Основные формы возникновения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является изучения причин появления и форм государства.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи
- рассмотреть основные причины возникновения и развития государства;
- изучить основные формы развития государства у различных народов мира;
- рассмотреть основные особенности возникновения и развития государства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА, КАК ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРИЧИН 6
1.1. Основная характеристика теорий о происхождении и развитии сущности государства 6
1.2. Основные условия и причины возникновения государства 12
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 21
2.1. Понятие форм государства 21
2.2. Основные формы возникновения государства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

С процессом усложнения общественного производства и воспроизводства самого человека произошла потребность по-другому организовать общество и провести управление социальными процессами. Это все способствовало и достижению максимального уровня для благосостояния общества, которое дало возможность содержать и поддерживать специализированный  профессиональный аппарат управления. Возникновению государства так же во многом поспособствовал переходный период военной демократии, который сопровождался постоянными войнами, и приводил к тому, что властные верхушки легитимно и быстро обогатились за счет разграбления других племен и укрепили свои позиции на определенной территории. Во многом этому процессу способствовало возвышению вождя и всего ближайшего его окружения. Вождь как правитель обладал и наделялся сверхъестественными качествами и получил право исполнять жреческие функции. Власть вождя постепенно стала передаваться по наследству, а подати на содержание ближайших помощников и дружины превращались в налоги.

Все перечисленные данные обстоятельства в основном послужили основой для формирования государственной власти и государства в целом, основной задачей которой стало поддержание устойчивости человеческого общества и единства.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

2.1. Понятие форм государства

 

Особенности каждого конкретного государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, так же самих методов осуществления государственной власти, поэтому в теоретическом понятии государства особый статус занимает форма государства, поскольку именно она определяет, кто и как, а так же каким - образом осуществляется государственная власть в государственно - организованном обществе.

Понятие «форма государства» имеет давнюю историю исследования. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются10.

Форма государства - это сложное общественное явление, которое развивается и изменяется под влиянием множества экономических, идеологических, социально - политических, и иных факторов, что предполагает наличие большого количества представлений о данном понятии в истории теории государства и права. В связи с этим как в отечественной, так и в зарубежной литературе не складывается единого мнения о понятии и об основных видах форм государства. Ученые высказывают самые различные точки зрения.

Еще в древности подвергались изучению формы государства. По мнению многих философов стран Востока, Рима, Греции вопрос о классификации форм государства становился  одним из самых важнейших в науке. Одной из отличительной особенности этого периода учений о формах государства являлось то, что многие философы, как правило, не предполагали, что существуют различия между формой и сущностью государства, к форме приводили природу государственной власти.

В период учения о формах государства в период средневековия, во многом, обосновывался божественный источник власти политической. Мыслители Ж.-Ж. Руссо и Ш. Монтескье в своих учениях стремились рассматривать формы государства, исходя из деятельности человеческого разума, а не из воли бога. Во многих теориях рассматривалась несправедливость власти тиранов, происходила основная разработка форм государства, которые во многом соответствовали принципам естественного права11.

Ш. Монтескье, делил формы  государства на республику, монархию, аристократию. В республики предполагалось равенство, а основой власти являлся  добродетель. В монархии в основе лежала честь. А в аристократии умеренность считалась принципом власти. Он думал, что формы государства зависят во многом от размеров территории, так же от климата страны и многих других свойств географической среды. Самой идеальной формой Ш. Монтескье считал английского образца конституционную монархию.

Высшая суверенная власть считал Ж.-Ж. Руссо в государстве  принадлежит народу, который во многом может передать исполнение данной власти различным органам и лицам.  Ж.-Ж. Руссо различал следующие политические формы в зависимости во многом от кого и кому народ передавал исполнительную ветвь власти: монархия, то считается одному лицу, а если небольшому кругу лиц - то считается аристократия,  - демократия - если все лица осуществляют власть.  Ж.-Ж. Руссо считал монархию, аристократию и демократию идеальными и простыми формами, т.е. которые существуют как исключение. На самом деле, В действительности происходит смешение указанных принципов правления. В XIX века теории форм государства исходили из того, что основополагающим критерием при рассмотрении понятия «форма государства» является и являлось правовое положение высших органов государственной власти12.

