Основные этапы развития судебной системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 00:39, реферат

Краткое описание

С древнейших времен суды играли огромную роль в жизни общества и государства. Именно на суде лежит серьезнейшая ответственность в обеспечении восстановления справедливости в обществе и участия в поддержании правопорядка в государстве.
Для осуществления столь важной задачи судам всегда давалось немало полномочий, что позволяет говорить о судебной власти. Сейчас судебная власть признана одной из трех отдельных ветвей власти в большинстве стран мира. Совокупность государственных органов (судов), осуществляющих правосудие является судебной системой.
Судебная система и является объектом исследования в данной работе. Предметом исследования являются основные этапы развития судебной системы в нашей стране с момента появления государственности до настоящего времени.

Оглавление

Введение 3
Судебная система Киевской Руси 3
Судебная система Московского государства 4
Судебная система Российской Империи 7
Советская судебная система 11
Судебная система Российской Федерации 16
Заключение 17
Список использованной литературы: 18

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития судебной системы России (4).docx

— 60.00 Кб (Скачать)

На практике подданные видели власть в лице губернаторов и иных администраторов, им и обжаловали решения надворных  судов. Губернаторы вмешивались  в судебные дела. Хаос во взаимоотношениях судов и местных властей привел к тому, что в 1722 г. вместо нижних судов были созданы провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей), а в 1727 г. упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам, то есть суд и администрация  вновь слились в один орган.14

В 1720 году учреждались прокуроры, следившие  за правильностью судопроизводства.

В 1775 году Екатерина IIпровела судебную реформу. В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

Высшими судебными инстанциями  в губерниях стали Палаты по уголовным  и гражданским делам – всесословные судебные учреждения. Далее шла сложная  система сословных судов:

    1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого избирались дворянством сроком на 3 года и Нижний земский суд, осуществлявший полицейские функции, председатель которого также избирался только дворянами. Апелляционной инстанцией для уездных  судов и нижних земских судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, - по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд состоял из назначаемых императором председателя и вице-председателя, а также из 10 заседателей, избранных на 3 года дворянством.
    2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из 2 председателей и заседателей, избираемых из числа горожан.
    3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.
    4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей: дворян – по дворянским делам, горожан – по делам горожан, крестьян – по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного – рассматривал гражданские иски, а также специального суда – по дела о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные Палаты по гражданским и уголовным делам. В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

Сенат являлся высшим судебным органом  для судов всей системы.

При судах состояли прокуроры и стряпчие, назначаемые Сенатом Контроль за судами осуществлял генерал-прокурор.

Верхний надворный суд был местным  апелляционным судом для рассмотрения уголовных и гражданских дел  лиц, находившихся на государственной  службе. Суды этого уровня были оборудованы в Санкт-Петербурге и Москве, их задача заключалась в выделении высших чиновников из подсудности общим судам.

Верхние надворные суды рассматривали в  качестве судов второй инстанции  дела, прошедшие через нижние надворные  суды. Решения Верхних надворных  судов подлежали утверждению  палатой уголовного суда.15

Стоит упомянуть о значительном смягчении  наказаний в первой половине XIX века, которые могли быть вынесены судом, что в значительной степени приблизило систему наказаний к современной. Наказания делились на:

  1. Уголовные: лишение правосостояния, смертная казнь (повешение или расстрел), ссылка на каторжные работы, поселение в Сибирь или Закавказье)
  2. Исправительные: ссылка в Сибирь, лишение всех или некоторых особых прав и привилегий, лишение почетных титулов, наград, званий, запрет поступать на государственную или общественную службу, временное заключение в крепости.
  3. Телесные наказания: розги, клеймение.16

Ко  второй половине XIX века стало очевидно, что российские судебные органы уже несостоятельны и в организационном, и в процессуальном, и в профессиональном отношении. Сложная система с особыми судами для различных социальных групп включала огромное количество инстанций, которые могли вести судебное разбирательство десятилетиями. Четкого разделения между судебной и административной властью не было: многие судьи являлись государственными служащими, на них могло быть оказано давление, либо они просто вынуждены были подчиняться вышестоящим чиновникам.17

Большинство судебных чиновников не имело специальной  юридической подготовки. Показания  свидетелей оценивались в зависимости  от их пола, социального и образовательного статуса. Все судебные служащие действовали в рамках архаичной и нерациональной судебной процедуры, которая с одной стороны, обеспечивала им возможность всяких злоупотреблений, а с другой – связывала их по рукам и ногам. Все это приводило к тому, что в судах зачастую принимались вопиюще несправедливые решения и делало необходимым проведение судебной реформы.

