Нормы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

В процессе накопления информации в любой области знаний естественным образом возникает необходимость упорядочивания и классификации накопленного материала с целью оптимизации ее дальнейшего использования, а так же для облегчения процесса пополнения или извлечения устаревших данных. Так происходит везде, в том числе и в юридической науке.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и признаки нормы права 6
1.1. Понятие нормы права, ее основные признаки 6
1.2. Содержание правовой нормы 10
1.3. Совершенствование норм права 11
2. Различные классификации норм права, их значение 12
3. Структура нормы права 20
3.1. Понятие структуры правовой нормы 20
3.2. Гипотеза нормы права, ее виды 21
3.3. Диспозиция правовой нормы, ее виды 22
3.4. Санкция правовой нормы, виды санкций 23
4. Внешнее выражение правовых норм 26
4.1. Соотношение правовой нормы и статьи нормативно-правового акта 26
4.2. Приемы и способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта 27
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Нормы права - УРАО.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

4)учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управле­ния общественными процессами 8.

 

 

 

 

          7 См.: Теория права и государства: Учебник / Под редакцией проф. В.В. Лазарева  М.: Право и Закон, 2000. С. 77. 

          8 См.: Теория права и государства: Учебник / Под редакцией проф. В.В. Лазарева  М.: Право и Закон, 2000. С. 78. 


2. Различные классификации норм права, их значение

 

Нормы права чрезвычайно разнообразны. Для того чтобы облегчить изучение и исследование норм права, применяют различные классифика­ции. Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.

Одна из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.

Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определен­ные права и обязанности, а также способы их защиты.

Типичными эти нор­мы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения (кроме них в нормативных актах содержатся и предпи­сания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы права, которые будут рассмотрены ниже).

Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохра­нительные.

Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций,  органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т.е. от характера предписываемых правил поведения, регу­лятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими.

Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т. п. Так, в ч. 1 ст. 614 ГК РФ указано: «Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом». Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» 9.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий. При их из­ложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т. п.

Например: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд» 10.

  Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение опре­деленных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т. п.

Так в ч. 2 ст. 405 ГК РФ указано: «Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмеще­ния убытков».

Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное пове­дение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного при­нуждения.

Так, в ст. 329 УК РФ указано: «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года».

Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные положительные правила поведения, а правоохранительные - санкции за на­рушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано, пре­жде всего, на правомерное поведение субъектов правового общения.

 

 

 

          9 См.: Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ч. 1 ст. 96.

         10  См.: Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ч. 3 ст. 81.

Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в кон­кретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами пра­ва, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как свиде­тельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализи­рованных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларатив­ные (целеустановительные) и дефинитивные нормы 10.

Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют опре­деленные состояния общественных отношений, к примеру, основы соци­ального, экономического, политического строя.

Декларативные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой дей­ствительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.

Различие между общезакрепительными и декларативными нормами права иногда довольно условно, поскольку закрепление определенного состояния общественных отношений вполне может служить и правовым принципом, например в ст. 10 Конституции РФ указано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.

 

 

 

          10 См.: Теория государства и права // Под ред. Бабаева В. К. М.: Юристъ, 2002. С. 81.

При изучении истории законодательства можно увидеть, что сначала появились типичные нормы права. Первые памятники права почти не знали общезакрепительных, декларативных и дефинитивных норм, которые появляются с развитием законодательной техники, с одной стороны, и с необходимостью юридического оформления буржуазных правовых принципов (равенство, право на собственность и др.) – с другой.

Становление гражданского общества предопределило укрупненное деление всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права.

К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, тру­дового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества.

Публичное право включает государственное, администра­тивное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государ­ственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится большинство норм уголовного права.

По объему регулирования общественных отношений выделяют: общие нормы права, которые регулируют определенный род общественных отношений, и специальные нормы права, которые регулируют соответствующий вид общественных отношений, т.е. более узкий их круг по сравнению с общими нормами права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Следует отметить правило: специальная норма отменяет в части своего действия общую норму.

В рамках специальных норм права, а иногда и в качестве самостоятельного вида в данной классификации указывают также на исключительные (чрезвычайные) нормы права. Последние устанавливают изъятия из общих (или из общих и специальных) норм. Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При их изложении используются, как правило, выражения «в исключительных случаях», «в виде исключения» и т.п. при уяснении специфики исключительных норм права важен, прежде всего, момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права.

Направления правового регулирования общественных отношений общими и специальными нормами совпадают.

Деление правовых норм на определенные и относительно определен­ные выражает степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления правовых норм.

Различная степень определенности может быть свой­ственна гипотезам (если при определении условий реализации право­вой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения). С этим связано деление правовых норм на императивные (категоричес­кие) и диспозитивные, характеризующее связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, уточнить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково содержание будущего правоот­ношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания воз­никновения правоотношения, и его содержание твердо и детально оп­ределены нормативным актом, то нормы относятся к императивным. По существу, диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; од­нако различна степень определенности условий возникновения и ис­пользования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления.

Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; различные спосо­бы и формы их соединения предопределены необходимостью сочета­ния точной правовой регламентации ряда сторон общественных отно­шений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материаль­ными ценностями либо с применением государственного принужде­ния) со свободой, самостоятельностью и активностью участников об­щественных отношений.

Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т.п.) и качественных (пере­чни видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т.п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий.

Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использова­нием «оценочных понятий» (их содержание раскрывается в процессе реализации права), и др.

От норм, содержащих оценочные понятия («при наличии достаточ­ных доказательств...»,  «при наличии уважительных причин...» и т.д.), отличаются как особый вид бланкетные нормы права, которые, как правило, императивны, но диспозиция которых включает меняющийся элемент — правила, со­держащиеся в периодически обновляемых актах (правила движения, правила техники безопасности и др.).

При применении бланкетных норм необходимо обратиться к последним по времени издания актам, содержащим соответствующие правила, включаемые в диспозицию названных норм права. По-своему бланкетны некоторые правовые нормы, применение которых невозможно без учета моральных критериев; таковы, например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету 11.

По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в зако­нах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержа­щиеся в подзаконных нормативных актах.

 

 

          11 См.: Уголовный кодекс РФ. М., 1996. ст. 129. ст. 130.

По сфере действия существуют нормы права внешнего действия и нор­мы права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответст­вующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.

Нормы права могут распространять свое действие или на всю террито­рию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня.

Сущест­вуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и дейст­вующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру (несколько уровней) в зависимости от административно-территориального деления государства.

По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную катего­рию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, моло­дежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, спе­циальный субъект права.

По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство и нормы права временного действия, т.е. действия, заранее ограниченного определенным сроком.

В зависимости от способа выражения и закрепления, т.е. по источни­кам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закре­пленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах.

Кроме указанных, существуют и иные классификации правовых норм по различным основаниям.

Так, в зависимости от механизма правореализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функцио­нирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общест­венные отношения (например, статусные, связанные с деятельностью лю­бого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правово­го статуса); и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимо­сти от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от воле­изъявления людей.

Информация о работе Нормы права