Так, Г.Ф. Шершеневич, как  русский юрист предполагал, что  форма государства это и есть во многом вопрос о том, «кто на самом деле является органом власти, или, по другому, какие лица, и чья воля может подчинить себе волю всех лиц, существующих на данной территории». Н.М. Коркунов так же понимал природу форм государства. Он считал: «Все государства по форме устройства могут быть подразделены, как это происходило издавна, на монархию и республику, а их различие не в юридическом положении, а в числе лиц правящих».

В конце XIX - начала XX века многие юристы выдвигали понятие  основных форм государственного устройства, где предполагали организацию его территории строение государства, а также и связь между входящими в состав определенного государства административными, территориальными, национальными и  многими другими единицами. Во многом с данным понятием были выделены следующие формы: формы государственных соединений и формы правления. Оба из этих понятий употреблялись и рассматривались как тождественные форме государства, хотя во многом предпочтение отдавалось форме правления. В 40-50 годы XX века происходил рост интереса к важным проблемам формы государства. Ниже приведены следующие в этот период предложения.

М.А. Архаров в 1949 г. писал и понимал: «Под формой государства в собственном смысле слова рассматривается форма правления. В широком же смысле она включает в себя и форму государственного устройства. Под ней мы рассматриваем способ взаимоотношений между центральными и местными органами власти, а также между частями государства».

2.2. Основные формы возникновения государства

 

Существуют следующие  формы и типы возникновения государства. Их деление считается общепринятым на следующие формы или типы:

1) афинская - форма, классический путь который был свойственен возникновению государства. Эта форма сформировалась в следующих исторических реформах:

а) Первая реформа Тезея, она предполагает разделение населения на классы по формам трудовой деятельности, т.е. демиургов - лиц, занимавшихся одним из видов ремесла, геоморов - занимавшихся земледелием, а также эвпатридов благородных лиц.

б) Вторая реформа Солона, ее основное направление разделение по имущественному признаку общества на четыре основных класса: управленческие должности   имеют право занимать первые три класса в государственном аппарате. Граждане из первого класса назначались на ответственные должности, а четвертому классу дано было право голосовать  и выступать на народном собрании;

в) Третья реформа Клисфена, в ее основе лежит принцип не в  разделении населения, а деление  территории самого государства на 100 общин - «демы» или округов, все они  были построены на принципе самоуправления и возглавлялись демархом  или старейшиной13;

Одним из первых шагов  к государственности стали реформы  Тезея в Афинах. Произошли глобальные перемены было создано центральное  управление в Афинах, то есть большое  количество дел, до того находилось в самостоятельном ведении племен, была передана и объявлена в ведение общего совета пребывавшего в Афинах. Благодаря этим нововведению афиняне прошли в своем развитии дальше, чем коренные народы Америки:  произошло объединение в единый народ простого союза племен живущих по соседству.

С этими преобразованиями возникло общее народное афинское право, которое возвышается над обычаями отдельных родов и племен; афинский гражданин, получил новую степень  правовой защиты и на той территории, где он был иноплеменником определенные права. Второе нововведение Тезея заключалось в делении всего народа, независимо от фратрии или племени, рода, на три определенных класса: земледельцев, эвпатридов, или благородных, геоморов, демиургов, или ремесленников, и в получении исключительного права на замещение определенных должностей. Данное, деление всего народа не дало ни каких результатов лишь только как замещения должностей благородными, больше оно не давало и не устанавливало правовых различий между определенными классами.

Отсюда можно сделать  определенный вывод - первая попытка  возникновения государства состояла путем деления членов каждого  рода на непривилегированных привилегированных  и разделения последних, то есть в разрыве в родовых связей, а также в делению по соответственному роду их занятий  на два класса, что противопоставляло их, один другому.

Были учреждены навкрарии, это маленькие территориальные  округа, по двенадцати в каждом племени; каждая навкрария должна была вооружить, поставить и снабдить экипажем одно определенное военное судно, и еще выставляла еще двух всадников. Созданное учреждение во многом подрывало родовое устройство двояким образом: во-первых, оно стремилось к созданию публичной власти, которая уже не совпадала с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно впервые привело к разделению народа для общественных целей, по проживанию на одной определенной территории, а не по родственным группам14.

