Основные характеристики правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.

Оглавление

Стр.
Введение
Глава I Основные характеристики правового государства
3
1.1 Становление и развитие идеи правового государства

1.2 Понятия и основы правового государства

Глава II Признаки правового государства

2.1 Общая характеристика признаков правового государства

2.2 Практика становления правового государства в России.

Заключение
35
Список литературы
36

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Ценность гегелевских воззрений  на  государство  состоит  в  том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь  важную роль. В целом вся гегелевская  концепция правового государства  прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

Маркс и  Энгельс поддержали и  на материалистической основе развили  дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства (у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития,  а  жизнедеятельность гражданского общества  есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена  всей  истории".

Маркс рассматривал  государство  и право исходя из открытой или  классовой теории общественного  развития. Согласно данной теории государство и  право  исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов.  Примечательным является утверждение Маркса,  в котором он выразил  идею  правового  государства: "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный".

Прогрессивная политико-правовая  мысль  Западной  Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового  государства  с  позиции  своего  времени и опыта прошлого. Большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать  лишь такое государство,  где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.  В концепции Еллинека  государство определяется как  представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным  и  общечеловеческим  солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.

Идеи правового государства  были отражены и в трудах русских  мыслителей,  таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма.  Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях  теоретически  завершили русскую концепцию правового государства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового  государства с точки зрения Г.Ф.  Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

     1) Для   устранения  произвола необходимо  установление норм объективного  права,  которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие,  в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении.

     2) Если личная  инициатива требует простора, то  государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

     3) Чтобы   новый порядок не нарушался  самими органами власти, необходимо  строго определить полномочия  последних,  отделив от исполнительной  власти законодательную,  утвердить  самостоятельность судебной власти,  и допустив к соучастию в  законодательстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич  видит  в том, что в различное время  выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое  ограничение власти;  б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти;  г) подчиненность государства стоящему  над ним праву.  В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения".

В послеоктябрьский  период  в  России идеи правового государства были налажены требованиями  революционного  правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма  не  воспринимала  идею  правового  государства,  считая её буржуазной, диаметрально  противоположной  классовой  концепции государства.

В последние годы в  русле реформаторских процессов  произошли серьезные изменения  в научных взглядах на государство  и право.

Концептуальные положения  и пути формирования правового государства излагаются  в трудах сегодняшних исследователей права и государства:  С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и основы правового государства

 

Определений правового  государства на сегодняшний день существует огромное количество. Но суть их сводится к следующему:

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Рассмотрим основы правового  государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Переход от тоталитарных методов к правовой государственности  связан с резкой переориентацией  социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Признаки правового государства

2.1 Общая характеристика  признаков правового государства

 

Признаками правового  государства являются:

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Законы должны приниматься исключительно демократическим путем.
  2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
  3. Связанность с законом самого государства и его органов.
  4. Эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности.
  5. Взаимная ответственность личности и государства. Равенство сторон перед законом.
  6. Гарантированность законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
  7. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления  правового государства, видимо, можно  отнести следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой  политико-правовой грамотности;

- появление действенной  способности противостоять произволу;

- разграничение партийных  и государственных функций;

- установление парламентской  системы управления государством;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового  правового мышления и правовых  традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических  норм;

г) выход юридической  науки из самоизоляции и использование  общечеловеческого опыта.

 

2.2 Практика становления правового государства в России.

 

"Сейчас завершается  важный  этап  преобразования России в  демократическое государство.  На основе Конституции формируется демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические преобразования в праве  начались  со  второй  половины 80-х годов в годы перестройки,  особенно после поражения августовского (1991г.) путча.  Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения,  стали  развиваться демократическое законодательство,  система  правосудия (созданы Конституционны суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,  независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека  -  главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового  государства  предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной из важнейших  задач,  связанной с формированием  правового государства,  следует рассматривать развитие и совершенствование  законодательства,  формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического,  правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,  закон о гражданстве,  закон о собственности,  Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

В течении долгих десятилетий  в  нашей  стране  действовала  однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий.  Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором,  определяющим во многом успех многих преобразований  в  государственной  и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан,  но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции,  закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства. Также важным вопросом является повышение авторитета Конституции, как основного закона, принятого народом.

  Сейчас на  территории  распавшегося  СССР происходят  сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых  государствах"  государственных  и  правовых систем,  соответствующих  требованиям современного гражданского общества.  Это развитие все более осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис,  существенно отразившийся на уровне жизни  людей  и  резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства. Одним из важнейших вопросов в связи с этим является построение единого правового пространства, верховенство закона на всех уровнях и во всех субъектах власти.

Перечисляя проблемы, имеющиеся на пути построения правового  государства в России, нельзя не отметить проблему зачастую неэффективности  форм надзора и контроля за соблюдение законности властными структурами. Например, в России сейчас абсолютно не контролируется народом судебная власть.

Большой проблемой обернулось для неподготовленного гражданского общества появление многообразия форм собственности предприятий, учреждений, организаций. Работники зачастую оказываются совершенно бесправными. Действует принцип – «если вам что-то не нравится, то вы здесь больше не работаете». В связи с этим важной задачей является построение демократии в трудовом коллективе.

Информация о работе Основные характеристики правового государства