Судебная  реформа 1864 года стала наиболее радикальной, новаторской и технически успешной из всех Великих реформ. Ее результатом стало создание новой системы судов и законодательства, ни в чем не уступающей соответствующим системам западноевропейских стран того времени. Провозглашалась презумпция невиновности. В основу судопроизводства был положен принцип независимости судей от администрации. За царем сохранялось лишь право на помилование. Судьи назначались царем или Сенатом пожизненно. Смещение судей допускалось только по их собственному желанию или по решению суда. Судебные процессы становились гласными, публичными и состязательными – залы судебных заседаний открывались для всех желающих. Вводился институт адвокатуры. Учреждался суд присяжных заседателей – пользующихся авторитетом представителей гражданского населения. Присяжные заседатели участвовали в судебных слушаниях и в вынесении приговора судьей. 1819

Структура российского суда сильно упрощалась. Вводились два вида суда: мировой  и общий. Мировые судьи утверждались в должности Сенатом. Мировой  суд был единоличным, присяжные  в нем не участвовали, т.к. суд  стремился к примирению сторон и  разбирал малозначительные уголовные  и гражданские дела, в которых ущерб пострадавшей стороны не превышал 500 рублей. Мировой суд, однако, обладал и правом выносить приговор. Приговор мог обжаловаться на съезде мировых судей округа. Мировые судьи избирались по 108 специально созданным для этого округам уездными земскими собраниями кандидатов, проходивших по возрастному, имущественному и образовательному цензам.

Общий суд состоял из окружных судов (как  правило по 1 на губернию) и судебных палат (одна на несколько судебных округов). Все уголовные дела рассматривались  с участием присяжных заседателей. Дела о государственных преступлениях  входили в компетенцию не окружных судов, а судебных палат. (Закон 1871 года передавал производство дознания по политическим делам жандармерии, а  с 1878 года большинство политических дел передавалось военным судам.)

В судебных палатах обжаловались и  решения окружных судов. Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он выступал как  орган надзора за соблюдением  судебных уставов и процедуры  судопроизводства. В случае их нарушения  Сенат мог вернуть дело в судт для повторного разбирательства.

Новая судебно-прававая система не распространялась на крестьян. Хотя они и освобождались  от вотчинного суда помещика и пользовались почти равными правами с представителями  других сословий, на крестьян смотрели как на группу населения, обладающую отличным от других правовым статусом. Все спорные имущественные вопросы  между крестьянами и дела о  преступлениях решались не в общем  суде, а в особых крестьянских судах, члены которых выбирались из крестьян.

Военные суды были обособлены от гражданских судов (общих и местных). Их система строилась в соответствии с предписаниями Военно-судебного устава 1867 г. (со многими последующими изменениями и дополнениями).20

После проведения судебной реформы быстро увеличилось число юристов, обслуживающих  все возраставшие правовые потребности  общества. Статус юриста повысился, адвокатские и нотариальные конторы постепенно сделались неотъемлимой частью российского городского пейзажа.21

В дополнение к истории судебной системы  Империи нельзя не упомянуть о  столыпинских чрезвычайных  военно-судебных органах, учрежденных Столыпином по "Положению Совета министров от 19.8.1906 о военно-полевых судах" для ускорения судопроизводства по делам о военных и гражданских  лицах, обвиняемых в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских  и должностных лиц и в других тяжких преступлениях, в тех случаях, когда за очевидностью преступления нет необходимости в дополнительном расследовании. Военно-полевые суды вводились как чрезвычайная мера в борьбе с революционными выступлениями  и террористическими актами в  целях внутренней политической стабилизации в стране.22

.

