Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание.
Введение………………………………………………………………4
Глава 1.Соотношение общества и государства.
1.1 Понятие и признаки гражданского общества……………………..5
1.2 Соотношение гражданского общества и государства…………...10
1.3 Взаимоотношения государства с партиями и общественными движениями…………………………………………………………….11
Глава 2. Государство и политическая система общества.
2.1 Функции государства……………………………………………...15
2.2 Понятие и структура политической системы общества………...16
2.3 Элементы политической системы………………………………...21
Глава 3. Место и роль государства в политической системе об-щества.
3.1 Государство как элемент политической системы общест-ва………………………………………………………………………...24
3.2Соотношение государства с другими элементами политической системы…………………………………………………………………25
3.3 Особенности государства как элемента политической систе-мы.............................................................................................................30
Выводы и предложения……………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………...35
Структура
политической системы означает,
из каких элементов она
Существуют
различные политические
= распределительного типа, рыночные, конвергентные,
= либерально-демократические, тоталитарные, авторитарные,
= открытые и закрытые и др.
Гражданское
общество функционирует на
Из этого
можно сделать заключение, что
политическая система в
- определение целей, задач, путей развития общества;
- организация
деятельности общества по
- распределение
материальных и духовных
- согласование
разнообразных интересов
- разработка
и внедрение в общество
- обеспечение стабильности и безопасности общества;
- политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;
- контроль за выполнением политических и иных норм подведения, пресечение попыток их нарушения.
Под политической
системой общества понимают
В политической системе главную роль играет государство, обеспечивающее политическую организованность общества. Многие ученые в обоснование главенствующего места государства в политической системе общества приводят ряд аргументов:
»
Государство решает общие
»
Оно является единственной
»
Оно определяет основные
»
Является официальным
Политическая
система отражает уровень
2.3 Элементы политической системы.
Политическая система общества — это
категория, которая отражает политическую
деятельность и подчеркивает системный
характер политической жизни общества.
Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых иногда подсистемами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую.
К институциональной подсистеме относятся политические институты (организации), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.
Все политические
институты можно условно
К первой группе, собственно политическим
относятся организации, непосредственной
целью существования которых является
осуществление власти или воздействие
на нее (государство, политические партии
и общественно-политические движения).
Ко второй
группе — не собственно политических
— относятся организации, осуществляющие
свою деятельность в экономической, социальной,
культурной сферах жизни общества (профсоюзы,
религиозные и кооперативные организации
и т.п.). Они не ставят перед собой самостоятельных
политических задач, не участвуют в борьбе
за власть. Однако их цели не могут быть
Достигнуты вне политической системы,
а поэтому подобные организации должны
участвовать в политической жизни общества,
отстаивая свои корпоративные интересы,
добиваясь их Учета и реализации в политике.
К третьей группе относятся организации,
деятельность которых имеет лишь незначительный
политический аспект. Они возникают и
функционируют для реализации личных
интересов и склонностей какого-либо слоя
людей (клубы по интересам, спортивные
общества), приобретая политический оттенок
как объекты воздействия со стороны государства
и других собственно политических институтов.
Сами же они не являются активными субъектами
политических отношений.
Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики.
Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.
Нормативная
подсистема. Политические отношения строятся
на основе определенных правил (норм).
Политические нормы и традиции, определяющие
и регулирующие политическую жизнь общества,
составляют нормативную подсистему политической
системы общества. Наиболее важную роль
играют в ней правовые нормы (конституции,
законы, другие нормативно-правовые акты).
Еще одну группу социальных норм составляют
этико-моральные нормы, в которых закреплены
представления всего общества или его
отдельных слоев о добре и зле, правде,
справедливости. Современное общество
приблизилось к осознанию необходимости
возврата в политику таких нравственных
ориентиров, как честь, совесть, благородство.
Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений.
Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.
Политическая
система представляет собой
Основными элементами политической системы являются политические институты:
1. государство;
2. политические партии;
3. общественные организации и объединения;
4. институты
непосредственной демократии (выборы,
референдумы, демонстрации, митинги и
др.).
Глава 3. Место и роль государства в политической
системе общества.
3.1 Государство как элемент политической
системы общества
Государство - это организация политической
власти, содействующая преимущественному
осуществлению конкретных интересов (классовых,
общечеловеческих, религиозных, национальных
и т.п.) в пределах определенной территории.
Эти два понятия можно рассматривать как целое и часть. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:
•
является единственным
•
является единственным
•
обладает публичной властью и
является единственной
•
располагает широким набором
средств воздействия на своих
граждан, в то время как
•
обладает монополией на
•
располагает огромными
•
выполняет интегрирующую (
Государство выступает в качестве гаранта стабильности в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.
Современное демократическое
3.2Соотношение государства с другими
элементами политической системы.
Понимание природы государства неизбежно
предполагает и осознание связей его с
другими сферами общественной жизни и
элементами политической системы общества.
Испытывая влияние экономики, морали,
права, политических партий и организаций,
религии, культуры и др. явлений, государство
само оказывает на них существенное воздействие.
Прежде всего, необходимо отметить значительную
детерминирующую (причинно-обусловленную)
роль экономики в отношении государства.
Исходя из социально-экономических условий
и других факторов, многие ученые выделяют
пять типов государств:
» традиционные примитивные,
» традиционные цивилизованные,
»
государства переходных
»
государства периода
» государства общества высокого массового потребления.
В свою очередь государство оказывает большое влияние на экономику. Характер этого влияния может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. В современной России без помощи государства в принципе невозможно утверждение рыночных отношений, проведение реформ, развитие предпринимательства, создание конкурентной среды, ликвидация монополизма в сфере экономических отношений.
Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1 - во внутренней организации государства и 2 - в его деятельности.
1. Исторический
опыт доказывает, что для своего
существования государство,
С помощью права определяются место,
роль, функции частей государственного
механизма, их взаимодействие с другими
органами и населением. Право выступает
существенным свойством государственной
организации общества. Упорядочивая
внутриорганизационные связи государства,
право позволяет обеспечить рациональное
устройство структуры государства. Нормативно-юридические
акты правоустановительного характера
формируют государство как систему государственных
органов, осуществляющих функцию управления
строго в правовом поле. Тем самым право
создает юридические предпосылки для
эффективной работы всех звеньев государственной
машины.
Информация о работе Место государства в политической системе общества