельных ветвей власти в большинстве стран мира. Совокупность государственных органов (судов), осуществляющих правосудие является судебной системой.
Судебная система и является объектом исследования в данной работе. Предметом исследования являются основные этапы развития судебной системы в нашей стране с момента появления государственности до настоящего времени.

Оглавление

Введение 3
Судебная система Киевской Руси 3
Судебная система Московского государства 4
Судебная система Российской Империи 7
Советская судебная система 11
Судебная система Российской Федерации 16
Заключение 17
Список использованной литературы: 18

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития судебной системы России (4).docx

— 60.00 Кб (Скачать)

Одновременно  с Положением о прокурорском надзоре  ВЦИК принял Положение об адвокатуре, а также Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях.26

Объединение советских республик в союзное  государство не могло не принести изменений с историю советской  судебной системы. Так, в ноябре 1923 года было создан Верховный суд СССР –  судебный орган первой инстанции, в  обязанности которого входил надзор за соблюдением Конституции СССР и законности в целом. Полномочия Верховного суда СССР постепенно расширялись. В 1926 году он стал кассационной инстанцией по делам, которые рассматривал военный  трибунал, в 1929 – получает право  законодательной инициативы. 27

В целом его можно было бы охарактеризовать как период постепенного отхода от тех демократических веяний, которые дали о себе знать в ходе реформы 1922— 1924 гг. Этому в значительной мере способствовал начавшийся к тому времени процесс образования командно-административной системы, которой требовалось максимально централизовать весь государственный механизм. 
 
Начавшееся было формирование системы независимых судов приостановилось. Оно натолкнулось, с одной стороны, на сопротивление органов юстиции, которые стремились командовать судами не собирались сдавать свои позиции, а с другой — на нежелание верхних эшелонов власти упускать из своих рук нити руководства из Центра. 
 
Шел все нараставший нажим с целью "вмонтирования" судов в структуру исполнительных органов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР "О порядке руководства судебными органами" от 30 октября 1928 г. Председатель Верховного Суда РСФСР был объявлен "заместителем Народного комиссара юстиции. Несколько раньше состоялось решение о включении Верховного Суда РСФСР в состав Наркомюста РСФСР. Хотя эти решения и были вскоре отменены, в них проявились очень рельефно тенденции того времени. 
 
В те годы начался также процесс формирования жестко централизованного аппарата прокуратуры. Прокуратура при Верховном Суде СССР постепенно подчиняла себе республиканские органы прокуратуры, подведомственные тогда местным органам юстиции. В 1928 г. в ведение прокуратуры перешел следственный аппа-рат, который ранее входил в состав судов. В 1933 г. состоялось решение об образовании единой системы прокуратуры на всей территории Союза ССР во главе с Прокуратурой СССР. И эта система со временем начала претендовать на роль учреждения, надзирающего за судами и руководящего ими. 
 
В конце 1933 года было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. С 1936 года все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик.28

В августе 1938 года был принят Закон  «О судоустройстве СССР, союзных и  автономных республик», в котором  закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов стали  входить судья и два народных заседателя.

Судом первой инстанции являлся народный суд.

Судами  второй инстанции являлись краевой, областной, окружной суды и суды автономных областей.

Судами  высшей инстанции являлись Верховные  суды автономных республик, Верховные  суды союзных республик и Верховный  суд СССР.

Наряду  с общими судебными инстанциями  сохранялись специальные суды: военные  трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.29

Для рассматриваемого периода характерной  была тенденция воссоздания чрезвычайных органов репрессии. Еще в марте 1924 г. при ОГПУ было создано Особое совещание, которое уполномочивалось рассматривать дела в отношении лиц, занимавшихся контрреволюционной деятельностью, шпионажем, контрабандой, спекуляцией валютой и золотом. Постановления этого "совещания" должны были выноситься при участии прокуроров, наделенных правом принесения протестов и приостановления этих постановлений. С 1929 г. начали работать "тройки" — внесудебные органы, наделенные полномочием рассматривать так называемые крупные хозяйственные дела и дела политического характера.

В истории советских судов, в том  числе российских, период 30-50 годов ХХ столетия останется как один из самых мрачных. В осуществлении массовых репрессий и беззакония активное участие принимали не только органы НКВД, МГБ, Особое совещание, тройки. К этому были причастны и суды, в первую очередь среднего и высшего звеньев. Их незаконные приговоры по сфальсифицированным делам в отношении мнимых "врагов народа" и иных политических "отщепенцев" выявляются вплоть до настоящего времени. В большинстве своем они выносились именно в те годы.30

С началом Великой Отечественной  войны было установлено, что во всех местностях, находящихся на военном  положении, все дела о преступлениях, угрожающих государственной безопасности, следует передавать на рассмотрение военных трибуналов. Процессы происходили  очень стремительно, в них не принимали  участия заседатели и адвокат. Обжалованию  приговоры трибунала не подлежали  и могли быть отменены или изменены лишь в особых случаях.

