Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов организации и деятельности государственного аппарата.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………….…….3
ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА…………...……………………….5
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА…………….…...………….9
2.1 Представительные органы государственной власти………………………..……..10
2.2 Исполнительные органы государственной власти………………………………...14
2.2.1 Центральные органы исполнительной власти…………………………………...14
2.2.2 Местные исполнительные органы государства………………………………….17
2.3 Судебные органы государственной власти………………………………………...17
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ……………………………………………..20
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ…………………..……………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….......31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………33

Файлы: 1 файл

Механизм государства.docx

— 69.32 Кб (Скачать)

     Принцип федерализма в формировании и  деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

     Федеративное  государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в  нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

     Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

     Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно - правовом акте сформулированы следующие принципы:

     - верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

     - приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

     - обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

     - единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

     - равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

     - обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     - единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

     - профессионализм и компетентность государственных служащих;

     - гласность в осуществлении государственной службы;

     - ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

     - внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

     - стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

     К числу этих принципов следовало  бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

     Кроме Конституции РФ эти принципы закреплены и в уставах краёв. Например,  в уставе Хабаровского края принцип народовластия закреплён во 2 главе статье 3 «Единственным источником власти в Хабаровской крае является народ края как часть народа Российской Федерации, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления края». Принцип разделения властей закреплён в статье 4 «Государственная власть в Хабаровском крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; единства системы государственной власти; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края, между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления Хабаровского края».  А  принцип федерализма закреплён в статье 12 « Хабаровский край включает в себя районы, города краевого и районного подчинения, поселки, сельские населенные пункты». Кроме того, в уставе, так же как и в конституции,  закреплены права и свободы граждан4.

     Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Административная  реформа в Российской  Федерации:

       проблемы реализации

 

     Административная  реформа - это комплекс мер, направленных на построение эффективной системы органов исполнительной власти на основе четкой регламентации их деятельности, совершенствованию организации ее функций, форм и методов деятельности

     Основная  стратегическая цель административной реформы - сделать власть более эффективной, то есть способной   работать лучше, оперативнее и экономичнее, так преобразовать систему и порядок работы органов исполнительной власти, чтобы их деятельность была сориентирована, прежде всего, на реализацию интересов населения. 

     Одними  из первых нормативных правовых актах, в которых были очерчены контуры  административной  реформы,  были Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах», а также  постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы». Таким образом, эта реформа проводится в Российской Федерации уже на протяжении пяти лет. В ходе реализации реформы накопились определенные проблемы, которые требуют научного осмысления и анализа:

     - проблема разграничения функций федеральных органов исполнительной власти;

     - проблема связана с правовым положением государственных корпораций;

     - проблема совершенствования управленческих процедур;

     - проблема создания комплексной нормативно-правовой основы государственной службы;

     - пятая проблема связана с перераспределением полномочий между уровнями публичной власти.

     Обо всех этих проблемах можно говорить до бесконечности, но в своей работе я бы хотела осветить первую проблему, так как считаю её наиболее важной.

     Проблема  разграничения функций федеральных  органов исполнительной власти.

     До  начала административной реформы в  течение ряда лет в РФ действовала  система федеральных органов  исполнительной власти, установленная  Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» и структура таких органов, утвержденная Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

     Согласно  этим указам в систему федеральных  органов исполнительной власти Российской Федерации входили министерства РФ (федеральные министерства) и  иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также Управление делами Президента РФ. Таким образом, было предусмотрено шесть различных организационных форм федеральных органов исполнительной власти.

     Министерство  РФ было федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавлял входящий в состав правительства  министр РФ (федеральный министр).

     Государственный комитет, федеральная комиссия осуществляли на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавлял соответственно председатель государственного комитета, председатель федеральной комиссии.

     Федеральная служба, российское агентство, федеральный  надзор осуществляли специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавлял руководитель (директор) федеральной службы, российское агентство – генеральный директор российского агентства, федеральный надзор – начальник федерального надзора.

     Многообразие  форм федеральных органов исполнительной власти не было достаточно обоснованным.  Министерства, как правило, осуществляли межотраслевую координацию, а также выполняли контрольные и разрешительные функции. Государственные комитеты проводили государственную политику и осуществляли управление в конкретной сфере. Функции федеральных органов исполнительной власти пересекались и дублировались. Многие такие функции были попросту избыточными.

     В основу преобразований были положены характерные для административных реформ, проводившихся во многих зарубежных странах, идеи разделения функций стратегического  и оперативного государственного управления. Было выделено четыре группы функций – по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору, управлению государственным имуществом и  по оказанию государственных услуг.

     При этом под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции и федеральных законов, обязательных для исполнения правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

     Функции по контролю и надзору заключаются в осуществлении действий по контролю и надзору за исполнением установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдаче разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрации актов, документов, прав, объектов, а также издании индивидуальных правовых актов.

     Функции по управлению государственным имуществом состоят в осуществлении полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

     Функции по оказанию государственных услуг включают предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

     Эти функции распределялись федеральными органами исполнительной власти трех различных организационных форм: федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами5.

     Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере. По общему правилу, министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом.

Информация о работе Механизм государства