Механизм и аппарат государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить общие принципы организации и работы государственного аппарата.
Задачи работы:
1. Подобрать в соответствии с темой работы нормативно-правовые акты, а также наиболее актуальную учебную литературу.
2. Рассмотреть механизм государства: понятие, структуру, принципы организации и деятельности.
3. Охарактеризовать законодательные, исполнительные, судебные органы.
4. Изучить проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Механизм государства: понятие, структура, принципы организации и деятельности…………………………………………………………………………5
§1.1 Понятие и структура механизма государства……………………………….. 5
§1.2 Принципы организации и деятельности механизма государства………… 11
2.Законодательные, исполнительные, судебные органы………………………... 17
§2.1 Законодательные (представительные) органы……………………………… 17
§2.2 Исполнительные органы……………………………………………………... 20
§2.3 Судебные органы ……………………………………………………………. 22
3. Проблемы совершенствования организации и деятельности государственного аппарата……………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы……………………………………………... 35

Файлы: 1 файл

механизм и аппарат государства курсовая.docx

— 95.32 Кб (Скачать)

В нынешних условиях российский госаппарат явно не справляется с возложенными на него обязанностями, часто не способен действовать в новой экономической и политической среде, выполнять в полной мере свои функции. Сегодня речь идет о том, чтобы повысить эффективность работы этой группы служащих и соответственно более рационально использовать государственные ресурсы.

Можно выделить две основные проблемы:

1. слабость большинства институтов государственной власти и управления,

2. невысокий уровень подготовки и обучения государственных служащих.

Среди негативных явлений в деятельности госаппарата следует отметить медленную адаптацию к быстро меняющейся внешней среде и потребностям общества, неэффективный механизм принятия решений, дефицит профессиональных государственных менеджеров. Низок уровень интеграции, контроля и координации как внутри госаппарата, так и в отношении внешних институтов, что способствует нерациональным затратам и слабой реализации государственной политики во многих сферах. Неэффективным является управление госслужбой и работой госаппарата на всех уровнях.

В сложившейся ситуации на повестку дня в России выходит разработка такой стратегии модернизации госаппарата, которая позволит вывести его по основным параметрам и результатам деятельности на уровень большинства развитых стран.

Существуют два основных подхода к этой проблеме, хотя грань между ними во многом условна и часто они дополняют друг друга.

Первый (практически реализуемый сейчас в России) – идти по пути постепенного устранения имеющихся недостатков, решения тактических задач в отдельных областях, совершенствуя функции и методы работы; второй – разработать стратегию развития госаппарата, ориентируясь на будущие потребности общества, решая долгосрочные задачи и добиваясь выполнения стратегических целей. В последнем случае необходим анализ современных тенденций в развитии государства и общества, обобщение мировой практики, что дает возможность определить параметры госаппарата.

Наступил такой этап, когда развитие госаппарата за счет увеличения его масштабов и усложнения функций подошло к критическому рубежу как по финансовым, так и чисто управленческим причинам. Необходим переход к более простым и экономным оргструктурам, ведущий к ликвидации многих промежуточных звеньев. Эти изменения должны происходить за счет использования конкурентных сил, участия гражданского общества, развития политически подотчетной административной системы, применения новых управленческих и информационных технологий.

Сложность ситуации в том, что одновременно с планами по сокращению аппарата и уменьшению расходов на его содержание возникают новые задачи, заставляющие создавать дополнительные государственные структуры. Они отвечают за такие области, как управление административными реформами и совершенствование работы госаппарата (применение информационных технологий, развитие связей с общественностью, повышение квалификации работников), а также формирование государственной политики (решение экологических проблем, развитие отношений с международными организациями и т.д.).

Прослеживается тенденция более четкого разделения политических и административных функций, налаживания сотрудничества между политическими и карьерными чиновниками.12

При создании эффективно действующего госаппарата ставится задача обеспечить соблюдение демократических норм и механизмов, а также сбалансировать принцип самостоятельности и подотчетности государственной бюрократии.

