Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теории происхождения государства и права, их характерных особенностей не исчерпано и не завершено. Так как процесс исчезновения одних государств и появление других продолжается и в наши дни.
В курсовой работе будут рассмотрены основные теории государства и права, наиболее весомо имеющие место в науке в целом. Что бы дать общую характеристику теории происхождения государства и права, необходимо затронуть довольно много аспектов, рассматривающихся современной юридической наукой.

Оглавление

Введение ……………………….………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические предпосылки происхождения государства и права ………………5
Глава 2 Общая характеристика теории происхождения государства и права…………….15
§1. Теологическая теория………………………………………………………………15
§2. Патриархальная теория…………………………………………………………….16
§3. Органическая теория……………………………………………………………….18
§4. Теория насилия……………………………………………………………………..18
§5. Психологическая теория…………………………………………………………...19
§6. Теория общественного договора (естественного права)…………………………20
§7. Историко-материалистическая теория……………………………………………21
Глава 3. Естественно-историческая теория происхождения государства и права………...22
Заключение …………………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсач тема 4.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

      — Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.

      В большинстве случаев указанные  выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в различных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинетва восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

      Право формируется одновременно и параллельно  с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

      При анализе своеобразия и динамики процессов государствообразования у различных народов следует  учитывать теоретико-методологические положения, сформулированные Ф.Энгельсом в работах «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Анти-Дюринг» и др. Энгельс сделал вывод, что «всякая политическая власть основывается первоначально на какой-нибудь экономической, общественной функции и возрастает по мере того, как члены общества вследствие разложения первобытных общин превращаются в частных производителей и, следовательно, еще больше увеличивается отчужденность между ними и носителями общих, общественных функций». 11

      В другой работе он вновь возвращается к этой мысли: «Первоначально общество путем простого разделения труда  создавало себе особые органы для  защиты своих общих интересов. Но со временем эти органы, и главный  из них — государственная власть, служа своим особым интересам, из слуг общества превратились в его повелителей», причем возникновение аппарата государственной власти не является результатом усилий только господствующего класса, это продукт общества в целом на известной ступени его развития12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Общая характеристика теории происхождения

     государства и права 

     Среди теоретиков государства права никогда  не было раньше и в настоящее время  нет не только единства, но даже общих  взглядов в отношении процесса происхождения  государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не противоречит тому факту, что не территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникли не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

     Не  оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако это нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. В мире всегда существовало и существует большое количество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права и государства. Этот факт вполне естественен и понятен, так как каждая из теорий отражает или различные взгляды групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

     Подавляющее большинство историков, ученых-юристов  различают шесть основных теорий происхождения государства:

     1. теологическая теория;

     2. патриархальная теория;

     3. органическая теория;

     4. теория насилия;

     5. психологическая теория;

     6. теория общественного договора (естественного  права);

     7. историко-материалистическая теория. 

     §1. Теологическая теория

     теологический патриархальный государство право

     Теологическая теория была одной из самых первых теорий происхождения государства, она не является научной, поскольку  опирается не на знания в их обычном  понимании, а на веру в бога. Эту  теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть без разрешения вопроса о существовании Бога.

     Её  представителями были многие религиозные  деятели Древнего Востока, средневековой  Европы. В теологической теории-учении Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которая  в более позднее время, именовалась как «томизм», процесс возникновения государства и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство должно защищать религию.

     Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую другую концепцию). Одновременно теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воли, как власти данной от Бога, но одновременно и зависимости самого государства от божественной воли, которая появляется через церковь и другие религиозные организации.

     Согласно  теологической теории творец всего сущего на земле, в том числе и государства – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства не возможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностизме, посылки, отметим, что теологическая теория не опровергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

     Своего  рассвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и  в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей». Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога". 

     §2. Патриархальная теория 

     Патриархальная  берет начало из недр теологии и была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и кое-каким отголоском дошла до наших дней.

     У ей истоков стоял Аристотель (III век до нашей эры), который считал, что государство собой представляет естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличения числа этих семей и их объединение приводит к образованию государства. В средние века, обосновывая существования в Англии абсолютизма, Л. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» со ссылками на патриархальную теорию доказал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

     Патриархальная  теория нашла и благоприятную  почву в России. Ее активно пропагандировал  социолог Н.К. Михайловский (1842-1904 гг.). Видный историк М.Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развивался непосредственно от власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

     Основной  смысл этой теории состоит в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение  семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть – это продолжение  власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти.

     Основные  положения патриархальной теории почти  полностью опровергаются современной  наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Было установлено, что патриархальная семья появилась с возникновением государства в процессе разложения первобытного строя. Вдобавок к тому, в обществе, где существуют патриархальная семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются, что значительно снижает государственное развитии в целом.

     Патриархальную  теорию критиковали многие и в  разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода  мы находи её в положениях «детские побасенки». Её называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство. 
 

     §3. Органическая теория 

     Возникновение органической теории связывают с  успехами естествознания в XIX веке, хотя схожие идей высказывались намного раньше. Древнегреческие мыслители, в их числе и Платон (V-III века до нашей эры) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.

     С появление дарвинизма многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были видные деятели, такие как Блюнчли, Г. Спенсер, Прейс, Вормс и другие.

     В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Последующее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы – внешние.

     Некорректность  органической теории происхождения  государства «Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развития каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики и химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества» 

     §4. Теория насилия 

     Теория  насилия возникла и получила распространение  в конце XIX – начале XX века. Её основоположники Л. Гумплович (1838-1909 гг.), Е. Дюринг (1883-1921 гг.) и другие опирались на исторические факты. Мать государства, утверждают сторонники теории насилия – война и завоевание. Так австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения13 ». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. Судя по его словам, над действием диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

     К. Каутский (1854-1938 гг.), развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, – писал он, – начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государство образуются из племени, спаянных друг с другом актом завоевания»14.

     Ф. Энгельс жестоко и во много  справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, которое позволило бы держать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государство образующем процессе.

Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права