Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теории происхождения государства и права, их характерных особенностей не исчерпано и не завершено. Так как процесс исчезновения одних государств и появление других продолжается и в наши дни.
В курсовой работе будут рассмотрены основные теории государства и права, наиболее весомо имеющие место в науке в целом. Что бы дать общую характеристику теории происхождения государства и права, необходимо затронуть довольно много аспектов, рассматривающихся современной юридической наукой.

Оглавление

Введение ……………………….………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические предпосылки происхождения государства и права ………………5
Глава 2 Общая характеристика теории происхождения государства и права…………….15
§1. Теологическая теория………………………………………………………………15
§2. Патриархальная теория…………………………………………………………….16
§3. Органическая теория……………………………………………………………….18
§4. Теория насилия……………………………………………………………………..18
§5. Психологическая теория…………………………………………………………...19
§6. Теория общественного договора (естественного права)…………………………20
§7. Историко-материалистическая теория……………………………………………21
Глава 3. Естественно-историческая теория происхождения государства и права………...22
Заключение …………………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсач тема 4.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     Анализируя  теорию насилия с указанных позиций, известный немецкий государствовед и правовед Г. Еллинек (1851-1911) не без основания утверждал, что она имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии. 

     §5. Психологическая  теория 

     Психологическая теория возникла на рубеже XIX века, получила свое распространение в Германии, Франции, России. Её основоположниками были Л.И. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд и другие. Они трактовали появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действий и отношений.

     Из  этого можно сделать вывод, что  свойства человеческой психики, оказывающие  определенное влияние, не является решающим, а с другой стороны – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.

     В государстве отдельная личность естественно поглощается коллективом, а законы – суть коллективных представлений  людей о должном. Высоко оценивая концепцию естественного права, видный дореволюционный российский государствовед Н.М. Коркунов возводил государство и право к "психологическому единению людей". Государство, по его мнению, возникает в результате осознания людьми своей зависимости от внешней власти. Государство и право получают в глазах людей значение некоего объективного порядка, "не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола". 

     §6. Теория общественного  договора (естественного  права) 

     Теория  общественного договора содержит чрезвычайно  много аспектов, противоречива и непоследовательна на различных исторических этапах развития. Она вобрала в себя разноречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях. Ряд авторов выделяет договорную – как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права.

     Теория  общественного договора также возникла в глубине веков. В Древней  Греции софисты считали, что государство  возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей…»15. Но если во взглядах философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей 17-18 века Г. Гораций, Б.Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо и др. она получила полное свое развитие.

     Сторонники  теории исходили из того, что государству  предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашения людей, по мысли Руссо – основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле, но в то же время становиться одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ними и сменяемые по его воле.

     Теория  общественного договора не отвечает на вопросы, где, когда и каким  образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Делая вывод можно сказать, что данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает её научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества в целом. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что теория общественного договора положила начало учению о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то стане ясно, что она актуальна и сегодня. 

     §7. Историко-материалистическая теория 

     Историко-материалистическая теория связана не только с именами  К. Маркса и Ф. Энгельса, но и с именами их предшественников, таких как Л. Могран. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития в первую очередь экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

     Существует  два подхода историко-материалистической концепции. Один из них, господствующий в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям  между ними, классовой борьбе: государство  возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производственная и распределительная сферы. Это требует совершенствования управления, что приводит к возникновению государства. 

     Глава 3. Естественно-историческая теория происхождения

     государства и права

     Как показывает исторический опыт, главные  причины возникновения и развития государства и права лежат  вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей.

     Научные исследования и выводы свидетельствуют  о том, что государственная организация  приходит на смену родоплеменной  организации, право – на смену  обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

     Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла  от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производственных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стал превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный продукт присваивали.

     По  мере разделения труда в обществе быстро усилилось имущественное  расслоение. Появились бедные и богатые. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Из имущественного неравенства вытекло социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

     Во  всей Галлии, писал по этому поводу Гай Юлий Цезарь, существует вообще два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стоны сильных, добровольно отдается в рабство к знатным, которые имели над ними все права господ над рабами.

     Расслоение  общества ведет к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать – обособленная группа вождей, военоначальников, жрецов. Используя  свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть  военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией.

     В новых общественно-экономических  условиях прежняя система организации власти – родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалось бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. «Родовой строй, – писал Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», – отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством». Государственные органы и организации появились в результате преобладания органов и организаций, сложившихся в рамках первобытного строя. Частично – путем вытеснения последних. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Опыт  исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

    В связи с этим имеют полное право на существование и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследуются биологические и психологические особенности человека как члена общества и гражданина государства, а общество и государство как система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием.

Согласно цели данной работы, были приведены мнения авторов и наиболее заметных сторонников, по основным теориям происхождения  государства и права. Отражены ключевые идеи создателей теоретических учений, а также, характеризующие их, положения научных работ и наиболее яркие высказывания, отражающие сущность отстаиваемых теорий.

     Существуют  и другие, менее очевидные теории, не затронутые этим исследованием. Но, соблюдая заданную тематику работы, в рамках столь скромного и «узкого» исследования сложно быть оригинальным и привносить какие-либо новации, в учения, известные не одно десятилетие или столетия, – в теории, по которым высказывались многие поколения великих мыслителей. Поэтому процесс нововведений в теории происхождения государства и права заслуживает отдельной работы. А познание и понимание основных теорий государства и права считаю освященным в полной мере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД,  2003.
  2. Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.
  3. Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.
  4. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества //Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19.
  5. Каутский К. Материалистическое понимание истории. / Т 2: Государство и развитие общества. – М. – с. 86.
  6. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М., 1997.
  7. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, 476 С.
  8. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44.
  9. Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000. гл. II, III.
  10. . Першин А. И., Монгай А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М.; Наука. 1982.
  11. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект,  2001

Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права