Место государства в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание.

Оглавление

Введение………………………………………………………………4
Глава 1.Соотношение общества и государства.
1.1 Понятие и признаки гражданского общества……………………..5
1.2 Соотношение гражданского общества и государства…………...10
1.3 Взаимоотношения государства с партиями и общественными движениями…………………………………………………………….11
Глава 2. Государство и политическая система общества.
2.1 Функции государства……………………………………………...15
2.2 Понятие и структура политической системы общества………...16
2.3 Элементы политической системы………………………………...21
Глава 3. Место и роль государства в политической системе об-щества.
3.1 Государство как элемент политической системы общест-ва………………………………………………………………………...24
3.2Соотношение государства с другими элементами политической системы…………………………………………………………………25
3.3 Особенности государства как элемента политической систе-мы.............................................................................................................30
Выводы и предложения……………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………...35

Файлы: 1 файл

a_104.docx

— 59.24 Кб (Скачать)

  Структура  политической системы означает, из каких элементов она состоит,  как они между собой связаны.

  Существуют  различные политические системы.  Основанием классификации политических систем, как правило, выступает политический режим, т. е. характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. Назовем их без раскрытия содержания:

   = распределительного  типа, рыночные, конвергентные,

   = либерально-демократические,  тоталитарные,   авторитарные,

   = открытые  и закрытые и др.

   Гражданское  общество функционирует на нескольких  уровнях: производственном, социально-культурном  и политико-правовом. На первом  уровне граждане создают ассоциации  или организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих основных потребностей в пище, одежде, жилье; на втором — для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, в знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, СМИ, творческие союзы; третий уровень составляют политико-правовые отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

  Из этого  можно сделать заключение, что  политическая система в обществе  выполняет разнообразные определенные  функции, к которым можно отнести:

   - определение  целей, задач, путей развития  общества;

   - организация  деятельности общества по достижению  поставленных целей;

   - распределение  материальных и духовных ресурсов;

   - согласование  разнообразных интересов субъектов  политического процесса;

   - разработка  и внедрение в общество различных  норм поведения;

   - обеспечение  стабильности и безопасности  общества;

   - политическая  социализация личности, приобщение  людей к политической жизни;

   - контроль  за выполнением политических  и иных норм подведения, пресечение попыток их нарушения.

  Под политической  системой общества понимают совокупность  различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

  В политической  системе главную роль играет  государство, обеспечивающее политическую организованность общества. Многие ученые в обоснование главенствующего места государства в политической системе общества приводят ряд аргументов:

   »  Государство решает общие проблемы  страны.

   »  Оно является единственной полновластной  организацией в масштабе всей страны.

   »  Оно определяет основные направления  развития общества в интересах всех и каждого человека.

   »  Является официальным представителем  общих интересов и целей как внутри страны, так и за рубежом.

 Политическая  система отражает уровень политического  творчества в обществе, характер  политического участия населения  в жизни общества, процессы правового закрепления власти, распределение политических ролей и др. Она оказывает огромное влияние на культуру, экономику, идеологию, являясь необходимым элементом всей общественной действительности. 
 
2.3 Элементы политической системы. 
Политическая система общества — это категория, которая отражает политическую деятельность и подчеркивает системный характер политической жизни общества.

 Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых иногда подсистемами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую.

 К институциональной подсистеме относятся политические институты (организации), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

Все политические институты можно условно разделить  на три группы.  
К первой группе, собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Ко второй группе — не собственно политических — относятся организа­ции, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т.п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Однако их цели не могут быть Достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их Учета и реализации в политике.  
К третьей группе относятся организации, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества), приобретая политический оттенок как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

  Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики.

 Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

 Нормативная подсистема. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты).  
Еще одну группу социальных норм составляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

 Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений.

 Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

 Политическая  система представляет собой целостное,  упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям.

 Основными элементами политической системы являются политические институты:

   1. государство;

   2. политические  партии;

   3. общественные  организации и объединения;

   4. институты  непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.). 
 
Глава 3. Место и роль государства в политической системе общества. 
 
3.1 Государство как элемент политической системы общества 
Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

 Эти два понятия можно рассматривать как целое и часть. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:

   •  является единственным легитимным  представителем своего народа, имеет самую широкую социальную основу, выражая интересы основной части населения;

   •  является единственным носителем  суверенитета;

   •  обладает  публичной властью и   является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

   •  располагает широким набором  средств воздействия на своих  граждан, в то время как возможности  политических партий и иных  организаций ограничены;

   •  обладает монополией на правотворчество,  устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, оп­ределяющие порядок создания и деятельности других политических организаций;

   •  располагает огромными материальными  ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики, являясь основным собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.;

   •  выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках  политической системы, являясь «стержнем» политической  жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

   Государство выступает в качестве гаранта стабильности в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.

     Современное демократическое государство  обеспечивает общественные интересы, концентрирующие интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса. 
 
3.2Соотношение государства с другими элементами политической системы. 
Понимание природы государства неизбежно предполагает и осознание связей его с другими сферами общественной жизни и элементами политической системы общества. Испытывая влияние экономики, морали, права, политических партий и организаций, религии, культуры и др. явлений, государство само оказывает на них существенное воздействие. Прежде всего, необходимо отметить значительную детерминирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства. 
Исходя из социально-экономических условий и других факторов, многие ученые выделяют пять типов государств:

   »  традиционные примитивные,

   »  традиционные цивилизованные,

   »  государства переходных обществ,

   »  государства периода промышленных  революций,

   »  государства общества высокого  массового потребления.

     В свою очередь государство  оказывает большое влияние на  экономику. Характер этого влияния может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. В современной России без помощи государства в принципе невозможно утверждение рыночных отношений, проведение реформ, развитие предпринимательства, создание конкурентной среды, ликвидация монополизма в сфере экономических отношений.

 Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1 - во внутренней ор­ганизации государства и 2 - в его деятельности.

   1. Исторический  опыт доказывает, что для своего  существования государство, как  организация, нуждается в праве.  Право оформляет структуру государства  и регулирует внутренние взаимоотношения  в государственном механизме,  взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. 
  С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Право выступает существенным свойством государственной ор­ганизации общества. Упорядочивая внутриорганизационные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему государственных органов, осуществляющих функцию управления строго в правовом поле. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

Информация о работе Место государства в политической системе общества