Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:59, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть понятие, особенности, значение норм-дефиниций.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику специализированных норм права
- раскрыть понятие и особенности норм – дефиниций;
- выявить роль и значение дефиниций в праве;
- рассмотреть структуру норм-дефиниций;
- рассмотреть классификацию дефинитивных норм
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ НОРМ – ДЕФИНИЦИЙ
В СИСТЕМЕ ПРАВА……………………………………....................……5
1.1. Общая характеристика специализированных норм права………..5
1.2. Понятие и особенности норм – дефиниций……………………….8
1.3. Роль и значение дефиниций в праве…………………………….…..12
2. СТРУКТУРА И ВИДЫ ДЕФИНИТИВНЫХ НОРМ………………...14
2.1. Структура норм-дефиниций…………………………………………14
2.2. Классификация дефинитивных норм……………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...……26
Редко дефиниция в гражданском законодательстве закрепляется с помощью скобок. В ст. 17 и 18 ГК РФ, таким образом, установлены дефиниции гражданско-правовой правоспособности и дееспособности. В этих случаях в скобках содержится определяемое понятие. А в ст. 136 ГК РФ в скобках содержится определяющее (перечневое) понятий: поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы).
В ГК РФ используется и прием определения понятий с помощь слов «то есть»: совершеннолетние граждане, т.е. достигшие восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ); объекты, прочно связанные с землей, т.е. перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 130); мнимая сделка, т.е. сделка, совершенная для вида, без намерения повлечь соответствующие правовые последствия (ст. п. 1 ст. 170 ГК РФ); непреодолимая сила, т.е. чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Представляется важным и вопрос о месте дефинитивным норм в структуре нормативного акта. В законотворческой практике используется три варианта решения этого вопроса.
Во-первых, закрепление
норм-дефиниций в отдельной
На наш взгляд, отказываться от перечисления правовых дефиниций в одной статье не стоит, однако стоит выработать определенные критерии такого закрепления. Следует согласиться с A.M. Рабец14 в том, что «статья-глоссарий» может вводиться в текст небольших законов, предназначенных для специалистов. С этих позиций справедливо наличие таких статей, например, в законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В крупных, особенно кодифицированных актах, такая статья не нужна. В этом случае можно использовать второй вариант помещения дефиниций в тексте нормативного акта: в статье, содержащей соответствующий термин. Выбор именно этого варианта разработчиками ГК РФ следует признать крайне удачным.
Законодатель может
избрать и комплексный прием
закрепления дефиниций: ряд основных
понятий перечислить в
При конструировании дефинитивных норм необходимо помнить, что «искусство определения как раз и состоит в том, чтобы использовать определение тогда, когда это требуется существом дела». Это замечание в полной мере относится и к законодательным определениям. Необходимо отметить, что сформировать критерии того, в каких именно случаях необходимо дать определение довольно трудно. Обоснованно замечание Ю.А.Тихомирова, что «...сейчас наблюдается увлечение дефинициями, как «визиткой» закона»15. А.А. Ушаков видел в законодательных определениях и отрицательную сторону: «ведь они удлиняют и загромождают законодательство»16. Но в то же время, по мнению В.М. Савицкого, «...совершенно очевидно, что они в большей степени способствуют правовому пониманию и применению закона»17.
Бесспорно, нормы-дефиниции в системе права необходимы, но в каких случаях их следует в нее вводить?
Перечисление всех случаев
необходимости определения
Определение специально-юридических терминов необходимо в обязательном порядке оформлять в дефинитивные нормы. Такое оформление в ГК РФ сделано в отношении определений оферты (ст. 435 ГК РФ), акцепта (ст. 438 ГК РФ), сберегательного сертификата (ст. 844 ГК РФ), чека (ст. 877 ГК РФ) и др. На наш взгляд, необходимо дать нормативное определение термину «самозащита гражданских прав». Технические термины следует определять в законодательных актах широкого применения. Например, справедливо дается определение терминам «фонограмма», «репродуцирование», «база данных» в законе «Об авторском праве и смежных правах».
Важное требование к дефинитивным нормам - единство в употреблении терминов в нормативном акте. Подчеркнем, что при обозначении одним и тем же термином различных понятий и при использовании различных терминов для обозначения одного и того же понятия грубо нарушаются законы логики. Кроме того, в правоведении это приводит к серьезным проблемам в процессе применения дефинитивных норм. Для устранения этой проблемы давно назрела необходимость в принятии законодательного словаря. А.А. Ушаков писал, что такой словарь должен носить официальный, обязательный характер . О необходимости такого издания упоминается и в последних исследованиях, специально посвященных правовым дефинициям: «Определенную роль в облегчении толкования может сыграть создание официального, регулярно дополняемого и переиздаваемого словаря-справочника, включившего в себя всю понятийную базу нормативно-правовых актов с легальными определениями»18. Думается, такой словарь действительно был бы полезен и мог бы носить рекомендательный, справочный характер.
