Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 14:29, контрольная работа
Целью данной работы является отражение одной из основных частей Римского права – наследственного права.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и история наследования……………………………………….5
2. Наследование по завещанию…………………………………………….9
3. Наследование по закону………………………………………………....15
4. Принятие наследства и его последствия………………………………..21
5. Легаты и фидеикомиссы………………………………………………....24
6. Иски о наследстве………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………....29
Список использованной литературы…………………………………………..30
Вторую (по очереди) группу наследников составляют в преторском эдикте legitimi, т.е. лица, которые имели право наследования по законам XII таблиц, другими словами, агнатские родственники.
В третью очередь преторский эдикт призывает cognate, кровных родственников (до 6-й степени включительно), в порядке близости по степени.
Наконец, на четвертом месте претор дает наследство по закону пережившему супругу, vir aut uxor (муж или жена). Помимо включения в круг законных наследников кровных родственников и пережившего супруга, претор провел еще одно новшество: он установил так называемую succession ordinum et graduum, преемство между наследниками разных классов и степеней, т.е. если призываемое к наследству лицо не принимает наследства, наследство теперь не становится выморочным, а открывается следующему по очереди кандидату.
Императорское законодательство обеспечило окончательную победу за преторскими принципами наследования, как более отвечавшими потребностям жизни. Сначала, (еще в эпоху принципата), введены были частичные дополнения: за матерью признали предпочтительное перед агнатами право наследования после детей, и обратно, дети получили такое же право наследования после матери.
Наследование ab intestate по новеллам Юстиниана
Коренным образом порядок наследования ab intestate был реформирован в новеллах Юстиниана. По этим новеллам первый класс наследников ab intestatо составляют нисходящие (сыновья, дочери, внуки, внучки и т.д.). Нисходящий более близкой степени исключает от наследования нисходящих более отдаленных степеней, например, если имеются дети, то не призываются к наследству внуки и т.д.
Однако
нисходящий родственник более отдаленной
степени призывается к
Наследование по праву представления не следует смешивать с так называемой наследственной трансмиссии. Наследники по праву представления являются наследниками не своего отца или матери (не переживших открытия наследства), а самого наследодателя (в приведенном примере – деда).
При наследственной трансмиссии наследник пережил смерть наследодателя, так что наследство открылось ему; но наследник умирает, не успев приобрести наследства, и возникшее в его лице право приобрести наследство само переходит по наследству к его наследникам.
Таким образом, если и в этом случае взять для примера тех же родственников, и предположить, что в момент смерти деда его сын (отец внуков) был жив, но до вступления в наследство умер, к его детям переходит право принять наследство, оставшееся после деда, но эти дети считаются в этом случае наследниками не деда, а отца.
Римское право начало свое развитие с полного отрицания наследственной трансмиссии: право, возникающее у наследника в момент открытия наследства, есть строго личное, как бы особый вид его правоспособности; переходить по наследству «право принять наследство» не может. А в конечной стадии развития римского права проводится, под влиянием выступившей вперед имущественно-правовой стороны наследования ослабления мистического представления о воплощении в наследстве личности наследодателя, иной принцип. Именно, если лицо, которому открылось наследство (по завещанию или по закону безразлично), умерло, не успев приобрести наследства, право приобрести наследство переходит к его собственным наследникам, с ограничением, однако, сроком принятия (в течении года со дня извещения первоначального наследника об открытии ему наследства).
Между нисходящими одной и той же степени родства наследство делится поровну. Поскольку в праве Юстиниана подвластные дети по общему правилу приобретали имущество для себя, установленная претором collatio bonorum утратила смысл. На смену ей введена колляция в другом значении: нисходящие, получившие от наследодателя приданое или предбрачный дар, должны присчитывать это имущество к наследству (в целях управления долей).
Второй класс наследников по новеллам Юстиниана составляют восходящие родственники (отец, мать, дед, бабка и т.д.), а также полнородные братья и сестры (и дети ранее умерших братьев и сестер). При наличии восходящих ближайшей степени более отдаленный восходящий родственник не призывается к наследству (например, если есть кто-либо из родителей, дед или бабка не призываются). Если наследуют одни восходящие, наследство делится по линиям (отца и матери). Это имеет значение, если к наследству призываются не родители, а деды и бабки; например, после наследодателя остались дед по отцу, дед и бабка по матери; эти три лица получают наследство не поровну: половина пойдет по отцовской линии и достанется деду по отцу, другая половина пойдет по материнской линии и там будет поделена между дедом и бабкой по одной четверти. Если призываются к наследству одновременно восходящие родственники и братья и сестры, наследство делится всеми ими поровну (in capita, поголовно).
Третью
очередь законных наследников составляют
по новеллам неполнородные братья и
сестры (и дети умерших ранее –
неполнородных братьев и
В четвертой очереди призываются все остальные кровные родственники (без ограничения степеней) причем ближайшая степень исключает дальнейшую.
В этом списке наследников не назван переживший супруг (муж или жена). Он призывается к наследованию на последнем месте, если не вступит в наследство из перечисленных наследников. Зато за «бедной вдовой», т.е. не имеющей собственного имущества или приданого, позволяющего жить соответственно общественному положению женщины, признано право так называемого необходимого наследования, или право на обязательную долю в размере одной четверти наследства (впрочем, если наследуют дети в числе более трех, вдова получает равную с ними долю). Этой доли муж не может лишить жену даже своим завещанием.
