Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:17, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении и глубоком понимании характера и особенностей личных и имущественных отношений супругов в Древнем Риме.
Задачи таковы:
1) проанализировать личные и имущественные отношения супругов в Древнем Риме;
2) изучить особенности характера личных и имущественных отношений супругов при различных формах брака;
3) определить правовой режим приданого согласно нормам римского брачного права.
Но
эта последовательно
Dos. Издержки общей семейной жизни (содержание семьи и т. д.) лежат в принципе на муже; и жена и дети в крайнем случае могут требовать от мужа и отца выдачи им содержания. Но уже издавна, с самых первых моментов появление брака без manus, вошло в обычай давать мужу при самом заключении брака особое приданое, которое и носит название dos. Таким образом, не все имущество жены делается приданым: dos – это только то имущество, которое специально выделено мужу или самой женой, или ее paterfamilias, или, наконец, лицом посторонним. Если приданое дается отцом жены, оно носит название dos profecticia; если самой женой или посторонним лицом, оно называется dos adventicia. Но во всяком случае приданое должно быть установлено каким-нибудь специальным актом – «dos aut datur aut dicitur aut promittitur» («приданое или дается, или устанавливается, или обещается»). Первоначальным названием dos было вспомоществование мужу в несении общесемейных расходов (ad matrimonii onera sublevanda), но затем к этой функции прибавилась другая: dos гарантирует до известной степени мужа от неосновательного развода со стороны жены.
Donatio propter nuptias. Уже издавна были в обычае предбрачные подарки жене со стороны мужа (donations ante nuptias), но они приобрели особое значение после того, как выяснилась вторая – штрафная - функция dos. Если жена на случай неосновательного развода со своей стороны рискует потерей приданого, то в интересах равенства и справедливости было желательно, чтобы муж также, получая dos, выделял из своего имущества известную часть, по стоимости приблизительно равную dos, для подобной же гарантии жены. Это и стало мало-помалу если не юридической обязанностью мужа, то во всяком случае правилом общественного приличия: требовать такой donatio ни невеста, ни ее родители не могли. Но в силу запрещения дарений между супругами, donatio эта должна была во всяком случае совершиться до брака (donatio ante nuptias), иначе дарение будет ничтожно. Нормы относительно donatio ante nuptias не получили, однако, в эпоху классического права полного развития; лишь законодательство самых последних императоров (Юстина и Юстиниана) придало этому институту более законченную физиономию. Прежде всего было позволено в интересах установления указанного равенства совершать donatio не только до брака, но и после его заключения, вследствие чего Юстиниан предписал называть этот институт donatio propter nuptias. Но это название не вполне соответствует действительности в том отношении, что настоящего дарения здесь нет: муж сохраняет собственность на подаренные объекты; он ими пользуется, как и раньше, и, если брак протечет без всяких потрясений, donatio propter nuptias не проявит себя ничем. Все назначение donatio propter nuptias заключается именно только в гарантии жены на случай развода: тогда она не только может потребовать назад свою dos, но и donatio propter nuptias. В интересах наилучшей гарантии жены относительно получения donatio, на выделение мужем имения было также установлено запрещение их отчуждать.
Также необходимо рассмотреть некоторые вопросы наследования женами, а также вообще женщинами. Первоначально жена относилась к первому разряду наследников. Но после по эдикту Андриана (127 г. н.э.) и по новеллам императора Юстиниана (указы Юстиниана после 534 г. н.э., годы правления Юстиниана 547-548 гг.) жена после мужа наследует только в том случае, если нет никаких, даже самых отдаленных, родственников. Впрочем, вне этого общего порядка, Юстиниан установил особенное право наследования для бедной вдовы - uxor indotata: если вдова ничего своего не имеет (ни dos, ни parapherna), то она конкурирует со всеми наследниками, причем получает часть, равную с ними, однако не более 1/4 наследства или не больше 100 фунтов золотом; если она конкурирует с собственными детьми от брака с покойным, то получает следующую ей часть только в ususfructus, то есть получает только право пользования и получения плодов в отношении части наследственного имущества без приобретения его в собственность.
