Легальность и легитимность государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение понятий легальности и легитимности государственной власти и их соотношение.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность государственной власти
Политическая и государственная власть: общая характеристика и соотношение 5
Признаки государственной власти 8
Глава 2. Институты легальности и легитимности государственной власти: категориальный и компаративный анализ
2.1. Соотношение категорий легальности и легитимности в истории политической мысли 12
2.2. Легитимность государственной власти на политической карте мира (на примере США, СССР и России) 18
Заключение 27
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

В основе государственной  власти современных государств лежит  принцип разделения властей.

Структуру государственной  власти составляют:1) субъект (государство  в лице его органов); 2) объект (подвластные, население государства).

Помимо признаков, государственная власть обладает особыми свойствами.

Первым и основным свойством государственной власти является сила, на которой она базируется: никакая другая власть подобным средством  воздействия не располагает.

Далее можно отметить публичность государственной власти. В теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

Особо хотелось бы остановиться на таком свойстве государственной власти как суверенитет.

Суверенитет государственной власти внутри страны выражается:

– в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны

– в общеобязательности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей)

– в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти

– в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

Государственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.3

В пределах собственных  границ государство осуществляет высшую власть. Оно определяет путь развития отношений с другими государствами, а последние, в свою очередь, не имеют права вмешиваться во внутренние дела государства. Суверенитет не зависит от величины территории, численности населения и политического режима.

Государственный суверенитет также обладает основополагающими принципами, такими как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. В случаях, когда иностранное государство нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, которое не отвечает национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком  государства, суверенитет характеризует  его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Он является полным и  исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который  позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.4

 

 

 

Глава 2. Институты  легальности и легитимности государственной  власти: категориальный и компаративный анализ

2.1. Соотношение  категорий легальности и легитимности в истории политической мысли

Еще в начале XIX века возник термин «легитимность», который выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственную законную. И в тоже время это слово приобрело и другой смысл – признание этой государственной власти и территории государства на международном уровне. Потребность в легитимности власти возникла как реакция против насильственной смены власти и пересмотра государственных границ, против произвола и охлократии.

Признание населением данной власти, ее права управлять, и называется легитимностью. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им, что означает согласие масс подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а настоящий порядок наилучшим для государства. Безусловно, в обществе всегда найдутся граждане, которые нарушают законы, ввиду своего несогласия с данным политическим курсом. Легитимность власти предполагает поддержку и признание большинства, а законы исполняются основной частью социума.

Также в политологии  используется  термин «легальность»  власти. Стоит заметить, что термин «легитимность» и «легальность» не тождественны. Легальность  власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым  нормам. В свою очередь, легитимность не обладает юридическими функциями, и, конечно же, не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. И в то же время она может быть нелегитимна, не восприимчива народом. Наряду с легальной власть в обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность – это  доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной  оценкой власти.

Граждане ободряют власть, во многом основываясь на моральные  критерии добра, порядочности, справедливости, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение и согласие общества без принуждения, а если оно все же не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика, в их тесной связи, авторитетны и эффективны.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, то есть доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной и вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Порой дл оправдания насилия, репрессий власть часто использует деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (веры во власть) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

Типологию легитимности, которая и по сей день пользуется широким признанием, была введена  Максов Вебером. Он выделил три основных принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в «чистом виде». В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

Традиционная  легитимность.

Власть, основанная на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые, называется традиционной. При такой власти обычаи выступают основой управления и согласия в обществе, потому, что так принято, так было всегда. Власть традиций подразумевает то, что если традицией пренебрегают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Такие общества статичны, они могут существовать столетиями без каких-либо изменений. Люди стараются вновь и вновь воспроизводить отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.

Традиционная власть была характерна для многих древних восточных государств (Вавилон, Египет, Персия, Китай, Индия), а также и для средневековой Европы. Традиционная легитимность, безусловно, присутствует и в современных политических системах. По своей структуре она схожа с отношениями в патриархальной семье, в которой младшие повинуются старшим. Возможно поэтому, М.  Вебер считал, что полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Харизматическая легитимность.

В обществе, которое  постоянно модернизируется, еще  не до конца освоившему демократический тип управления, зачастую распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути своей, это верх человек с особыми качествами. Харизматическая власть, если смотреть на нее сквозь историческую палитру, существовала в самых разных политических системах. Эти и римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.

Условия развития харизматического типа властвования довольно просты: там нет свободы и, прослеживается тесная связь  этого типа властвования с революцией. Авторитет, основанный на харизме, не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, а сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя. От их преклонения перед ним. В свою очередь, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию», поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения данного типа легитимности важно даже не столько самообладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей. Если сравнивать харизматическую власть с традиционной и легальной, то сразу же бросается в глаза ее нестабильность, так как лидеру постоянно необходимо демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

Разновидностью харизматического типа легитимности власти является вождизм, который характерен для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Этому типу не всегда чужда демократия, так как формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима. Для обществ подобного типа характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархи на основе личных связей. В результате чего формируется представления об особом назначении режима, который необходим для прорыва в экономическом и социальном развитии. В конечном счете. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он  свое назначение.

Легальная или рационально-правовая легитимность.

Основой легальной  власти  является признание юридических  норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое включает в себя свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, которые действуют в рамках закона, а также ограничение сферы деятельности государства.

Для демократических государств характерна именно рационально-правовая легитимность. Она содержит в себе строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в первую очередь, государственным органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не только к отдельным лидерам, беспрекословное подчинение законам, а не определенной личности-руководителя.

Практика показывает, что  к стабильной легитимности ведет  лишь рационально правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путям. В обществе начинается формирование согласия относительно «правил игры» на политической арене. Именное посредством такого согласия общество приходит к стабильности.

В свою очередь, рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, а также определенное дистанцирование государства от общества. Именно поэтому большинство государств, которые возникают революционным путем, на первом этапе основываются на харизме, как на более простом способе. Но затем культ харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. И к нему начинают обращаться все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания харизматического режима ему приходится постоянно демонстрировать свою эффективность или же проводить репрессии.

Возможно  также появление этнической легитимности, когда формирование властных структур происходит по национальному признаку. Такая легитимность может развиваться только при высокой активности лиц коренной национальности. Этническая легитимность в будущем не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития государств является конституционный, рационально-правовой тип легитимности.

Средства  легитимации власти.

А вот что  касается литературы, то выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. В данном случает речь идет. Конечно же, о научном и техническом обеспечении политического курса в законах, пропаганде ценностей данной политики, налоговой системе, влиянии на средства массовой информации и формировании убеждений. Деление участников политических отношений на друзей и врагов является сильной аргументацией, также применяются апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, к экономической и технической целесообразности. В свою очередь этическое обоснование политики подчеркивает ее культурные и гражданские достоинства, ее справедливость, направленность на достижение общего блага, человечность. В оправдании власти с помощью идеологии состоит идеологическая легитимация, обосновывающая соответствие власти интересам народа, класса или нации. Стоит отметить, что правильная и эффективная экономическая политика, повышение благосостояния населения и укрепление общественного порядка также являются эффективным средством легитимации власти и роста доверия к ней со стороны населения.

Многие государства, в последнее время, переживают кризис легитимности. Что находит свое отражение в политической нестабильности, глубоком социально-экономическом кризисе и государственных переворотах. Все это сопровождается утратой доверия к власти, разочарованием в целях, методах политики и в самих политиках. В связи с этим, мне бы хотелось провести исторический анализ, разобрав легитимность государственной власти на примерах некоторых стран, таких как: СССР, Россия и Соединенные Штаты Америки.

Информация о работе Легальность и легитимность государственной власти