Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:38, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить общие принципы организации и работы государственного аппарата.
Задачи работы:
1. Подобрать в соответствии с темой работы нормативно-правовые акты, а также наиболее актуальную учебную литературу.
2. Рассмотреть механизм государства: понятие, структуру, принципы организации и деятельности.
3. Охарактеризовать законодательные, исполнительные, судебные органы.
4. Изучить проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Механизм государства: понятие, структура, принципы организации и деятельности…………………………………………………………………………5
§1.1 Понятие и структура механизма государства……………………………….. 5
§1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства………… 11
2.Законодательные, исполнительные, судебные органы………………………... 17
§2.1 Законодательные (представительные) органы……………………………… 17
§2.2 Исполнительные органы……………………………………………………... 20
§2.3 Судебные органы ……………………………………………………………. 22
3. Проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата……………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы……………………………………………... 35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Механизм государства: понятие,
структура, принципы организации и деятельности………………………………………………
§1.1 Понятие и структура механизма государства……………………………….. 5
§1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства………… 11
2.Законодательные, исполнительные, судебные органы………………………... 17
§2.1 Законодательные (представительные) органы……………………………… 17
§2.2 Исполнительные органы……………………………………………………...
§2.3 Судебные органы ……………………………………………………………
3. Проблемы совершенствования
организации и деятельности
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Механизм современного Российского государства - это закрепленная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства.
Принципы организации и деятельности государственного механизма - это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма.
В сегодняшних российских условиях административную реформу можно рассматривать как национальный ресурс, которым необходимо разумно распорядиться в интересах общества.
Актуальность работы. Успешное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих ныне перед Россией, напрямую связано с повышением роли государства, его усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение механизма государства, укрепления и слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить общие принципы организации и работы государственного аппарата.
Задачи работы:
1. Подобрать в соответствии с
темой работы нормативно-
2. Рассмотреть механизм государства: понятие, структуру, принципы организации и деятельности.
3. Охарактеризовать законодательные, исполнительные, судебные органы.
4. Изучить проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата.
Объект работы − правовое государственное управление обществом.
Предмет работы – механизм государства.
В данной работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, сравнение и системный подход.
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного аппарата нет и быть не может государства.
Категорию «государственный аппарат» принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением аппарата государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления.
Понятие аппарата государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.
Для написания курсовой работы были использованы труды таких ученых- правоведов, как Малько А.В., Доржиев Ж.Б., Мелехин А.В., Раянов Ф.М., Марченко М.Н. и др.
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование.
Механизм государства — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.1
Наиболее общие характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:
Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.
В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
В-четвертых, механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.
Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.
В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциями, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы.2
Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.
В научных кругах иногда говорят и пишут о четвертой ветви власти – средствах массовой информации. Однако это – образное выражение. Средства массовой информации не являются носителями какой-либо официальной власти.
Таковыми их называют в силу того, что оказывают очень сильное, нередко решающее влияние на массы. Они играют исключительно важную роль в формировании общественного мнения, в создании положительного или, наоборот, отрицательного образа правящей элиты или отдельных лиц.
Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого мнения о том, каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а, следовательно, и их носители – государственные органы. Должны ли они быть равны между собой или должна существовать их определенная соподчиненность, субординация.
Высказывается точка зрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители должны находится в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с тоталитарным и авторитарным режимом усиленно насаждается идея о том, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее носители, должны доминировать в структуре государственного аппарата.
Однако, как показывает исторический опыт, реализация подобной концепции приводит не в демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политическая практика фашисткой Германии, Италии и ряда иных стран.
Другой подход к решению проблемы соотношения государственных властей и их носителей заключается в том, что на первый план выступает государственная власть, источником которой является народ.
Во всех демократических странах эта концепция получила всеобщее признание. Политическая практика подтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII в. английским философом материалистом Дж. Локком.
Затонский В.А. выделяет следующие частные системы государственных органов, входящие в общую систему – государственный аппарат:
Во-первых, основным значением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В демократических государствах они занимают центральное место в структуре государственного аппарата.
Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Оной из их важнейших функций является принятие законов.
Сосредотачивая в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам, делегирует их.
Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства.
Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управление на местах.
Во-вторых, система органов исполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительно-распорядительную деятельность.
Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления.3
Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнения подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.
В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства.
В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся те органы государственного управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию государств – субъектов федерации. Это – правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или Советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные, находящиеся при Советах министров ведомств.
К местным органам государственного
управления относятся органы, деятельность
которые ограничивается рамками одной
или нескольких административно-
В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции.
Органы общей компетенции (например, Советы министров, исполкомы) объединяют и направляют работу по руководству всеми отраслями или большинством отраслей государственного управления.
Органы отраслевой и специальной компетенции осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.
Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления.
В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил.
В-третьих, важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.