Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание.
Введение………………………………………………………………4
Глава 1.Соотношение общества и государства.
1.1 Понятие и признаки гражданского общества……………………..5
1.2 Соотношение гражданского общества и государства…………...10
1.3 Взаимоотношения государства с партиями и общественными движениями…………………………………………………………….11
Глава 2. Государство и политическая система общества.
2.1 Функции государства……………………………………………...15
2.2 Понятие и структура политической системы общества………...16
2.3 Элементы политической системы………………………………...21
Глава 3. Место и роль государства в политической системе об-щества.
3.1 Государство как элемент политической системы общест-ва………………………………………………………………………...24
3.2Соотношение государства с другими элементами политической системы…………………………………………………………………25
3.3 Особенности государства как элемента политической систе-мы.............................................................................................................30
Выводы и предложения……………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………...35
При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественными организациями.
Во взаимоотношениях
государства и общественных организаций
отражается общность их конечных целей
и задач, единство принципов построения
и функционирования, их подлинный демократизм,
возникновение всех государственных и
негосударственных объединений по воле
народных масс, постоянная опора на их
творческую инициативу и поддержку.
Укрепление и развитие общности и единства
всех государственных и общественных
организаций – свидетельство дальнейшего
развития демократии, обеспечивающей
активное участие всех членов общества
в управлении как государственными, так
и общественными делами, если будут успешно
преодолеваться противоречия между
государством и общественными организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение
общего направления их деятельности, надзор и т.д. при этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
В последнее время стали нередки совместные встречи лидеров фракций Государственной Думы с Президентом РФ. Стало «доброй» традицией вести консультации по ключевым вопросам российской политики с лидерами наиболее представительных партий России.
Партии участвуют в контроле за деятельностью государственных органов власти, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.
Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений.
Общественные организации – это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение и активно работающие на благо человека.
Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата.
Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношения с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностей. Большинство из них опосредуются соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.). Некоторые отношения не имеют ещё правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего совершенствования законодательства об общественных организациях, их правовом статусе.
Основным правовым актом, регулирующим взаимоотношения государства с общественными объединениями, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г.)
Статья 17 указанного закона обозначает взаимоотношения государства с общественными объединениями следующим образом: «Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Государство
обеспечивает соблюдение прав и законных
интересов общественных объединений,
оказывает поддержку их деятельности,
законодательно регулирует предоставление
им налоговых и иных льгот и преимуществ.
Государственная поддержка может выражаться
в виде целевого финансирования отдельных
общественно полезных программ общественных
объединений по их заявкам (государственные
гранты); заключения любых видов договоров,
в том числе на выполнение работ и предоставление
услуг; социального заказа на выполнение
различных государственных программ неограниченному
кругу общественных объединений на конкурсной
основе.
Правовые взаимоотношения государства
с церковью строятся на основе Федерального
закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе
совести и о религиозных объединениях".
Россия обозначила себя, как светское государство, но вместе с тем признала особую роль православия в её истории, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Закон утверждает, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
Никакая религия
не может устанавливаться в
Глава
2. Государство и политическая система
общества.
2.1 Функции государства
Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.
Функции государства объективны. Они не зависят ни от сознания и воли объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто этим сообществом управляет. Главной - генеральной - функцией государства является реализация “общих дел”, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования, как то: природные условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.
Генеральная
функция государства
Главная функция
государства - решение общих дел
- реализуется прежде всего в сфере
экономики и политики. В наиболее
близкий к нам исторический период
особенно наглядно это стало проявляться
в форме регулирования
Современные исследователи обращают также внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется. Как замечает, например, российский теоретик государства и права В.А.Четвернин, “по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается обще-социальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых”.2
2.2 Понятие и структура
Категория «политическая система» отражает
целенаправленность политического процесса.
Целью функционирования политической
системы является обеспечение власти
в обществе.
Современная
философская наука не
Для
анализа сложноорганизованных
Одно
из определений власти
Слово «политика» произошло от греческого
politike, что означает в переводе «государственные
дела», «искусство управления государством».
Наука
предлагает различные
Политика
— это отношения между
Политика
— это деятельность
Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
Политическая
жизнь включает в себя не
только государство, но и
Политическая
система включает в себя
1)
политическая организация
2) социально-политические
и правовые нормы,
3) политическую
идеологию: политическое
4) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Информация о работе Место государства в политической системе общества