Важно также отметить, что гражданско-правовые нормы-дефиниции не должны формулироваться иным образом в нормативных актах других отраслей права. Нередки случаи, когда один и тот же гражданско-правовой термин обозначает понятия, имеющие разное отраслевое содержание. Например, понятия индивидуальной предпринимательской деятельности в гражданском и налоговом праве различны, хотя и обозначаются одним термином. Полагаем, что наилучшим решением было бы использование различных терминов для обозначения отличных по содержанию понятий. При невозможности реализации такого решения, в нормативном акте следует указывать, что данное в нем определение понятия используется только для целей настоящего нормативного акта. Либо законодателю следует отметить, что понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в нормативном акте, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в настоящем нормативном акте, что сделано, например, в ст. 11 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, требуется принятие Правил подготовки нормативно-правовых актов, в которых целесообразно было бы закрепить случаи необходимости определения, критерии выбора способа и приема конструирования нормы-дефиниции в тексте нормативного акта, определить место этих норм в его структуре. В Российской империи в 1913 г. были приняты правила по единообразному применению технических приемов составления законодательных проектов19. Есть примеры таких правил и в зарубежных странах. В Директивах по конструированию (оформлению) правовых предписаний Австрии устанавливается: «Определения понятия (легальные дефиниции) включаются в правовую норму лишь тогда, когда они служат четкому пониманию права, следовательно, прежде всего тогда, когда какое-то слово может иметь различные значения или в виде исключения должно быть применено в таком смысле, который отличается от общеупотребительного».
Системообразующие функции, выполняемые дефинитивными нормами, позволяют правильно определить их место в праве и способствуют реализации интегративного свойства системой правовых норм.
Заключение
Системоопределяющие нормы права являются наиболее общими в системе специализированных норм. Без их связывающего, формирующего воздействия система права вряд ли смогла бы существовать. В структуре права они занимают определяющее место и поэтому по общему правилу должны закрепляться в общей части нормативно-правовых актов (если речь идет о системе законодательства) или в общей части отрасли права (если речь идет о системе права). Следует согласиться с О.Е. Рычаговой, которая, исследуя системообразующие связи права, пришла к выводу о том, что структурно отрасль права должна включать три части: парадигмальную (принципы права), нормативную (конкретные нормы – правила поведения) и дескриптивную (основные понятия и описание юридических фактов)20. При этом парадигмальный и дескриптивный элементы должны находиться в общей части системы (отрасли). На их основе, по сути, происходит собственно само формирование этой системы, они служат ориентиром для законодателя; на их основе принимаются все иные нормы права. Но следует иметь в виду, что системоопределительная роль их проявляется не только на этапе правотворчества, но и на стадии правореализации. Не только создание правовых предписаний, но и само действие правовых норм, их реализация должны происходить в строгом соответствии с теми параметрами, которые задают учредительные (декларативные) нормы: нормы-цели, нормы-задачи, нормы-принципы, нормы-дефиниции.
Нормы-определения обеспечивают единообразное толкование правовых норм в процессе их реализации; повышают значимость других правовых норм; способствуют экономичному и целесообразному размещению нормативно-правовых предписаний, придают законодательству необходимую краткость формулировок; обеспечивают внутреннюю согласованность и непротиворечивость законодательства.
Список использованной литературы
Нормативные акты
Учебная и методическая литературы
Материалы судебной практики
1 Гражданский кодекс РФ.-М.: Академия, 2012.
2 Латинско - русский словарь. М.: Рус. язык, 2008. С.297.
3 Горский Д.П. Определение. М.: Мысль, 1974. С. 5.
4 Кашанина Т.В. Правовое понятие как средство
выражения содержания права //
Советское государство и право. 1981. № 1.
С. 36.
5 Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: Учебное пособие. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. С. 30.
6 Язык закона I Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрид. лит, 1971. С. 105.
7 Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007.-С.709
8 Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания в праве // Cоветское государ-ство и право. 1978. № 3.С.114
9 Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огородни-ческих и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 18. 5 мая. Ст. 2089.
10 Заец А.П. Система советского законодательства (Проблемы согласованности). Киев: Наукова думка, 1987.-С.149
11 Нагорная М.А. Техника определения законодательных терминов // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сборник статей в 2-х томах / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001. Т. 1. С. 232.
12 Иванов Е.А. Логика. Учебник для вузов. М.: БЕК, 2000. С. 77.
13 Халфина P.O. Почему не работает закон? / Журнал российского права. 1997. № 4. С. 22.
14 Рабец A.M. Проблемы законодательного
закрепления юридических дефиниций //
Законотворческая техника современной
России: состояние, проблемы, совершенствование:
сборник статей в 2-х томах / Под ред. В.М.
Баранова. Н. Новгород, 2001. Т. 1. С. 236.
15 Тихомиров Ю.А. О правилах законодательной
техники // Журнал российского права.
1999. №11. С. 111.
16 Ушаков А.А. Очерки советской законодательной
стилистики. Учебное пособие.
Пермь, 1967. С. 172.
17 Савицкий В.М. Язык процессуального закона
(вопросы терминологии). М: Наука,
1987. С. 64.