Победа  в войне подарила всем надежду  на смягчение существующего режима. В 946-1947 годах состоялись закрытые обсуждения новой Конституции и новой  Программы ВКП(б), на которых некоторые  руководящие работники высказывались  по поводу того, что следует децентрализовать экономику, ликвидировать военные  трибуналы и хоть в какой-то степени  расширять внутреннюю демократию. Между проведением смягчающих реформ и возвратом к жестокому послевоенному курсу государство выбрало второе. Возобновились постоянные репрессии и чистки, для борьбы с «антисоветскими» явлениями были созданы «суды чести». В своих обвинениях государство демонстрировало полное неуважение к своему же закону и, как результат, общество также утратило доверие к правосудию. 31

Однако  изменения в поствоенную судебную систему всё-таки были внесены. Устранены  военные трибуналы (1953 год) и прокуратура  в войсках МВД, не стало и органов  внесудебной репрессии. Рассматривать  дела о государственных преступлениях  по упрощенной схеме теперь было запрещено..

В феврале 1957 года появилось новое  положение о Верховном суде СССР. А ещё раньше (в мае 1956 года), в  рамках общего процесса по децентрализации  управления, было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Сначала руководство  было возложено на министерства юстиций  союзных республик и частично перешло руки Юридической комиссии при Совете Министерств СССР. Но в 1957-1960 годах министерства юстиций  в республиках также были упразднены, их функции стали выполнять Верховные  суды и юридические комиссии при  правительствах союзных республик.

Позже выяснилось, что устранение Министерства юстиции не пошло на пользу судебной системе страны, поэтому в июле 1970 года по постановлению ЦК КПСС и  Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» Министерство юстиции СССР было восстановлено. В задачу министерства входило организационное руководство  судами, систематизация и подготовка предложений по кодификации законодательства. Также оно руководило адвокатурой, нотариатом, органами ЗАГС, подготовкой  кадров судебных, следственных органов  и учреждений юстиции.

Верховный суд по-прежнему оставался высшим судебным органом СССР, на него возлагался надзор за деятельностью всех прочих советских судов. Положение о  Верховном суде СССР от 12 февраля 1957 года значительно сузило полномочия высшего судебного органа. Если раньше Верховный суд СССР мог востребовать из любого суда любое дело, даже если то ещё не рассматривалось, то с принятием  нового положения право окончательных  решений по всем делам принадлежало Верховному суду союзной республики.

30 ноября 1979 года принят новый закон  «О верховном суде СССР», в  котором было установлено, что  Верховный суд СССР выступает  в качестве суда первой инстанции,  рассматривает дела в кассационном  порядке, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам.  Верховный суд избирался на  пять лет Верховным Советом  СССР.

Верховный суд СССР представлял такую структуру: в состав его входили Пленум и  три коллегий: военная, по гражданским  делам и по уголовным . Пленум рассматривал дела по протестам Председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора, материалы обобщения судебной практики и судебной статистики, утверждал  состав судебных коллегий, а также  секретаря Пленума и научно-консультативный  совет, выслушивал отчеты председателей  судебных коллегий, доклады председателей  Верховных судов союзных республик.

Судебные  коллегии состояли из членов Верховного суда СССР и утверждались по решению  Пленума. Они как первая инстанция  рассматривали дела исключительной важности. В порядке надзора рассматривались  протесты и решения Верховных  судов союзных республик. Также  в коллегии были уполномочены решать споры между союзными судами о  том. Где будет рассматриваться  то или иное дело.32