Советская судебная система

 

С приходом Октябрьской революции  были разрушены все старые институты  государственной власти. Не стала  исключением и судебная система, однако тенденции к её изменению  наметились ещё в царской России. Практически все знаменитые юристы того времени отмечают, что общество стало отрицательно воспринимать саму идею права и правосудия. «Прежняя вера во всемогущую силу правовых начал, в их способность утвердить на земле светлое царство разума, отжила своё время» – так 1906 году охарактеризовал отношение народа к праву известный философ и правовед Павел Новгородцев. В общем, идея о том, что любые конфликты проще разрешить при помощи насилия, а не права оказалась доминирующей в российском обществе с конца XIX века.

Сразу после октябрьских событий были заложены первоосновы для новой  судебно-правовой системы. В соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов, создаётся новый центральный  орган судебного управления –  Наркомат юстиции РСФСР. В задачу Наркомата юстиции входил надзор за исполнением законов. Он привлекал  к уголовной ответственности  нарушителей закона, лично руководил  расследованием дел. Ещё одна обязанность  наркомата – следить, насколько  правильно и законно содержатся заключенные под стражей и  управлять местами заключения через  тюремно-карательный отдел. На местах наркомат представляли комиссары юстиции, которых избирали местные советы.

22 ноября 1917 года Ленин подписал  Декрет «О суде» № 1. Первый  проект этого декрета разрабатывал  Народный комиссариат юстиции  РСФСР, опубликовали его в «Материалах  Народного комиссариата юстиции».

На  последнем этапе работы над декретом «О суде» №1 появилась идея о создании так называемых революционных трибуналов, призванных бороться с контрреволюционными  силами и ограждать от них завоевания революции. Ленин считал трибуналы  истинными пролетарскими судами, а вот большинство юристов  видели в них не органы правосудия, а органы политической расправы, для  которых польза в делах революции  была более веским аргументом, чем  закон. Постепенно действия революционных  трибуналов стали более тщательно  регламентироваться законом, и к  гонцу Гражданской войны границы  между судом и трибуналом практически  стёрлись.

Меньше, чем через год, (в марте и  в июле 1918 года) были изданы декрет «О суде» № 2 и декрет «О суде» № 3. Декретом №2 учреждались окружные народные суды, в которых рассматривались  дела, превышающие подсудность местного суда. Окружные суды создавались лишь на время и должны были существовать до тех пор, пока не закончатся дела, находящиеся в производстве старых судов.

В декрете №3 была разграничена подсудность  дел между местными и окружными  судами. В местных судах должны были рассматриваться мелкие гражданские  и уголовные дела. А вот посягательства на человеческую жизнь, разбойные нападения, фальшивомонетничество и т.д. ложились на плечи окружных народных судов.23

30 ноября 1918 года был создан Единый  народный суд. Положение о Едином  народном суде полностью упраздняло  окружные суды, а в качестве  судебных звеньев остались народные  суды.

После окончания Гражданской войны  и перехода к НЭПу первым делом была ликвидирована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) и образовано Государственное политическое управление, которое расследовало и пресекало контрреволюционные и особо тяжкие преступления, а затем непременно передавало дело в суд.

3 ноября 1922 года принято положение о  судоустройстве РСФСР, согласно  которому в единую систему  судебных органов РСФСР входят: 1) народный суд в составе постоянного  народного судьи; 2) народный суд  в составе постоянного народного  судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд  РСФСР.

Наряду  с единой системой народных судов  РСФСР создавались специальные  суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии.2425

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и  военнослужащих. Кандидаты в судьи  должны были обладать стажем ответственной  работы. Верховный суд РСФСР избирался  ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: уголовной, гражданской, двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной. Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов – кассационной, по делам об особо опасных преступлениях – первой инстанцией.

Для осуществления предварительного следствия  при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры  Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением  прокуроров и губернских судов.

В мае 1922 года ВЦИК утвердил Положение  о прокурорском надзоре. ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Губернские прокуроры назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики.

На  прокуратуру возлагалось: осуществление  надзора от имени государства  за законностью действий всех органов  власти, хозяйственных, общественных и  частных организаций и частных  лиц (общий надзор), наблюдение за деятельностью  следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ, поддержание  обвинения в суде, наблюдение за правильностью содержания заключенных  под стражей.

Информация о работе Основные этапы развития судебной системы в России