Легальность и легитимность государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение понятий легальности и легитимности государственной власти и их соотношение.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность государственной власти
Политическая и государственная власть: общая характеристика и соотношение 5
Признаки государственной власти 8
Глава 2. Институты легальности и легитимности государственной власти: категориальный и компаративный анализ
2.1. Соотношение категорий легальности и легитимности в истории политической мысли 12
2.2. Легитимность государственной власти на политической карте мира (на примере США, СССР и России) 18
Заключение 27
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская государственная  юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

 

 

Кафедра теории государства и права

 

 

 

Васильев Сергей Владимирович

 

 

Легальность и легитимность государственной власти

 

 

 

 

Курсовая работа

студента 2 группы, 1 курса

Института Финансового  и Банковского Права

очной формы обучения

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат юридических  наук, старший преподаватель - Захарова М. В.  

 

 

 

Дата сдачи: _________________

Дата рецензирования: ________

Дата защиты: _______________

Оценка: ____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

 

2012

Содержание

Введение                                                                                                         3

Глава 1. Понятие  и сущность государственной власти

    1. Политическая и государственная власть: общая характеристика и соотношение                                                                                            5
    2. Признаки государственной власти                                                         8

Глава 2. Институты  легальности и легитимности государственной  власти: категориальный и компаративный анализ

2.1. Соотношение категорий легальности и легитимности в истории политической мысли                                                                                         12

2.2. Легитимность государственной власти на политической карте мира (на примере США, СССР и России)                                                                18

Заключение                                                                                                   27

Список литературы                                                                                      28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  тема «легальность и легитимность государственной  власти» достаточно актуальна, так  как представляет научный и практический интерес. Данная тема анализировалась  у различных авторов в различных  изданиях: учебниках, монографиях, в интернете и т.д. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований этой темы.

Целью работы является изучение понятий легальности и легитимности государственной власти и их соотношение.

Задачей работы – рассмотрение понятий легальности и легитимности как правовой категории, а так же этих понятий на основе их соотношения. Так же хотелось бы раскрыть понятие легитимности государственной власти на примерах некоторых стран.

Легитимность и легальность государственной власти – близкие по значению термины, которые, тем не менее, имеют различный смысл. Легитимность – это одобрение государственной власти, легальность – это соответствие государственной власти законам.

Термин «легитимность» относится, скорее, к социологии, психологии, и некоторым другим общественным наукам. «Легальность» - это, прежде всего, юридический термин. Если о легитимности можно рассуждать и приводить те или иные точки зрения, то легальность имеет чёткие границы: соответствует или не соответствует.

Понятие «легитимность» рассматривается в связи с  государственной властью, поскольку  это залог успешного управления государством. Легальность может быть соотнесена и с другими видами власти, а также и не только с властью. При этом:

  1. легитимная государственная власть может быть нелегальной (национально-освободительные движения в колониальных странах);
  2. легальная государственная власть может быть нелегитимной (это состояние предшествует всем революциям);
  3. государственная власть может совмещать легальность и легитимность (состояние, соответствующее устойчивым общественным отношениям).

Процессы обеспечения  легитимности и легальности различны. Придание государственной власти легитимности называется легитимацией и происходит, прежде всего, в области идей, пропаганды, информации. Легальность обеспечивается принятием соответствующих законов и их исполнением.

Исходя из вышесказанного, в этой работе хочется раскрыть более  явно понятия легитимности и легальности  государственной власти и их соотношение, а также раскрыть легитимность государственной власти на примерах некоторых стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и сущность государственной власти

1.1. Политическая  и государственная власть: общая  характеристика и соотношение

Как мы знаем, любое общество нуждается в управлении и согласовании деятельности разных людей и социальных групп для достижения общих целей. Можно сказать, что власть – это одна из основных форм управления, отличительной чертой которой является осуществление управления путем подчинения одних людей другим. Оно связано с возможностью применения к управляемой массе принуждения, как необходимого признака власти.

Власть – одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для  воли других людей (объектов власти).1

Такую категорию как  власть, часто связывают с рядом  других понятий, с которыми она тесно граничит.

В-первую очередь, власть связывают с господством, которое  предполагает принуждающее насилие, приказание. Оно носит директивный метод, который присутствует во власти как возможность применять насилие, наказание и как реальная власть в адрес тех, кто нарушил закон. Но с другой стороны, категория господства уже категория власти. Это исходит из того, что власть может выступать в форме влияния и авторитете, не прибегаю к насилию.

