Место и роль государства в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.

Оглавление

Введение…...…………………………..……………………….………………3

1.Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества…………...……………………………..………………………6
2.Место и роль государства в политической системе общества………..9
3.Заключение……………………………………………………..……….18
4.Список используемой литературы…………….………………………21

Файлы: 1 файл

Новая курсовая по тгп.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     В  политической системе  общества  государство  выделяется  тем, что   обладает  суверенитетом.

     Суверенность   государственной власти     выступает  как  один   из признаков  государства. 

     Содержание  этого признака заключается в  верховенстве  государственной власти  по отношению  ко всем   гражданам  и образуемым  ими  негосударственным   организациям   внутри  страны  и в независимости (самостоятельности)  государства вовне,  в проведении   внешней политики  и построении  отношений с другими   государствами.

     Названные  особенности  не  исчерпывают  всей  специфики  государства  как  элемента  политической  системы  общества  среди   других   его   структурных  элементов.

     Но  они  дают  общее  представление  о нем   самом,  а  также  о  факторах,  определяющих  его  место  и роль   в  политической   системе. 

     Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования государства. Однако, как считают отечественные правоведы, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

     Основное  отличие государства от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

     Политические  партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например,  таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему  -  органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры  и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

     Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает  разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это  по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

     Следует отметить, что в некоторых  странах  общественные организации могут  иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических  средств воздействия, находящихся  в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер.  Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

     Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

     Итак, государство и общественные объединения  – это самостоятельные части  политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

     Функционирование  политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные  структуры политической системы  действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.

     Конечно, названные особенности не исчерпывают  всей специфики государства как  элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

Заключение 

В результате  реализации поставленных целей и  решения задач курсовой работы можно сделать следующие выводы.

     Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма  в понимании и определении государства.

     Государство занимает  центральное место в  политической и общественной жизни  любой страны. Это подтверждается следующим:

  1. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы в борьбе между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества и  делает это и сегодня,  можно сказать, что  в этом смысле государство «дало» жизнь политической системе общества.
  2. Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый  индивид  включается в политическую систему общества.
  3. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы  определенных групп или слоев. Государственность – форма бытия  классового общества.
  4. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое  политическую систему и гражданское общество.
  5. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится  в постоянном движении. И когда приходит необходимость в изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству.
 

     Говоря  о роли и месте государства в политической системе общества, следует отметить, что рассмотрение данной проблемы в современных условиях имеет огромную теоретическую и практическую значимость. Данные вопросы тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.

Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют  сделать вывод о том, что государство - основной элемент политической системы  общества.

Кроме того, основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены рядом особенностей.

Только  законная государственная власть мет  обеспечить  относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

     Следовательно, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

     То  же самое можно сказать и об отдельных государственных органах - парламенте, правительстве, конституционном  суде,  различных министерствах  и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми  составными частями политического, по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и другие.

     Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

     Список  используемой   литературы

    Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (далее – РФ). Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета (далее – РГ), 25.12.1993, № 237.

2. Права человека: Сб. универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестакова Л.Н.: 2002.с.294

Монографические  учебные издания:

  1. Алексеев С.С. Государство и право. - М., 2006.
  2. Жеругов Р.Т.  Теория государства и права.:, Нальчик,1995
  3. Корельский В.М. и В.Д. Перевалов. –Теория государства и права.: НОРМА 2002.
  1. Лазарев В.В. Теория государства и права-М.: Новый юрист, 2002
 
  1. Матузов Н.И. Правовая система. Саратов, 1987  

6. Матузов  Н.И. и А.В. Малько Теория государства и права: Курс лекций. – М., 2007.

7. Четвернин  В.А. Демократическое конституционное  государство. М.:,1993

8.Червонюк В.И. Теория государства и права.- М.: ИНФРА-М, 2007.-704с. 
 

    Периодические издания: 

  1. Абдулаев  М.Н., Комаров С.А. Проблемы теории государства: учебник.- СПБ.: Питер, 2003
  2. Алексеев С.С., Архипов С.И., Игнатенко Г.В. и др. Теория государства и права (Под ред. Перевалова В.Д.). – М., 2007.
  3. Васильев А.В. Теория государства и права. – М., 2001.
  4. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974
  5. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2-х тт. – М., 2007.
  6. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // теория права: Новые идеи М.: 1991. Вып.1
  7. Марченко М.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. В 2-х тт. (т.1 «Государство», т. 2 «Право»). – М., 2004.
  8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2004.
  9. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х тт. Под ред. Марченко М.Н. – М.., 2007.
  10. Поляков А.В. Общая теория права. – СПб, 2004.
  11. Попков В.Д., Лейст О.Э., Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Под ред Марченко М.Н. – М., 2002.
  12. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. Нерсесянца В.С. – М., 2004.
  13. Рассолов М.М. Проблемы теории государства и права. – М., 2007.
  14. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 2001.
  15. Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 2005.
  16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Под ред. Стрекозова В.Г. – М., 2004.
  17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд.Т.21.

Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества