Место государства в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание.

Оглавление

Введение………………………………………………………………4
Глава 1.Соотношение общества и государства.
1.1 Понятие и признаки гражданского общества……………………..5
1.2 Соотношение гражданского общества и государства…………...10
1.3 Взаимоотношения государства с партиями и общественными движениями…………………………………………………………….11
Глава 2. Государство и политическая система общества.
2.1 Функции государства……………………………………………...15
2.2 Понятие и структура политической системы общества………...16
2.3 Элементы политической системы………………………………...21
Глава 3. Место и роль государства в политической системе об-щества.
3.1 Государство как элемент политической системы общест-ва………………………………………………………………………...24
3.2Соотношение государства с другими элементами политической системы…………………………………………………………………25
3.3 Особенности государства как элемента политической систе-мы.............................................................................................................30
Выводы и предложения……………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………...35

Файлы: 1 файл

a_104.docx

— 59.24 Кб (Скачать)

   2. Известны  два метода, посредством которых  государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом.

     Следовательно, демократическое  современное государство не может  вне и помимо права осуществлять  свою деятельность. Право составляет  необходимую сторону, аспект, свойство  государственной деятельности. Такое  качество присуще праву, поскольку  оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

 Сложным является вопрос о соотношении государства (политики) и морали.

     Государственная власть сталкивается  с трудной проблемой совмещения целесообразности тех или иных решений, полезности их для общества, с необходимостью иногда применять силу при наличии нравственных норм, не согласующихся с этими действиями. Выдержать необходимый баланс между политическими и нравственными критериями весьма непросто. Государство  взаимодействует и  с другими элементами политической системы:

   ~ с  политическими партиями,

   ~ с  национальными движениями и организациями,

   ~ с  церковью,

   ~ с  органами местного самоуправления,

   ~ с  профсоюзами, молодежными организациями  и др.

     Политические партии, общественные  организации и объединения - это  институты общественного влияния,  воздействия и воспитания. Они  содействуют выявлению и выражению  политической воли граждан, участвуют в выборах.

  Политическая партия — добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

  Партии в политической системе в свою очередь образуют партийную систему — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть.

   Возрастание роли политических партий — характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующими факторами:

   —  возрастанием политической активности  граждан;

   —  процессом демократизации властных  структур государства;

   —  политическим и идеологическим  плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

  Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к следующему:

   1. Никто  не может быть принужден к  вступлению в какую-либо партию  или пребывание в ней.

   2.  Партии свободно создаются и  действуют в обществе на основе  их уставных документов и после  регистрации в установленном  законом порядке.

   3.  Деятельность партий не должна  ущемлять основные права и  свободы человека и гражданина.

   4.  Решения политических партий  не имеют обязывающей силы  для органов государства.

   5.  Партии призваны содействовать  выражению политической воли  гражданского общества.

   6.  Создание организационных структур  партий в государственных органах,  воинских частях не допускается.

   7.  Недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

     Взаимоотношения между государством  и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

     Следует отметить, что общественные  организации действуют в рамках  правового режима, установленного  государством, которое как главная  властвующая и организующая сила  призвано обеспечить нормальную  деятельность всех негосударственных  организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений.

     Взаимоотношения государства с  профсоюзами, молодежными организациями, творческими  союзами строятся  при  отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких обще­ственных   организаций,   как   потребительская   кооперация,   ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение.    Все   задачи   должны    решаться    путем   сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

      
3.3 Особенности государства как элемента политической системы. 
По сути, государство – стержневой элемент политической системы, вокруг которого объединяются все остальные составляющие (партии, общественно-политические объединения и др.). Для обоснования этого вывода отметим, что государство по существу призвано обеспечить целостность и единство институтов и организаций, выполняющих разнообразные функции управления. Особая роль здесь принадлежит законодательным органам государства. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение и механизм действия основных элементов политической системы. Среди них особое значение имеют Федеральные законы «Об общественных объединениях» , «О профсоюзах» , «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» , «О свободе совести и религиозных объединениях» , «О политических партиях» и др.

 Наряду  с приведенными положениями можно  назвать и иные для обоснования  того, что государство играет  особую роль в политической системе. Государство придает своего рода целостность и устойчивость политической системе, так как оно:

 – выступает  в качестве единственного официального  представителя всего народа, объединяемого  в пределах его территориальных  границ по признаку гражданства;

 – является  единственным носителем суверенитета;

 – содержит  специальный аппарат, предназначенный  для управления обществом;

 – имеет  «силовые» структуры (вооруженные  силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

 – располагает  специальным набором материальных  ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.). 

 
 
 
 
 
 
 
Заключение

  Огромную теоретическую и практическую  значимость, особенно в современных  условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения  политической системы общества  и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.

  Следует сразу же оговориться,  что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.

  Государство выступает как особое  звено в структуре политической  системы общества. Его роль и  место в этой системе не  отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой – иных звеньев этой системы.

  Государство не просто самое  массовое политическое объединение  граждан, а объединение всех  без исключения граждан, всех  членов общества, находящихся в  политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель  их общих интересов и мировоззрения.

Во взаимоотношениях государства  и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

В России, например, общественные организации  участвуют в выработке и реализации политики государства. Они непременные участники всех политических кампаний, в том числе таких, как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнению или совместно с общественными организациями.

  Общественные организации – это  не «филиалы» государства, а  самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение и активно работающие на благо человека.

  Взаимоотношения государства с  профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся  при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата.

  Россия провозгласила себя светским  государством. Но вместе с тем  признала особую роль православия  в её истории, в становлении  и развитии ее духовности и  культуры. Закон утверждает, что  христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

  Никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

  Итак, государство и общественные  объединения – это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

  Конституция РФ обозначила Россию  правовым социальным государством. Пройдет ещё немало времени, возможно, смениться не одно поколение граждан нашей страны, прежде чем желаемое станет реальностью.

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованных источников и литературы:

1. Власов В.С. Основы государства и права. - Ярославль, 1995.

2. История государства и права / Под ред. Батыра К.И.  - М., 1995.

3. Мартышин О.В. Российская конституция и становление новой политической системы // Государство и право. 1994. № 10. С. 32-38.

4. Спиридонов Л.И. История государства и права. - СПб., 1995.

5. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в историю. - М., 1993.

6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г.)

7. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

8. История политических и правовых учений. – М.: Юридическая литература, 1991. – 428с.

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – 312с.

10. Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. -  М.: Изд-во “Наука”, 1974. – 275с.

11. Марченко М. Н. Политическая система современного буржуазного общества (политико-правовое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1981. – 340с.

12. Перевалов В. Д. Политическая система развитого социализма (вопросы правосубъектности и законности). Свердловск, 1984. – 217с.

13. Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 282с. 
14. Спиридонов Л.И. История государства и права. - СПб., 1995. 
15. Мартышин О.В. Российская конституция и становление новой политической системы // Государство и право. 1994. № 10. С. 32-38.

Информация о работе Место государства в политической системе общества