Норма права и её признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы состоит в комплексном исследовании правовой нормы. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие и признаки норм права;
- рассмотреть структуру норм права;
- разобрать виды норм права;
- установить способы и особенности изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.

Оглавление

Введение
1. Понятие нормы права. Признаки правовой нормы
2. Структура норм права
3. Основные виды норм права
4. Нормы права и структура нормативно-правовых актов
5. Способы и особенности изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа норма права и ее признаки.docx

— 50.74 Кб (Скачать)

Из вышеизложенного можем сделать следующие выводы:

норма права может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое закрепляет за участникам общественного  отношения данного вида юридические  права и налагает на них юридические  обязанности, первичный элемент  права как системы, государственно-властное предписание, явление широкое, многоплановое  и в то же время конкретное по содержанию;

специфическими признаками правовых норм являются: охраняемость государством общеобязательными правилами поведения, формальная определенность, устанавливаемость или санкционируемость компетентными органами государства.

2. СТРУКТУРА НОРМ ПРАВА

Каждая правовая норма  определяет правило поведения в  неразрывной связи с условиями  его реализации и мерами принуждения  к соблюдению; связь этих определений (элементов, атрибутов) правовой нормы  образует ее структуру: “если - то - иначе”. Структура правовой нормы является применением к каждой из них общего правила, которое может быть выражено таким образом: “находясь на территории государства (или: будучи гражданином  государства) , необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения”. Конкретизация этого положения применительно к отдельным нормам дает возможность определить: кто, и при каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее реализации, какими мерами государственного принуждения она охраняется от нарушений? Всякая правовая норма практически состоит из двух элементов: 1) описания условий действия правовой нормы - гипотезы; 2) указания на юридические последствия, которые наступают при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой, - диспозиции или санкции.

Структура правовой нормы  существует как неразрывная связь  правила поведения (диспозиция) с  условиями и пределами его  применения (гипотеза) и способы  охраны от нарушений (санкция) .

В соответствии с этим логическая норма включает в свой состав три  основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в  котором указывается, при каких  условиях следует руководствоваться  данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при  наличии которых у лиц возникают  юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера норму  гражданского права, изложенную в статье 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность  арендодателя по содержанию сданного в аренду имущества. Гипотезой в  данной норме является сдача внаем  имущества. При таком условии у одного лица (арендодателя) возникает обязанность содержать сданное в аренду имущество, а у другого (арендатора) - право требовать исполнения этой обязанности.

б) диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались  причастны к условиям, перечисленным  в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а арендатор в случае неисполнения арендодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых  действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Санкция называет поощрительные  или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие  в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного  в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формируется только часть  нормы, а другие ее части следует  обнаруживать в других статьях или  в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать  норму права и статью закона. Это  очевидно еще и потому, что в  одной статье нормативного акта, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих  нормы иных отраслей права.

Автор реферата согласен с  утверждением М. Н. Марченко: «норма права  не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных  элементов. Поэтому законодатель при  формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую  отсылку, а тот, кто реализует  норму, должен иметь в виду всю  связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить  свои поступки». Марченко М. Н. Теория государства  и права. - М., 1996. С. 310.

Гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных  вариантов поведения и определяют (в диспозиции) тот вариант, который  соответствует выраженной в праве  государственной воле. Санкция должна выражать способность государства  принуждать к соблюдению нормы, пресекать  ее нарушения, восстанавливать нарушенное право. Поэтому нереальны и неприемлемы  те пожелания о совершенствовании  законодательства, которые содержат предложения либо практически невыполнимые, либо недоказуемые средствами юридического процесса, либо неосуществимые при помощи мер государственного принуждения.

Диспозиция и санкция  являются вторыми элементами различных  правовых норм. Они не могут быть частями одной и той же нормы  права. Как уже отмечалось, нормы  права действуют в тесной связи  друг с другом: одни нормы (регулятивные) регулируют положительные действия людей, другие (правоохранительные) охраняют их от нарушений. Поэтому вторым элементом  в одних нормах (регулятивных) выступает  диспозиция, в других (правоохранительных) - санкция.

Отсутствие санкций в  регулятивных нормах вовсе не означает, что они не обеспечиваются государством. Это достигается с помощью  норм, содержащих санкции. Так, норма, устанавливающая  правомочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, не содержит санкций. Ее вторым элементом является диспозиция. Но она охраняется рядом  норм, которые содержат санкции.

Структура правовой нормы  основывается на взаимосвязи, системности  правовых норм. Системность является существенным качеством права - правовые нормы неразрывно связаны между  собой, в определенных аспектах выступают  как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других - как элементы гипотез или санкций других норм. Санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения  к правонарушителю; гипотезы также  в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким  именно обстоятельствам следует  придавать юридическое значение. Так, с точки зрения пешеходов  и водителей транспортных средств  соблюдение правил дорожного движения является обязанностью (диспозиция), а  административные взыскания за невыполнение обязанности - санкцией, способом принуждения  к соблюдению этих правил. С точки  зрения государственных органов  и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, та же самая норма  выступает в другом аспекте: гипотезой  становится описание административного  правонарушения, диспозицией - обязанность  применить взыскание в установленных  законом пределах и соответствующей  процессуальной форме; способом же обеспечения  этой обязанности (санкцией) является отмена незаконного и необоснованного  постановления по делу об административном правонарушении, а также меры персональной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в  неправильном применении закона.