Установленное преторским эдиктом преемство между разрядами наследников (successio ordinum) и степенями (successio graduum) в указанном выше смысле сохранено и в праве Юстиниана. Наряду с этим существовало так называемое право приращения долей (ius accrescendi); если призвано к наследству несколько лиц одной и той же степени родства (например, три сына) и один из призванных не приобретает своей доли в наследстве, она прирастала к долям других одновременно призванных наследников (в приведенном примере при отказе от наследства одного из сыновей, два других сына получают по половине).
Выморочное наследство
Если наследство не принято ни одним наследником как по завещанию, так и по закону, оно становится выморочным.
В
древнейшем праве такое имущество
считалось ничьим и могло быть
захвачено каждым желающим. Начиная
с эпохи принципата выморочное имущество
передавалось государству; в период абсолютной
монархии городская курия, церковь, монастырь
и т.д. получили преимущественное право
на получение выморочного наследства
после лиц, принадлежавших к этим организациям.
Принятие наследства и его последствия
«Лежачее наследство»
В момент смерти наследодателя происходит открытие. Этим моментом определяется, кто призывается к наследству. Но эти призываемые лица еще не приобретают права на само наследственное имущество, пока не вступят в наследство. За время между открытием наследства и его принятием наследственное имущество не принадлежит никакому определенному лицу: это – hereditas iacens, «лежачее наследство», как бы ожидающее своего субъекта.
В
древнем римском праве
В более развитом праве «лежачее наследство» стало охраняться. Его перестали считать бесхозяйным имуществом, но до принятия наследником как бы числили за умершим, личность которого продолжалась в наследственном имуществе. Эта мистическая конструкция позволила бороться против всякого рода посягательства на «лежачее наследство».
Приобретение наследства и его последствия
Вступление в наследство могло быть совершено или прямым выражением воли (притом в древнем цивильном праве – строго формальным, в преторском и позднейшем праве Юстиниана – также и неформальным) или же самым поведением лица, как наследника; например, лицо взыскивает причитающиеся суммы с должников наследодателя, платит долги его кредиторам и т.д.
Вступая в наследство, наследник не только приобретает соответствующие права, но и становится ответственным по обязательствам наследодателя. Даже если наследство состоит почти из одних долгов наследодателя, универсальный характер наследственного преемства приводит к ответственности наследника по этим долгам.
При этом отмеченное выше мистическое представление, что в наследства воплощается имущественно-правовая личность умершего, приводило к тому практическому выводу, что наследник принципиально отвечал за долги наследства, как за свои неограниченно.
Избежать такой неограниченной ответственности наследник мог только путем радикальной меры – непринятия наследства, если его пассив превышает актив.
В праве Юстиниана было установлено, что если наследник произведет (с участием нотариуса, оценщика, кредиторов наследства, легатариев) опись и оценку наследственного имущества, то его ответственность по долгам наследства ограничивается размерами актива наследства. Эта льгота называется beneficium inventarii. Такой инвентарь должен быть составлен не позднее трех месяцев после того, как наследник узнал об открытии наследства (приступить к составлению инвентаря нужно было в течение первого месяца).
Вeneficium inventarii имеет практическое значение в тех случаях, когда в наследственном имуществе много долгов, и для наследника возникает опасность, что его собственное имущество в значительной мере пойдет на удовлетворение кредиторов наследодателя, Но положение может быть и иное: в наследстве актив превышает пассив, но у наследника много своих долгов. Принятие наследства приводит к слиянию этих имущественных масс – наследника и наследодателя; как кредиторы наследника, так и кредиторы наследодателя (а также легатарии) могут искать удовлетворения из всего этого объединенного имущества. При большой задолженности наследника кредитора наследодателя рискуют не получить удовлетворения из-за этой конкуренции кредиторов наследника (причем это обстоятельство не могло быть ими учтено, когда они кредитовали наследодателя).
Для ограждения интересов кредиторов наследства преторским эдиктом было введено beneficuim separationis («льгота отделения»). Эта льгота состояла в том, что кредиторам наследства было предоставлено право потребовать отделения наследственного имущества от собственного имущества наследника, с тем, чтобы наследственное имущество пошло, в первую очередь, на удовлетворение кредиторов наследства, затем на выплату легатов, и лишь возможный остаток можно было использовать на удовлетворение кредиторов наследника.
Приобретение
наследства имело своим последствием
также погашение взаимны
Легаты и фидеикомиссы
Понятие и виды легатов
Легатом (или завещательным отказом) называлось распоряжение, которое делалось в завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному лицу какого-то права или иной выгоды за счет наследственного имущества.
Из этого определения следует, во-первых, так называемый сингулярный характер преемства легатария (так называется лицо, в пользу которого назначен легат) в имуществе наследодателя. Это значит, что он – преемник наследодателя в отдельном праве, но не в какой-то доле наследства, и что получение легата не сопровождается ответственностью (в какой бы то ни было мере) за долги наследодателя. Во-вторых, поскольку легат можно оставить только в завещании, нельзя возложить легаты на наследника по закону (ab intestate).
Информация о работе Наследование по завещанию и по закону в Римском праве