Солон стал следующим  известным реформатором. Он разделял граждан на четыре основных класса (зевгиты,пентакосиомедимны, феты, всадники) по его доходности и размерам землевладения; 500, 300 и 150 медимнов зерна  или 1 медимн = приблизительно 41 литру были очень маленькими размерами дохода для самых первых трех классов; те люди которые имели маленькие доходы или не имевшие во владении  земельной собственности совсем, автоматически попадали в четвертый класс. Замещать могли должности  лишь представители высших трех классов, а   представителям первого класса - должности самые высокие; четвертый класс получил лишь право голосовать и выступать в народном собрании. В общем деление на четыре основных класса во многом послужило основой для создания новой современной организации войска. Автоматически первые два класса попадали в  кавалерию, а третий класс должен был служить основой в качестве  пехоты тяжеловооруженной, а четвертый - в качестве легкой, не претендующих на защитные доспехи во флоте или пихоте, и при всем этом  получал, с большой вероятностью , за свою службу определенную плату.

Таким образом, здесь в организации управления появляется совершенно новый элемент - это частная собственность. Обязанности и права граждан государства стали появляться и устанавливаться соответственно соразмерно величине их земельной доли собственности, и в той же степени стали приобретать влияние имущественные классы, это послужило во многом началом вытеснения старых кровнородственных объединений; это послужило новым поражением родового строя. Был принят новый курс при Солоне, которому еще долгое время придерживалось Афинское государство, был взят путь на укрепление государственности.15.

Принципиально новым  деление стало введенное Клисфеном. До Клисфена классовая природа общества подразумивала деление граждан  на различные сословия, то в настоящее  время делили не их, саму территорию на которой проживали те самые граждане. Это послужило разделением Аттики на демов или сто самоуправляющихся общино - кругов. Проживающие в каждом деме граждане или демоты имели право избирать своего старейшину или демарха, а так же казначея, и тридцать судей, в подсудность которых входили мелкие тяжбы. Получали демы еще собственный храм и бога покровителя или героя, для которых они сами выбирали священнослужителей. Собранию демотов принадлежала высшая власть в деме. Первоначальным этапом всех этих реформ послужило афинское государство, управление которым было отдано советом, в составе из пятисот избранных представителей десяти племен, народным собранием в самой последней инстанции, афинский гражданин куда имел определенный доступ и где мог пользовался правом голоса; архонты и многие другие лица занимающие должности со всем этим получили право контролировать различные отрасли управления и судебные дела. Со все этим, афиняне создали и учреждение полиции, а также настоящую жандармерию из конных и пеших лучников, то есть это привело к существованию правоохранительных органов.

В афинской форме появления  государства, можно сделать следующий  вывод: что процесс возникновение  государства у афинян во многом является в высшей степени примером образования  государства вообще, потому что оно, происходит в чистом виде, без всякого какого - либо насильственного вмешательства16.

2) римская - форма появления  государства, когда процесс формирования  государства у римского народа  во многом было ускорено борьбой  происходящей между бесправными пришлыми людьми (плебеями) и коренной римской аристократией (патрициями).

Древнеримская форма  характеризовало возникновение  государства как ожесточением борьбы сословий между плебеями и патрициями. Патриции - составляли население коренное Древнего Рима, считались членами родовой римской общины и собственно римским народом. Тем самым они сообща владели землей, собирались по куриям для решения особо важных вопросов в деятельности своей общины. Плебеями - считалось население, появившиеся из других латинских общин покоренных жителей, а также во многом из чужестранцев. Считалось, что они не могли участвовать в куриатных собраниях, т.к. состояли вне родовой организации римской общины патрициев, и таким образом небыли представлены в Сенате, т.е. у них не было доступа к общинной земле. В происходившейся борьбе плебеи стремились вырывать у патрициев одну уступку за другой. Во многом результаты побед привели к тому, что  общественная организация Рима стала обладать высокой значительной демократичностью. Это привело к тому, что утвердился принцип равноправия всех свободных граждан, согласно которому всякий гражданин был одновременно и мог стать войном и земледельцем, укрепилось значительно социально - политическое значение сельской общины, при котором она всегда оставалась собственником общинной земли.

Информация о работе Основные формы возникновения государства