С системностью права связана  специализация правовых норм. Ряд  отраслей права определяет санкции  и порядок их применения (уголовное  и уголовно-исполнительное право, уголовный  и гражданский процесс). В пределах самих отраслей права в особые институты выделены нормы, определяющие санкции за правонарушения (институты имущественной ответственности в гражданском праве, материальной и дисциплинарной ответственности - в трудовом праве и др.). В результате целый комплекс норм нередко охраняется от нарушений общей санкцией, неразрывно связанной с каждой из норм, составляющих комплекс. С другой стороны, общий для ряда норм права характер имеют некоторые положения об условиях их применения (определения субъектов права, их правовых статусов, правила действия правовых норм во времени, в пространстве, по кругу лиц, определения правового режима разных видов имущества и др.). Эти общие для ряда норм положения также входят в каждую из них.

нормативно правовой акт  норма

3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМ  ПРАВА

Поскольку одной из характерных  черт правовых норм является их формальная определенность, необходимость в  четкой систематизации и структурной  классификации вполне очевидна. «Право, являясь высшей инстанцией в регулировании  отношений между людьми, должно подразделяться на строго специализированные группы норм, отвечающих за различные сферы  общественной жизни и имеющих  характерную внутреннюю структуру», пишет Ф. Н. Фаткуллин. Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. - К., 1995. С. 231.

Нормы права могут подразделяться на несколько видов. Приказ, например, может быть выражен как в положительной, так и в отрицательной форме. Нормы права или требуют от лиц, к которым обращены, чтобы  те или совершили определенные действия (обязывающие нормы) или же воздержались от каких-либо, определенных законом  действий (запрещающие нормы).

Прежде всего, любая норма (будь то моральная или правовая) представляет собой приказ, повеление. «Нормы права не предлагают только, не советуют, не убеждают, не просят, не учат поступать известным образом, но требуют известного поведения». Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1997. С. 264. Приказ может быть выражен в форме повелительного наклонения, но, будучи выражен в изъявительном наклонении, он перестает быть приказом.

В современной теории права  классификация юридических норм рассматривается как объективно существующее подразделение по различным  основаниям, в конечном счете, обусловленным  природой нормативного воздействия  на поведение людей в обществе. Такими основаниями могут, например, являться отрасли права, функции, выполняемые  юридическими нормами, характер содержащихся в них правил поведения и по степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов.

Считается, что по характеру  своего действия, функционирующие в  обществе юридические нормы подразделяются на: регулятивные, охранительные и дефинитивные.

Регулятивные нормы непосредственно  нормируют поведение (свободу) субъектов  общественных отношений, опосредствуя принадлежащие им субъективные права  и обязанности.

Регулятивные нормы делятся  многими теоретиками на запрещающие (диспозиция подобной нормы содержит запрет, обязывающий воздерживаться от определенного рода действий), управомочивающие (их диспозиция содержит дозволение, т. е. право на совершение тех или иных действий) и обязывающие (их диспозиция содержит предписания, являющиеся своеобразным синтезом запрета и дозволения).

Охранительные нормы регулируют отношения юридической ответственности, которые возникают вследствие нарушения  норм регулятивных. Целесообразность выделения охранительных норм в  отечественной юридической литературе обосновывается спецификой задач, возникающих  в правоприменительной сфере, и  необходимостью при установлении государственно-принудительных мер учитывать многочисленные особенности  правонарушений, определяющие вид и  величину санкций.

Помимо вышеизложенного  подразделения, некоторые авторы различают  определенные и относительно определенные правовые нормы. См.: Курс лекций МГУ  по теории государства и права // Под ред. проф. Марченко М. Н. - М. 1996. С. 212.

Такой подход призван определить степень и вид юридической  регламентации поведения адресатов  норм, меру их самостоятельности в  процессе осуществления норм. Разная степень определенности может быть свойственна гипотезам и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения). С этим связано и деление  правовых норм на императивные (категорические) и диспозитивные, характеризующие  связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции, либо если им предоставлено право определить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом - нормы относятся к императивным.

Однако по поводу четкой классификации юридических норм теоретические споры, начавшие свою историю еще в Древнем Риме, не прекращаются, и по сей день. Так, Модестин подразделял законы на повелевающие, запрещающие, дозволяющие и наказывающие. Возражая Модестину, Цицерон различал лишь нормы повелительные и запретительные. Подобной точки зрения придерживался и Г. Ф. Шершеневич. По его мнению, нормы права не могут быть понимаемы иначе как «в виде повеления или запрещения». Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. - М., 1911. С. 198. Согласно такому представлению, нормы, выраженные в дозволительной форме, в действительности содержат приказ. В качестве аргумента Шершеневич приводит следующие примеры: «Если ... новым законом гражданам дозволяется собираться для обсуждения своих дел, то этим самым законом приказывается полиции не препятствовать им в том, как она должна была делать при прежнем запрещении собрания. Если судебному следователю дозволяется принимать меры пресечения в отношении обвиняемого, то это значит, что следователю вменяется принимать законные меры к тому, чтобы обвиняемый не уклонился от суда». Там же. С. 200.

Теория права различает  также поощрительные и рекомендательные нормы, которые занимают особое место  в данной классификации. Поощрительные  правовые нормы дают компетентным органам  право, при наступлении предусмотренных  в гипотезах этих норм условий  применить их к тем, кто заслуживает  поощрения (например, положения об орденах, медалях, почетных званиях и т. д.). Однако компетентные органы вправе эту  норму и не применять. «Поэтому, - отмечается в литературе, - невыполнение требований, указанных норм юридически безразлично, но отнюдь не неправомерно, как и, с другой стороны, выполнение тех же требований не только правомерно, но и служит основанием для поощрения. В этом и заключается специфика поощрительных норм». Иоффе О.С. Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. - М., 1962. С. 301.

Информация о работе Норма права и её признаки