Усложнение социальной структуры общества, появление различных гражданских движений и инициатив заставляет искать новые механизмы взаимоотношений государственных органов власти с населением и организациями, выражающими их интересы. Развитие идет по двум направлениям: с одной стороны, предпринимаются усилия по повышению качества услуг, оказываемых населению государством (образование, здравоохранение, социальное страхование и др.), с другой – формируются новые механизмы вовлечения граждан в процесс принятия и реализации государственных решений. Это способствует эффективному использованию ресурсов для решения социальных проблем, более точному определению приоритетов государственной политики.

Постепенно начинают формироваться новая культура и новый стиль работы государственных органов власти с ориентацией на запросы и нужды населения, повышение ответственности за распределение услуг и ресурсов. Оценка их деятельности зависит от уровня удовлетворения граждан государственными услугами, степени их доверия к государству и реальной возможности участвовать в разработке и принятии решений.

Большое значение придается расширению консультативной и информационно-аналитической работы с общественными организациями и населением.

Важнейшим условием эффективной работы госаппарата является гласность, публичность и обязательность обоснования принимаемых решений, право граждан на их разъяснение, наказание за предоставление ложной или искаженной информации.

Растущее несоответствие между ограниченностью ресурсов и ростом социальных ожиданий и потребностей различных слоев общества ведет к недовольству населения и отчуждению власти, появлению новых общественных движений, кризису политических институтов. В связи с этим возникает вопрос о системе распределения ресурсов. С одной стороны, она должна быть справедливой в глазах различных социальных групп, с другой –власть вынуждена проводить политику экономии ресурсов и их более рационального распределения. Одним из аспектов данной проблемы является поиск новых моделей принятия решений на государственном уровне по вопросам определения целей и приоритетов государственной политики.

Профессионализм госаппарата обеспечивается рациональным использованием кадрового потенциала и развитием института государственной службы. В современных условиях осуществляется переход от унифицированной к дифференцированной системе госслужбы, ведется работа по кодификации деятельности чиновников и более четкому определению их обязанностей и прав.

При сохранении длительной карьерной службы все большее значение придается вертикальной и горизонтальной мобильности чиновников.

Предпочтение отдается мобильности внутри организации, поскольку считается, что это способствует обмену опытом, лучшему стимулированию работников, развитию единой культуры, совершенствованию координации в деятельности госаппарата.

Принятие на работу и продвижение по службе чиновников происходит на основе «принципа заслуг», т.е. в зависимости от деловых и личных качеств человека. Вместе с тем все сильнее проявляется и другая тенденция – формирование госаппарата на основе «принципа равных возможностей» с целью сделать его более представительным и доступным для различных социальных и демографических групп населения.

Существенные изменения происходят в системе подготовки персонала госаппарата. Основная их цель – более тесная увязка учебного процесса с задачами административных реформ и модернизации систем госуправления. Большее внимание обращается на специальные знания и навыки. Считается, что обучение должно стать одним из главных инструментов внедрения инноваций в административную систему и способствовать изменению организационной культуры и менталитета чиновников.

Процессы демократизации и децентрализации по-новому ставят вопрос о единстве системы государственной власти, создании нового механизма координации всех звеньев госаппарата.

Старые бюрократические процедуры во многом утратили эффективность. С этим связано усиление интереса к использованию культурных и социальных факторов. Одновременно создается система управления процессом совершенствования административной этики. Для этого используются методы этического обучения, разрабатываются правовые нормы и этические кодексы, проводятся специальные кампании по улучшению имиджа государственной власти.

Модернизация госаппарата становится постоянной функцией и одной из основных задач любого правительства. Речь идет о систематическом изучении работы госаппарата, повышении эффективности государственного управления, совершенствовании административных процедур, развитии отношений между гражданами и органами государственной власти.

Это ведет к созданию оргструктур, ответственных за разработку и осуществление административной политики. В их состав входят политические институты, формирующие стратегию; исполнительные органы, отвечающие за ее реализацию; обеспечивающая инфраструктура (научно-информационные центры, учебные учреждения, профессиональные ассоциации и др.).

Таким образом, в настоящее время используются методы совершенствования работы госаппарата, как правило, заимствованные из практики частного сектора: управление тотальным качеством, бенчмаркинг, реинжиниринг, управление проектами, стратегическое управление, организационное развитие и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из написанной работы, можно сделать следующие основные выводы:

1. Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

2. Современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

3. Административную реформу в России нужно рассматривать как национальный ресурс, которым необходимо правильно распорядиться 
в интересах общества.