Имелись ограничения для женщин и при наследовании по завещанию. Так, один из республиканских законов - Lex Voconia 169 г. до н.э. запретил гражданам первого класса (то есть с цензом выше 100 тысяч сестерциев) назначать женщин наследницами.
Так
постепенно складывалась римская система
имущественных отношений между
супругами. Принцип юридической
раздельности имуществ, ничему не мешающий
при браках хороших, но наилучшим
образом гарантирующий обоих
супругов при браках плохих, принцип,
и в настоящее время признанный
еще немногими
На стадии сговора-обручения отцы семейства решали вопрос о приданом, т. е имуществе, которое жена приносила в дом мужа и которое, по общему правилу, становилось его собственностью. Приданое, или так называемое дотальное имущество (от римского dos – приданое), следует отличать от собственного имущества супруги, которое могло быть получено ею как при заключении брака, так и в ее последующей жизни – по наследству, дарению и другим причинам. Не исключалось, что жены могли быть богаче своих мужей.
Всегда
следует иметь ввиду, что правовое
положение лица, в нашем случае
замужней женщины, и его фактическое
положение в семье могло
Решаясь на выгодный брак, римский муж попадал во власть собственной жены, как это хорошо показал римский комедиограф Плавт, живший во II в. до н. э., в комедии «Ослы».
Ситуация самая тривиальная. Артемона застает своего мужа Демента у любовницы.
Артемона. Встань, любовник, марш домой!
Демент. Я пропал.
Артемона. Все еще торчишь, болван, тут? Марш домой!
Демент. Горе мне!
Артемона. Встань, любовник, марш домой!
Демент. Ах, жена, я умоляю…
Артемона. Вспомнил, что жена теперь? А когда бранил, мерзавец, не жена была тогда?
Сказанного достаточно.
Приданое имеет в римском праве свою длинную историю. Полагают, что обычай давать приданое появился с возникновением брака sine manu. Для этого есть серьезные основания. Брак этот, существовавший еще до Законов XII таблиц и ими легализованный, появился, должно быть, в обход обычая, запрещавшего лицу патрицианского сословия жениться на плебеянке. Между тем не раз случалось, что обедневшая патрицианская семья нуждалась в союзе с преуспевающей плебейской семьей. Тем более что расходы на содержание семьи лежали на муже, а возможностей для этого не оказывалось. Первоначально dos переходило в полную собственность мужа и навсегда: оно не подлежало возвращению ни в случае смерти жены, ни даже в случае беспричинного развода со стороны мужа. Но муж в отношении приданого не имел в Риме права свободно распорядиться этим имуществом. Императором Августом был издан специальный закон (Lex Julia de fundo dotali), по которому муж был лишен права продать земельный участок, полученный им в качестве приданого. Пока патриархальные семейные традиции были очень сильны, пока разводы были явлением неслыханным, это право мужа ничего страшного в себе не заключало и запрета продавать приданое не устанавливали.
Но из подобной ситуации вытекали следствия, неблагоприятные для жены. Семейные устои стали расшатываться. К концу республики, когда вместе с общим падением нравов усилились разводы (в 231 г. до н. э. отмечен первый развод супругов в Риме), указанное положение вещей обнаружило большие неудобства; неограниченная свобода разводов создавала возможность различных злоупотреблений со стороны мужа: вступив, например, в брак и получив приданое, он мог тотчас же дать жене развод; брак мог стать, таким образом, средством для самой низкой спекуляции с целью получения приданого. Ввиду этого возникла необходимость так или иначе юридически обеспечить интересы жены.
Прежде всего об этом стали заботиться сами заинтересованные лица. Жена или ее родители при самом заключении брака и установлении приданого требовали от мужа в форме stipulation обеспечения того, что в случае развода или смерти мужа приданое будет возвращено жене или установителю. Это обеспечение носило название cautio rei uxoriae. При наступлении предусмотренных в cautio условий жена или установитель dos имели против мужа или против его наследников обычный строгий иск – actio ex stipulatu. Часто при этом передаваемое мужу приданое при самом установлении оценивалось и как бы считалось мужу проданным за известную сумму денег, которую он и обязывался вернуть на случай развода (dos venditionis causa aestimata).