Начало  реформаторской деятельности связано  с выдвижением и утверждением в общественно-политическом сознании в 80-е годы идеи формирования правового государства и гражданского общества. Применительно к судебной сфере это выражалось в требованиях обеспечения самостоятельности судов, независимости судей, внедрения демократических форм судопроизводства, презумпции невиновности, реальной защиты прав и свобод граждан. 
Радикальные изменения, связанные с ролью суда в системе правоохранительных органов, относятся к периоду распада СССР и реформирования российской государственности. Принятая 12 июня 1990г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР провозгласила демократические принципы организации всех ветвей государственной власти, включая и судебную власть. Последовавшая затем ликвидация высших судебных учреждений СССР потребовала внесения изменений в действующее законодательство России и прежде всего в Конституцию (Основной закон) РСФСР. 
В Конституцию РСФСР в 1990-1992 гг. были внесены следующие изменения, связанные с регулированием судебной системы: 
1)об образовании Конституционного Суда РСФСР (ст. 165 -15 декабря 1990 г.) и системы арбитражных судов (ст. 163 - 24 мая 1991 г.); 
2) возможности бессрочного наделения судейскими полномочиями (ст. 164 - 9 декабря 1991 г.); 
3) рассмотрении отдельных категорий дел судьями единолично, а также с участием присяжных заседателей (ст. 165 - 1 ноября 1991 г.); 
4) расширении права суда по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти (ст. 39 - 41 9 декабря 1992 г.). 33

Судебная  система Российской Федерации

 

Изменения и дополнения действующей Конституции  РФ, принятой в 1993 году, стимулировали законодательную активность в судебной сфере. Ставилась цель утвердить судебную власть как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти; закрепить демократические принципы деятельности судов и других правоохранительных органов, обеспечить соблюдение прав и свобод граждан. Особо подчёркивалась необходимость организации судопроизводства на началах состязательности, исключения всех остаточных проявлений обвинительной роли суда; совершенствования гарантий независимости судей. 
Конституция РФ 1993 г. на высшем законодательном уровне закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти, как самостоятельной и независимой ее ветви (ст. 10). Развивая и уточняя упомянутые ранее новеллы Основного закона 1978 г., Конституция РФ исчерпывающе определила принципы организации и деятельности суда.34

Согласно  Конституции в нашей судебной системе выделяются Конституционные  и уставные Суды РФ и субъектов  РФ, система судов общей юрисдикции и система арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ проверяет на соответствие Конституции РФ нормативно-правовых актов и международных договоров  РФ.

Конституционные и Уставные Суды субъектов РФ проверяют  на соответствии Конституциям и Уставам  субъектов РФ нормативно-правовых актов  субъектов РФ.

Арбитражные суды занимаются разрешением экономических  споров.

Инстанции арбитражных судов:

    1. Арбитражные суды субъектов РФ
    2. Апелляционные арбитражные суды.
    3. Арбитражные суды федеральных округов.
    4. Высший арбитражный Суд

Суды  общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными и административными  делами.

Инстанции судов общей юрисдикции:

    1. Мировые суды (являются судами субъектов РФ в отличие от остальных судов общей юрисдикции, являющихся федеральными, могут решать незначительные дела желанию сторон, решения обжалуются в районных судах).
    2. Районные суды (суды первой инстанции), гарнизонные военные суды.
    3. Городские суды.
    4. Верховные суды республик, суды областей, краев, автономных областей, автономных округов, городские суды городов федерального значения, военные и флотские окружные суды
    5. Верховный Суд РФ.353637

Заключение

 

Судебная  власть играет большую роль в жизни  страны, эффективность правосудия имеет  огромное значение для успешного  развития общества и государства.

У нашей страны богатая история, в  т.ч. и история судов. В своей  работе я постарался рассмотреть  судебную власть в России в каждую из ее эпох, начиная с Киевской Руси и кончая Российской Федерацией. В каждый период истории нашей страны у нас существовала своя особая судебная система, которая по замыслу государственных людей тех эпох должна была лучше всего отвечать нуждам того времени…

 

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  2. Великие реформы в России. 1856 – 1874: Сборник/Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. – 336 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 1 От древних славян до Петра Великого. - 2-е изд., испр. и доп./ Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2002. – 688 с.
  4. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2 От дворцовых переворотов до Великих реформ/ Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001. – 704 с.
  5. Исаев И.А. История государства и права России: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 800 с.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Судебная_система_России
  7. http://www.arbitr.ru/as/assys/struct
  8. http://all-books.biz/konstitutsionnoe-uchebnik/osnovnyie-etapyi-razvitiya-rossiyskoy-sudebnoy.html
  9. http://www.zasudili.ru/interesting.php?ELEMENT_ID=939
  10. http://rudocs.exdat.com/docs/index-355651.html?page=11
  11. http://www.stolypin.ru/enciklopediya/voenno-polevye-sudy
  12. http://allstatepravo.ru/mpiogp/statiy-iogp/1098-ugolovnoe-pravo-po-svodu-zakonov-ross-imperii.html
  13. http://wordweb.ru/2008/01/06/petr-i-gosudarstvennye-reformy.html
  14. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/35179/ТАРХАННЫЕ

Информация о работе Основные этапы развития судебной системы в России