4. Разработка стратегии совершенствования госаппарата требует понимания направлений его эволюции, тенденций развития государства 
и общества на основе анализа мировой практики.

5. При использовании в России зарубежного опыта реформирования госаппарата целесообразно проведение предварительной экспертизы предлагаемых проектов.

6. Составной частью проводимых во многих странах административных реформ являются меры по повышению эффективности работы госаппарата и его отдельных структур. Эффективный госаппарат означает, что каждое министерство, ведомство или учреждение использует свою власть и ресурсы для достижения целей и стандартов наиболее экономным путем.

7. Реформирование госаппарата происходит в следующих сферах:

- система взаимоотношений исполнительных органов власти с другими государственными институтами власти и управления, как по горизонтали, так и по вертикали (конституционно-политическая сфера);

- оргструктуры, механизмы координации и контроля, включая центральную администрацию, региональное и местное управление (организационная сфера);

- системы и методы управления, административные процедуры и процессы (функциональная сфера);

- кадровая политика и государственная служба (кадровая сфера);

- управление государственными финансами и исполнением бюджета ведомствами (финансово-экономическая сфера).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Нормативно – правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята на всенародном голосованием 12 дек.1993 года// Рос. Газета.- 1993.- 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: (от 26 янв.1996 года N 14-ФЗ)// Сбор законодательств Российской Федерации.- 1994.- №32.- ст. 3301.
  3. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон [Текст]: (от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ)// Сбор. законодательств Рос. Федерации.- 2003. - №22.- ст. 2063.

2. Учебная и научная литература

  1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]: учебник / М.И. Абдуллаев. – М.: Юристъ, 2004. - 410с.
  2. Бошно, С.В. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие / С.В. Бошно. – М.: Инфра-М, 2007. - 400с.
  3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.Б. Венгеров. – М.: Норма, 2005. - 528с.
  4. Графский, В.Г. Основные концепции права и государства в современной России [Текст]: статья. // Государство и право. 2006. - № 5. - С.5-33.
  5. Доржиев, Ж.Б. Теория государства и права [Текст]: учебно-метод. пособие / Ж.Б. Доржиев. Воронеж: ВСГТУ, 2005. - 345с.
  6. Затонский, В.А. Государство, политика, право, выборы: актуальные вопросы теории и практики демократии участия [Текст]: статья. // Право и политика. 2007. - № 5. - С.31-41.
  7. Зотов, Д.В. К вопросу о методологическом значении теории государства и права для отраслевых юридических наук [Текст]: // Правовая наука и реформа юридического образования: сборник научных трудов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2003. - Вып. 15. - С.108-112.
  8. Лобанов, В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы [Текст]: статья. // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - № 11. – С. 77-82.
  9. Малько, А.В. Теория государства и права [Текст]: курс лекций / А.В. Малько. – М.: Норма-Пресс, 2007. - 776с.
  10. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / М.Н. Марченко. – М.: Юнити, 2004. - 640с.
  11. Матузов, Н.И. Теория государства и права [Текст]: учебник. – М.: Март, 2004. - 512с.
  12. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.В. Мелехин. – СПб.: Питер, 2007. - 640с.
  13. Назаренко, Г.В. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / Г.В. Назаренко. - М.: Норма, 2004. – 612с.
  14. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства [Текст]: учебник. – М.: Юристъ, 2004. - 832с.
  15. Пиголкин, А.С. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.С. Пиголкнин. - М.: Норма, 2003. - 544с.
  16. Раянов, Ф.М. Проблемы теории государства и права [Текст]: учебный курс / Ф.М. Раянов, А.И. Бобылев. - М.: Юнити, 2003. - 304с.
  17. Федотов, А.В. Конспект лекций по теории государства и права [Текст]: учебное пособие / А.В. Федотов. - М.: ИНЭП, 2005. - 379с.
  18. Цыганов, В.И. Теория государства и права [Текст]: тезисы лекций / В.И. Цыганов. - М.: Юристъ, 2007. - 201с.

Информация о работе Механизм и аппарат государства