Во-вторых, она может  осуществляться в форме влияния. Безусловно, влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно и том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. В таких случаях, власть осуществляется в форме убеждения, или в форме внушения, предполагающих использование особых приемов манипулирования.

В-третьих, возможной  формой и источником власти может  быть авторитет. Авторитет – это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции. 2

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, если рассматривать власть с точки зрения социального уровня, то можно различать власть: 1) в масштабе всего общества, 2) внутри того или иного коллектива (организации), 3) в отношениях между двумя индивидами.

Получается, что власть может выступать  как социальный институт – присутствовать в отношениях между большими социальными группами, так и как межличностный институт (в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями и т.д.). Также социальная власть находит свое проявление в политических и неполитических формах.

В свою очередь, среди  неполитических разновидностей можно  выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.

Политической называется власть, способная выступить  средством  реализации, защиты интересов больших социальных групп. К ее разновидностям можно отнести: 1) власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим), 2) государственную власть, 3) власть партийную, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров.

Одни авторы специальной  юридической и философской литературы признают тождество понятий политической и государственной власти, другие выступают за различие этих категорий. Приверженцев второй точки зрения объединяет то, что термин и понятие «политическая власть» они употребляют в более широком значении, нежели «государственная власть», - в смысле власти, осуществляемой не только государством, но и другими звеньями политической организации общества.

Государственная власть как разновидность социальной в  полной мере обладает всеми ее признаками:

  1. Власть – это явление социальное, т.е. общественное.
  2. Власть является атрибутом общества на всех этапах его развития, так как общество постоянно нуждается в управлении посредством власти.
  3. Функционирование власти может осуществляться  только в рамках общественных отношений, то есть такого отношения, которое существует между людьми. Властные отношения не могут возникать между человеком и вещью, между человеком и животным (даже если оно находится в его собственности). Это качество обусловлено  следующей характерной особенностью власти.
  4. Общественные отношения являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Они всегда представляют собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным, а другой – подвластным субъектом. С общесоциальной точки зрения они оба являются именно субъектами, то есть людьми, наделенными сознанием и волей, но в конкретном властеоношении, подвластный субъект выступает как объект властного воздействия субъекта.
  5. Любая власть базируется на силе. Данный признак является важнейшим, так как только наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Стоит отметить, что сила власти может иметь различную природу. Это может быть как физическая сила, сила оружия, так и сила интеллекта, сила авторитета, сила убеждения и эстетического воздействия.

Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической и недемократической.

Это деление касается не только государственной власти, но и любой другой, которая вязана с управлением коллективами, так как демократия может быть и неполитической.

Также государственная  власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной). В число носителей последней могут выходить неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.

Упоминая об особенностях государственной власти, ее признаках  и качествах, стоит помнить два обстоятельства: во-первых, это тесная, неразрывная связь государственной власти с государством; во-вторых, государство и государственная власть все-таки разные, нетождественные явления. Из этого следует, что признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, но они полностью не совпадают и способы и методы их характеристики должны быть различными.

1.2. Признаки  государственной власти

Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки): 1) монополия на издание общеобязательных велений; 2) монополия на применения государственного принуждения.

На основании этих отличительных черт можно выделить основные признаки государственной власти:

  1. Государственная власть распространяется на всю территорию  и на все население государства, и всех лиц находящихся на этой территории. В этом заключается ее всеобъемлющий характер, то есть универсальность.
  2. Законно применять принуждение имеет полномочия только государственная власть.
  3. Следующий признак – это прерогатива государственной власти. Это значит, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
  4. Государственная власть определяется наличием государственного аппарата, в котором все органы связаны между собой в определенной иерархии. Речь идет о структурированности государственной власти.
  5. Наличие особых каналов для передачи своих велений, которых нет у других властей (право, законодательство) и особых средств воздействия на население,  которых нет у других властей (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т.д.) дает возможность определения государственной власти.
  6. Государственная власть – всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего – это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом – при характеристике легитимности государственной власти).
  7. Государственная власть тесно связана с правом, ведь она обладает монополией на правотворческую деятельность, а права является самым эффективным регулятором общественных отношений.

Информация о работе Легальность и легитимность государственной власти