Обычай подобных cautiones мало-помалу укрепился настолько, что даже тогда, когда cautio была упущена, стало казаться, несправедливым, если муж, давая жене развод без всякого с ее стороны повода, удерживал себе ее приданое. Выразителем этого формирующегося правовоззрения и здесь прежде всего явился претор, который стал давать жене actio rei uxoriae – иск, идущий на то, что будет более справедливо (id quod aequius melius erit). Вскоре, однако, этот иск превратился в actio civilis и bonae fidei. При толковании этого иска, при обсуждении того, чего требует в наших отношениях bona fides, и были выработаны юриспруденцией ближайшие нормы классического дотального права. Основные положения его сводятся к следующему.
Если брак прекращался смертью жены, то приданое по общему правилу оставалось мужу, разве что оно было установлено ее отцом (dos profecticia) и отец был еще в живых. Если брак прекращался смертью мужа, то приданое возвращалось всегда жене или ей совместно с отцом. Оно возвращалось также тогда, если брак был прекращен разводом по инициативе мужа или по его вине; но оно оставалось мужу, если развод дала жена без всяких поводов со стороны мужа или если она вызывала развод своим поведением. Однако, во всех тех случаях, когда муж должен вернуть приданое, он может сделать при известных условиях некоторые вычеты из него – так называемый retentiones (propter liberos – на содержание детей, которые остаются на его попечении; propter res amotas – по поводу вещей, растраченных женой; propter mores – по поводу каких-либо проступков жены и т. д.; - Ulp. Reg. VI).
Таким образом, обязанность мужа возвращать приданое в случае прекращения брака была признана. Но муж все же считается собственником приданого и потому может растратить его во время брака; даже более того – он может отчудить его нарочно с намерением дать затем жене развод. Конечно, жена будет иметь в таком случае обязательственное требование к мужу; но это требование может оказаться безрезультатным (например, в случае несостоятельности мужа). Для того, чтобы еще полнее гарантировать жену, Lex Julia de adulteriis в особой главе de fundo dotali воспретила мужу отчуждение дотальных недвижимостей (находящихся в Италии) без согласия жены, причем под запрет стали подводиться не только акты прямого отчуждения, но и все те, которые могли привести в последствии к отчуждению - например, залог (Gai. II. 63). Благодаря этому запрещению, главная составная часть dos была освобождена от указанных выше возможностей. Сверх того, требование жены было снабжено privilegium exigendi, т. е. правом на преимущественное удовлетворение перед другими личными кредиторами мужа.
Юстиниан пошел еще далее в том же направлении. Если в классическом праве муж удерживал приданое еще в случае смерти жены, то Юстиниан предписал и здесь возвращение приданого ее наследникам. Таким образом, в позднейшем римском праве dos остается мужу лишь в случае развода по вине жены, в качестве штрафа для последней. Он может быть обязан это сделать по actio ex stipulatu, возникающей уже не из специальной stipulation, а из неявного обещания возвратить, неразрывно связанного с любым установлением приданого. Кроме того, Юстиниан запретил отчуждение дотальных недвижимостей даже при согласии жены. Наконец, он уничтожил различие между actio ex stipulatu и actio rei uxoriae, предписав, чтобы иск о возвращении приданого был всегда actio ex stipulatu, но чтобы этот иск обсуждался по началам bonae fidei, причем прежние правила о restitutio dotis были подвергнуты значительным изменениям (были отменены все прежние retentiones мужа). Privilegium exigendi превратилось в подлинную законную ипотеку жены на все имущество мужа.
Благодаря
обязанности возвращать приданое и
запрещению alienatio, уже в классическую
эпоху муж, хотя юридически и оставался
собственником приданого, но фактически
являлся не чем иным, как простым
пользователем приданым на время
брака (ususfructus maritalis). Права жены на dos непрерывно
росли, и римские юристы стали говорить:
«quamvis in bonis mariti dos sit, mulieris tame nest» («хотя
приданое находится в имуществе мужа,
однако оно принадлежит жене»). Тем не
менее и в праве Юстиниана собственником
dos в принципе является муж.
Информация о работе Личные и имущественные отношения супругов в Древнем Риме